Практическая работа №5

Дисциплина: Введение в инклюзивное образование

Выполнила: Джелялова Гульзара, группа С(Д)О-17

Доклад на тему: «Характеристика детей с дислалией.»

1. Понятие дислалии и ее характеристика

Слайд2

Дислалия – это речевое нарушение, которое возникает у людей с нормальным слухом и в отсутствии неврологических проблем. Чаще всего встречается у детей и обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но некоторые виды характерны и для взрослых. Правда если у детей с возрастом дислалия стирается, то у старшего поколения она постепенно усугубляется, поскольку стареет и деформируется речевой аппарат.

Дислалия – нарушение речи, основанное не только на ошибочном произношении звуков, но и неправильном их восприятии. Собственно говоря, именно второе часто становится причиной первого, хотя эта взаимосвязь сложна и многостороння.

 

2. Причины дислалии

Слайд3

Описываемая характеристика дислалии у детей была бы не полной, без указания конкретных причин, способствующих развитию болезни. Они же различаются для разных видов болезни. Принято выделять 3 основные группы причин. Они представлены в таблице ниже.

 

3.Виды дислалии

Различают дислалию механическую (органическую) и функциональную.

Слайд4

Механическая дислалия является следствием органических дефектов периферического речевого аппарата. Наиболее распространенным дефектом является укороченная уздечка языка, что затрудняет его движение, не позволяя высоко подниматься (при верхних звуках). Иногда язык бывает слишком большой, он с трудом помещается во рту и, естественно, неповоротлив; или слишком маленький и узкий, что затрудняет артикуляцию.

Еще одной причиной дислалии являются дефекты строения челюстей, которые ведут к неправильному прикусу. Прикус – это расположение верхнего и нижнего зубных рядов относительно друг друга. Нормой считается, когда при смыкании челюстей верхние зубы слегка прикрывают нижние. Характер прикуса имеет большое значение для правильной артикуляции – физиологического процесса формирования звуков речи. В 2,5 года у ребенка формируется так называемый молочный прикус, в 6 лет начинается замена молочных зубов постоянными (сменный прикус) и к 13 – 14 годам устанавливается постоянный прикус. В период смены зубов чаще всего возникают зубочелюстные аномалии, поэтому детей необходимо периодически показывать стоматологу.

Аномалии прикуса могут быть нескольких видов.

Прогнатия – значительно выдается вперед верхняя челюсть.

Прогения – значительно выдается вперед нижняя челюсть.

Открытый прикус – между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток, контакты сохранены только на дальних боковых зубах. Тяжесть аномалии определяется величиной щели между зубами, то есть количеством неартикулирующих зубов.

Боковой открыты прикус может быть левосторонним, правосторонним и двусторонним.

Неправильное строение зубов также может привести к дислалии, поэтому при малейшем подозрении на неправильный прикус у ребенка, необходимо обратиться за консультацией и помощью к врачу-стоматологу. Своевременное наложение на зубы специальных шин приведет к полному выравниванию прикуса и выращиванию зубов. Лучше всего накладывать шины в возрасте 5 – 6 лет, когда кости еще достаточно эластичны.

Неправильное строение нёба тоже сказывается на звукопроизношении. Узкое, высокое нёбо или низкое, плоское мешает правильной артикуляции многих звуков.

Отвислая нижняя губа или укороченная, малоподвижная верхняя затрудняет чистое произношение губных и губно-зубных звуков.

Слайд5

При функциональной дислалии у ребенка нет никаких дефектов артикуляционного аппарата. Одной из основных причин функциональной дислалии является неправильное воспитании ребенка в семье. Родителям нравится лепет ребенка, и они «сюсюкают» с ним, что надолго задерживает развитие правильного звукопроизношения. Сюда же можно отнести так называемую педагогическую запущенность, когда родители совершенно не обращают внимание на неправильное произношение звуков ребенком и не поправляют его, не развиваю его речь, что тормозит не только нормальное развитие произносительных навыков, но и может задерживать общее развитие ребенка.

Иногда дислалия может возникнуть, если у ребенка появился младший братишка или сестренка, и старший начинает копировать речь младшего. В этом случае необходимо объяснить ребенку, что, наоборот, именно он, как старший, должен научить маленького правильно говорить, подать ему хороший пример. Хуже, когда у кого-либо из взрослых неясная, косноязычная или слишком быстрая речь. Такой пример может быть очень вреден, и надо, чтобы взрослые максимально следили за своей речью.

Двуязычие в семье может отразиться на звукопроизношении малыша, поскольку ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

Серьезной проблемой может стать недоразвитие фонематического слуха у ребенка. В этом случае ему трудно различать звуки, которые отличаются только тонкими акустическими признаками, например, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые свистящие и шипящие. Развитие правильного звукопроизношения идет очень медленно и иногда приводит к затрудненному формированию фонематического слуха, что в дальнейшем вызывает затруднение при письме и чтении.

Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (языка, губ, нижней челюсти), неумение ребенка удерживать язык в правильном положении или быстро менять его положение тоже могут привести к дислалии.

При снижении слуха наблюдается затруднение при дифференциации свистящих и шипящих звуков, звонких и глухих согласных.

Почти у половины детей, страдающих недостаточным умственным развитием, отмечается нарушение звукопроизношения.

Чаще всего при дислалии нарушается произношение свистящих (с, з, ц), шипящих (ш, ж, ч, щ) и язычных (р, л). Причем, мягкие пары согласных р и л, как правило, произносятся правильно.

Другие нарушения звукопроизношения проявляются:

· в отсутствии тех или иных звуков (апка – шапка, паовоз – паровоз, хо – хор);

· искажении (теперь – потерь, велосипед – силопед, дерево – деверо);

· заменах.

Замены могут быть следующие:

· «к» и «г» на «т» и «д» (тухня – кухня, дамак – гамак);

· «с» на «т» (тачок – сачок);

· «с» на «ф» (фумка – сумка);

· звонкие звуки на глухие (пулка – булка, субы – зубы, трова – дрова, фолосы – волосы, круша – груша, шара – жара);

· мягких звуков твердыми, и наоборот (ряз – раз, пула – пила).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: