Глава 1. Понятие образа в литературоведении, подходы и типология

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Образ как литературоведческое понятие: основные аспекты изучения».

студентки 3 курса группы РЛ-16-1

Специальность / Направление подготовки: 44.03.05. Педагогическое

образование (с двумя профилями). Бакалавриат

 

Специализация / Профиль: Русский язык и литература

Потанцевой Анны Сергеевны

 

 

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Н.А. Бражкина

 

_________________                                             ____________/_____________

(оценка цифрой и прописью)                                          (подпись науч. рук--ля / расшифровка подписи )

_________________                                                                  _______________

(количество баллов)                                                                                                        (дата)

                                                  

_                                                                       ________________ № __________

                       (дата)                             (журнал регистрации)

_______________________________

(должность регистрирующего)

______________/________________

(подпись / расшифровка)

 

 

Ульяновск, 2019.



Содержание

 

Введение. 4

Глава 1. Понятие образа в литературоведении, подходы и типология. 5

Глава 2. Особенности воплощения образов славянской мифологии из лирики Пушкина. 13

Заключение. 18

Список использованных источников. 19

 

 

 

                                                                                                             



Введение

 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что А. С. Пушкин в своих произведениях дает не статичное описание, а представляет персонаж в развитии, во всем многообразии проявления личности, качеств характера. Это отличительная черта не только поэзии, но и прозы Пушкина. Таковы, например, Герман из «Пиковой дамы», Емельян Пугачев, Евгений из «Медного всадника». Пожалуй, нет ни одного аспекта, в котором Пушкин не проявил бы талант выдающегося художника. Все традиционные для русской литературы приемы изображения героев творчески использованы автором и подчинены решению одной задачи: создать не просто типичный, но емкий и живой образ, который был бы интересен читателю.

Цель исследования: изучение образа как литературоведческого понятия.

Задачи:

1. Изучить понятие и типологию образа как литературоведческого понятия.

2. Рассмотреть особенности воплощения образов славянской мифологии из лирики Пушкина.

3. Исследовать способы создания образов в литературе.

4. Описать средства создания образов в произведениях Пушкина.

Объект исследования: понятие, типология и особенности образа как литературоведческого понятия.

Предмет исследования: особенности воплощения образов в лирике Пушкина.



Глава 1. Понятие образа в литературоведении, подходы и типология

 

Образ – в художественной литературе картина человеческой жизни, изображённая в художественном произведении; писатель, изображая жизнь, выражает свои мысли о ней, раскрывает при помощи образов своё отношение к поведению людей в различных обстоятельствах, к явлениям природы и, показывая их в произведении, стремится вызвать такое же отношение к ним у читателя.

Образ, образное отражение жизни – основная особенность искусства и, в частности, художественной литературы как особой формы отражения жизни, то есть познания жизни и воздействия на неё [1, c. 173].

В отличие от учёного, который непосредственно обобщает свои наблюдения над действительностью в понятиях, писатель отражает жизнь и выражает своё отношение к ней, рисуя в художественных образах картины человеческой жизни, поступки и переживания человека, по которым читатель уже сам должен прийти к выводам, нужным писателю, к обобщённому пониманию тех сторон жизни, о которых он говорит [5, c. 20].

Рисуя живые картины человеческой жизни, писатель сохраняет индивидуальные особенности жизненной обстановки, внешности человека, природы и так далее. Вместе с тем, он отбирает в жизни характерное, типичное, выражающее сущность жизненного явления. Поэтому индивидуальное изображение жизни в художественном произведении имеет обобщающее значение: изображённое писателем явление объясняет весь круг таких же явлений в жизни, позволяет познать и понять, чем эти явления вызываются, почему они существуют в действительности. Эти картины жизни писатель изображает для того, чтобы выразить своё отношение к жизни, дать ей оценку, помочь читателю действовать в ней. Поэтому образы в художественном произведении имеют не только индивидуальное и обобщённо-познавательное значение, но и значение воспитательное: воплощая в художественном образе свои идеалы, писатель зовёт читателя к тому, что он считает прекрасным в жизни [19, c. 56].

В процессе создания образа решающую роль играет идейность писателя, его жизненные идеалы, т. е. понимание им жизненных явлений, глубина поставленных им вопросов, его жизненный опыт, знание им жизни и наряду с этим художественное воображение, вымысел, позволяющие писателю изображать картину жизни правдиво, убедительно, верно, отвлекаясь от случайного и подчёркивая типическое [6, c. 93].

Так как в художественном произведении чаще всего изображены отдельные картины жизни, связанные между собой, точнее было бы говорить, что писатель показывает жизнь не в отдельных образах, а образно показывает её (т. е. сохраняет индивидуальные черты жизненных явлений, связывает их с восприятием человека, обобщает их при помощи вымысла и выражает в них свои идеалы) [1, c. 178].

Образом в узком смысле этого слова называют вообще изображение человека в произведении (образ Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»; образ Ули Громовой в романе А. А. Фадеева «Молодая гвардия» и т. п.).

Поскольку в произведении изображается обычно ряд людей, ряд образов, связанных между собой, находящихся в определённых взаимоотношениях, часто говорят о системе образов в произведении [14, c. 22].

Типология образов при этом будет выглядеть примерно так:

1.Элементарный уровень (словесная образность).

2. Образы-детали. Более сложный уровень с точки зрения формальной организации. Образ-деталь, как правило, строится из множества словесных образов и является более ощутимым звеном при анализе образов более высокого порядка. Например, плюшкинская куча как образ-деталь характеризует Плюшкина отчетливее, чем отдельные словесные образы.

3. Пейзаж, натюрморт, интерьер. Эти образы, как правило, имеют еще более сложное строение: и словесные образы, и образы-детали органично входят в их структуру. В ряде случаев эти образы не носят самодостаточного характера, являясь частью образа человека (вспомним, как создает свои типы Гоголь – интерьеры и пейзажи всякий раз меняются, фактически становясь средствами создания характера). В других ситуациях эти образы могут быть совершенно самодостаточными. Если по отношению к пейзажу или интерьеру этот тезис особых комментариев не требует (например, пейзажная лирика хорошо представима), то самодостаточность натюрморта обычно ассоциируется с живописью, а не с литературой [7, c. 83].

4. Образ человека. Образ человека становится по-настоящему сложной знаковой системой лишь в том случае, когда он становится центром произведения. Само по себе упоминание о человеке еще не делает его центром.

Если же мы посмотрим, как строятся образы, например, у М. Ю. Лермонтова, то здесь все уже подчинено человеку и фактически является лишь метафорическим выражением его чувств и мыслей [15, c. 493].

5. Уровень образных гиперсистем. Здесь речь идет об очень сложных образных системах, как правило, выходящих за пределы одного произведения. Такими являются, например, образы Москвы в художественном мире Цветаевой, образ России в творчестве Блока и так далее. Можно говорить о Петербурге Достоевского, и разговор этот в равной степени коснется городских пейзажей, интерьерных зарисовок и характеров героев, отношений между ними. Наиболее сложной образной гиперсистемой является образ мира у того или иного автора, складывающийся из взаимодействия всех образов всех произведений.

Эта типология образов представлена с позиции сложности знаковых систем. Возможны, однако, и другие основания для классификации. Например, можно классифицировать образы с позиции родовой специфики литературы. Тогда можно говорить о лирических, эпических и драматических образах и описывать особенности каждого из них [7, c. 85].

Корректен и стилевой подход к проблеме классификации образов. В этом случае можно говорить о реалистических, романтических, сюрреалистических и т.п. образах. Каждый из этих образов представляет свою систему со своими законами.

Возможны и иные основания для классификации.

Итак, образом (словесным образом) называют всякое выражение, придающее речи наглядность, красочность, конкретность. В этом общем смысле слова о поэтической речи говорят, что она образна. Часто встречается употребление понятия образ в излишне широком или излишне узком смысле («образ нации», «образ слезы» и т. п.). Такое расширительное его применение нельзя признать правомерным.

Следует выделить основные способы создания образов-персонажей [8, c. 101]:

- внешние черты портрета персонажа

- портрет персонажа –внутренний, психологический

- характер персонажа –описание черт характера, особенностей личности, привязанностей, симпатий и антипатий, убеждений, идеалов персонажа

- в системе сюжета – через поступки персонажа

- прямая авторская характеристика персонажа

- изображение природы в жизни персонажа

- изображение социальной среды, общества, эпохи, в которых живет персонаж

- описание тесного окружения персонажа, условий его жизни, его комната, дом, улица и т.п.

- психологический анализ жизни персонажа, его мыслей, чувств, переживаний и поступков

- языковая характеристика персонажа –его собственная художественная речь

- характеристика персонажа другими персонажами

- художественная деталь как символическая характеристика сущности персонажа, его внутреннего состояния в данный момент или постоянно.

Способы создания портрета персонажа:

- портрет –описание (внешние черты) (Ленский в «Евгении Онегине»);

- портрет –сравнение (сравнение с другими персонажами или с литературными стереотипами) (Татьяна и Ольга в «Евгении Онегине»);

- портрет лаконичный, краткий (Феб в «Соборе парижской богоматери»);

- портрет подробный и детализированный (Дон-Кихот и Санчо Панса);

- портрет психологический (Печорин в «Герое нашего времени»);

- портрет статический –без развития и изменений, с постоянными статичными деталями (портеры помещиков в «Мертвых душах»);

- портрет динамический – изображение персонажа в развитии, во всех его изменениях со временем (образ Наташи Ростовой) [8, c. 102].

Также важно выделить некоторые средства создания образа.

1. Портрет- изображение внешности героя. Как было отмечено, это один из приемов индивидуализации персонажа. Через портрет писатель часто раскрывает внутренний мир героя, особенности его характера. В литературе существует два вида портрета - развернутый и разорванный. Первый - обстоятельное описание внешности героя (Гоголь. Тургенев, Гончаров и др.), второй - по ходу развития характера выделяются характерные детали портрета (Л. Толстой и др.). Л. Толстой категорически возражал против детального описания, считая его статичным и незапоминаюшимся. Между тем творческая практика подтверждает эффективность и такой формы портретирования. Иногда представление о внешнем облике героя создается без портретных зарисовок, а с помощью глубокого раскрытия внутреннего мира героя, когда читатель как бы дорисовывает его сам. Так, в романс Пушкина «Евгений Онегин» ничего не говорится о цвете глаз или волос Онегина и Татьяны, но читатель представляет их как живых [12, c. 185].

2. Поступки. Как и в жизни, характер героя раскрывается прежде всего в том, что он делает, в поступках. Сюжет произведения представляет собой цепь событий, в которых раскрываются характеры героев. О человеке судят не потому, что он говорит о себе, а по его поведению.

3. Индивидуализация речи. Это также одно из важнейших средств раскрытия характера героя, так как в речи человек полностью раскрывает себя. В древности бытовал такой афоризм: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Речь дает представление о социальном статусе героя, о его характере, образованности, профессии, темпераменте и многом другом. Талант писателя-прозаика определяется умением раскрыть героя через его речь. Искусством индивидуализации речи персонажей отличаются все русские писатели-классики.

4. Биография героя. В художественном произведении жизнь героя изображается, как правило, на протяжении определенною периода. Дня того, чтобы раскрыть истоки тех или иных черт характера, писатель нередко приводи) биографические сведения, относящиеся к его прошлому. Так, в романе И.Гончарова «Обломов» есть глава «Сон Обломова», в которой рассказывается о детстве героя, и читателю становится ясным, почему Илья Ильичт вырос ленивым и совершенно неприспособленным к жизни. Важные для понимания характера Чичикова биографические сведения приводит Н. Гоголь в романе «Мертвые души».

5. Авторская характеристика. Автор произведения выступает в качестве всезнающего комментатора. Он комментирует не только события, но и то, что происходит в душевном мире героев. Этим средством не может воспользоваться автор драматического произведения, поскольку его прямое присутствие не соответствует особенностям драматургии (частично выполняют его ремарки).

6. Характеристикагероя другими действующими лицами. Это средство широко используется писателями [13, c. 76].

7. Мировоззрение героя. У каждого человека есть свой взгляд на мир, свое отношение к жизни и людям, поэтому писатель для полноты характеристики героя освещает его мировоззрение. Характерный пример - Базаров в романе И.Тургенева «Отцы и дети», выражающий свои нигилистические взгляды [13, c. 77].

8. Привычки, манеры. У каждого человека есть свои привычки и манеры, которые проливают свет на его личностные качества. Привычка учителя Беликова из рассказа А.Чехова «Человек в футляре» в любую погоду носить зонт и галоши, руководствуясь принципом «как бы чего не вышло», характеризует его как заскорузлого консерватора [13, c. 83].

9. Отношение героя к природе. По тому, как человек относится к природе, к «братьям нашим меньшим» животным, можно судить о его характере, о его гуманистической сущности. Для Базарова природа- «не храм, а мастерская, а человек в пей работник». Иное отношение к природе у крестьянина Калиныча («Хорь и Калиныч» И.Тургенева).

10. Вещная характеристика. Пещи, окружающие человека, дают представление о его материальном достатке, профессии, эстетическом вкусе и многом другом. Поэтому писатели широко пользуются этим средством, придавая важное значение так называемым художественным деталям. Так, в гостиной помещика Манилова («Мертвые души» Н.Гоголя), мебель стоит несколько лет нераспакованной, а на столе лежит книга, раскрытая столько же лет на 14-ой странице.

11.Средства психологического анализа: сны, письма, дневники, раскрывающие внутренний мир героя. Сон Татьяны, письма Татьяны и Онегина в романе A.С.Пушкина «Евгений Онегин» помогают читателю понять внутреннее состояние героев.

12. Значащая (творящая) фамилия. Нередко для характеристики героев писатели используют фамилии или имена, которые соответствуют сущности их характеров. Большими мастерами создания таких фамилий были в русской литературе Н.Гоголь, М.Салтыков-Щедрин, А. Чехов. Многие из этих фамилий стали нарицательными: Держиморда, Пришибеев, Дерунов и др.

Итак, существует множество способов создания образов в литературе. Образ персонажа есть совокупность элементов, составляющих характер, внешность, речевую характеристику, поступки, социальный статус, которые показаны с помощью определенного набора художественно-композиционных и языковых средств. Выделение основных содержательных аспектов образа персонажа с последующим анализом способов его воплощения дает возможность провести комплексный анализ этой типологической разновидности художественного образа, оценить его максимально качественно и объективно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: