Воспитатель: Отгадайте загадки и найдите картинки, на которых нарисованы отгадки.
Воспитатель загадывает загадки о временах года. Дети находят представленные на стенде (магнитной доске, планшете) картинки-отгадки с изображением пейзажей времен года.
Загадки:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной.)
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень.)
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня … (зима.)
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я … (лето.)
Во время работы с картинками на ковре раскладываются цветы в произвольном порядке. Учитель ритмики надевает костюм бабочки.
Воспитатель: Какое время года вам понравилось больше всего и почему?
Ответы детей.
Воспитатель: А я люблю лето. Мне нравится плавать в реке, ходить в лес за ягодами, греться на солнышке. А вы хотели бы оказаться на летнем лугу?
|
|
Дети: Да.
Звучит «Вальс цветов» П. Чайковского (трек 3). Появляется учитель ритмики в костюме бабочки и исполняет импровизированный танец бабочки. В руке – волшебная палочка.
«Бабочка»: Здравствуйте, ребята! Я прилетела к вам с летнего луга и помогу вам совершить путешествие на луг. Нужно только сказать:
Пронеси нас над полями,
Пронеси нас над лесами -
Через радугу-дугу,
Опусти нас на лугу!
Дети, хором повторяют стихотворение, затем садятся на ковер, на котором разложены искусственные цветы.
«Бабочка»: Посмотрите вокруг - как красиво! Здесь очень много разных цветов. Погуляйте по лугу и выберите цветок, который вам больше всего нравится.
Дети произвольно ходят по ковру, берут по одному цветку, встают вокруг воспитателя и «бабочки».
Звучит «Вальс цветов» П. Чайковского (трек 3). «Бабочка» «летает», кружится между детьми и дотрагивается поочередно до плеча каждого из детей волшебной палочкой.
Воспитатель обращается поочередно к каждому ребенку: Как называется цветок, который ты выбрал? Какого он цвета? Назови части растения.
Дети отвечают.
Учитель ритмики: Подул ветерок, закачали цветы головками. И вместе с нежным и ласковым ветерком цветы стали танцевать.
Звучит аудиозапись «Вальса» И. Кишко (трек 4).
Дети исполняют танцевальный этюд «Цветы», располагаясь свободно по залу лицом к зеркалу.
Вступление: и. п. - дети садятся на ковер «на пятки», руки на колени.
1 часть.
1т. – плавно, в соответствии с характером музыки поднять руки вперед –вверх.
|
|
2 т. – опустить руки.
3-4 т. – повторение движений 1и 2 тактов.
5-8 т. – встают, плавно поднимая руки вверх, ладони направлены друг на друга.
9-12 т.- плавные движения рук над головой вправо-влево на каждый такт («ветерок»).
13-16 т – кружение на полупальцах вправо, руки плавно опустить вниз.
2 часть.
1-8 т. - дети встают в пары, подняв правые руки вверх, соединив их ладонями, и выполняют кружение на точке («вертушка»).
9-16 т. – перестраиваются в круг и легко бегут на полупальцах по кругу в одном направлении.
С окончанием музыки садятся на ковер в исходное положение.
Учитель ритмики: Ах, как красиво и легко танцевали наши цветы! Спасибо вам.
Воспитатель: А сейчас наши дети - « цветы» расскажут о себе.
Дети читают стихи о цветах.
Синий колокольчик
Покачал бутончик.
Дили - дон, дили - дон,
Раздается нежный звон.
Выросли ромашки-сестрички,
У ромашек белые реснички.
Пляшут ромашки среди луга,
Дл чего похожи друг на друга!
Растут его кудряшки,
Как шерстка на барашке.
Но он – всего лишь кашка
Для каждого барашка.
На лугу расцвел кипрей –
Вот семья богатырей!
Крепки, статны и румяны
Встали братья-великаны.
Славный выбрали наряд,
Куртки пламенем горят.
Во время чтения стихов воспитатель раскладывает на ковре муляжи ягод земляники.
Воспитатель: Не луг, а настоящий цветочный ковер! А что там краснеет в траве? Да это же луговая земляника! Давайте ее соберем.
Ребенок:
Ягодка по ягодке –
Дело продвигается.
И в лукошке маленьком
Ягод прибавляется.
Звучит аудиозапись русской народной мелодии «Яблонька» (трек 5). Дети ходят по ковру, собирают ягоды, складывают их в корзину.
Воспитатель: Как много земляники вы набрали! Какая она, ягода земляника? Ответы детей. (Красная, спелая, душистая, сочная, вкусная.) Кого вы ягодами угостите? Ответы детей.
А это что за листочки? (Показывает на вымытые листья щавеля, лежащего на столе в тарелке). Это щавель. Из него варят щи, делают начинку для пирогов. Давайте выучим стихотворение - скороговорку:
Ты нас, мама, не ищи,
Щиплем щавель мы на щи.
Дети хором и поочередно несколько раз повторяют скороговорку.
Воспитатель: Попробуйте щавель. Какой он на вкус? Дети пробуют листья. Щавель кислый, а ягоды земляники … сладкие. Щавель зеленый, а ягоды земляники… красные. Из щавеля варят щи, а из ягод земляники… варенье, компот.
Воспитатель: Что нужно цветам, ягодам и травам для того, чтобы расти и созревать? Тепло, свет, вода. Летнее солнышко дарит растениям тепло и свет.
Ребенок:
Солнце ясное взошло,
Принесло на луг тепло.
Рады солнцу я и ты,
Рады травы и цветы.
Воспитатель: Солнце зашло за тучи, и закапал теплый дождь.
Ребенок:
Стали капельки играть:
Капля каплю догонять.
Зонтик мы скорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Учитель ритмики: Предлагаю вам поиграть в игру «Солнышко и дождик». Услышав мелодию «солнышка», вы должны танцевать, как только зазвучит мелодия «дождя» - скорее прячьтесь под зонтик.
Проводится подвижная игра «Солнышко и дождик». Звучит музыка – двухчастная мелодия А. Гречанинова (трек 6). Воспитатель держит раскрытый зонт, под который укрываются от «дождя» дети. «Бабочка» танцует вместе с детьми, которые произвольно подбирают изученные ранее и известные им плясовые движения.
Воспитатель: Дождь перестал, снова выглянуло солнышко. И над лугом закружились и зажужжали насекомые.
Звучит аудиозапись звука насекомых луга (трек 7).
Воспитатель: Покажите, как летают и пищат комары.
Звучит аудиозапись «Шутки» И. Баха (трек 8). Дети имитируют полет и писк комаров, исполняя танцевальный этюд - импровизацию.
Ребенок:
Мы тучей над лугом летаем
И тех, кто гуляет, кусаем.
Воспитатель: Комары, конечно, кусаются и неприятно пищат. Но есть комар, который совершил подвиг. Вспомните, что он сделал? Он спас Муху-Цокотуху.
|
|
Во время беседы на ковре раскладываются ромашка с сидящей на ней пчелой, одуванчик с сидящей на нем стрекозой.
Воспитатель указывает на игрушки.
Воспитатель: Посмотрите, кто это сидит на ромашке? Пчела.
Ребенок:
С утра жужжу, цветы бужу,
Кружу, гужу и мед вожу.
Воспитатель: Скажите, какую пользу приносят пчелы? Они собирают цветочный нектар и превращают его в мед. А это кто? Указывает на игрушку.
Голубой аэропланчик
Сел на одуванчик. (Стрекоза).
Ребенок:
Очень грозная на вид,
Громко крыльями трещит.
Да ведь это стрекоза –
Удивленные глаза!
Во время беседы на ковре раскладываются карточки с изображениями насекомых.
Воспитатель: Решили насекомые поиграть: сняли крылышки и поменялись ими. А когда игра закончилась, запутались, кому какие крылья принадлежат. Помогите им вернуть свои крылья.
Проводится дидактическая игра «Чьи крылья?»
На полу – вырезанные из картона изображения насекомых (пчелы, бабочки, жука, стрекозы, божьей коровки и комара) с приложенными к ним крыльями других насекомых (т. е. все крылья перепутаны). Дети под музыку песни К. Костина «Божья коровка» (трек 9) ходят по залу и меняют местами крылья насекомых, собирая из частей пчелу, бабочку, жука, стрекозу, божью коровку и комара.
Воспитатель: Молодцы! Помогли насекомым.
Учитель ритмики: А наша прогулка подошла к концу. Давайте на прощание подарим обитателям луга танец.
Собирайтесь, дети, в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепче за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь.
Звучит аудиозапись русской народной мелодии «Русские узоры» (трек 10). Дети исполняют хоровод вместе с воспитателями, учителем ритмики – «бабочкой».
16 т. - дети собираются в круг в центре зала и берутся за руки.
16 т. – идут простым хороводным шагом вправо, на последнем такте выполняя одновременно плие и поворот налево по кругу.
16 т. – идут простым хороводным шагом влево по кругу.
4 т. – выполняют 4 шага в круг (сужают круг).
|
|
4 т. – выполняют 4 шага спиной из круга (расширяют круг).
4+4 т. – движения предыдущих восьми тактов повторяются.
16 т. – направляющий разрывает круг и ведет детей простым хороводным шагом, проводя их под поднятыми руками двоих из ребят, выбранных по желанию ведущего (выполняется «змейка с воротцами»).
III. Заключительная часть. Подведение итогов занятия (3 – 5 минут).
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Вам понравилась «прогулка» по лугу? Чем? Что нового узнали, с кем познакомились? Что особенно вам запомнилось? Дети отвечают.
Давайте поблагодарим бабочку за интересную прогулку по лугу и попрощаемся с нашей гостьей.
Дети хором: (обращаются к «бабочке»):
Пронеси нас над полями,
Пронеси нас над лесами,
Через радугу-дугу.
Было славно на лугу.
Учитель ритмики: Спасибо и вам, дети, за замечательную прогулку. Я тоже узнала много интересного о своем доме – луге. До свидания! На прощание давайте подарим друг другу поклон.
Звучит аудиозапись «Музыкального момента» Ф. Шуберта (трек 11) Дети выполняют поклон – сначала девочки, затем мальчики (на 8 тактов).
Девочки:
И. п. - ноги по 6 поз, руки в позиции «на юбочке».
1 - 2 т. - шаг вправо, носок правой ноги вытянуть.
3 - 4 т. - приставить носок левой ноги к щиколотке правой, за пятку.
5 - 6 т. - плие – полуприседание.
7 - 8 т. - вернуться в и. п.
То же выполнить влево.
Мальчики:
И. п. - ноги по 6 поз, руки в позиции «за спиной».
1 - 2 т. - шаг вправо, носок правой ноги вытянуть.
3 - 4 т - приставить левую ногу к правой, закрывая ее в 6 позицию.
5 - 6 т. - наклон головы вниз.
7 - 8 т. - вернуться в и. п.
То же выполнить влево.