Чувственная модальность (по восприятию)

Современные средства обучения.

Средства обучения, их виды, классификации. Наглядность как универсальное средство обучения

Средство – прием, способ действия для достижения чего-либо; орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности.

Понятие «средство обучения» является одной из категорий дидактики.

В педагогическом процессе средства обучения рассматриваются как источник получения знаний, формирования умений. 

Средства обучения – это совокупность предметов и произведений духовной и материальной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, учебное и учебно-производственное оборудование, средства массовой коммуникации и др.).

Средства обучения в учебном процессе выполняют роль сенсомоторных стимулов, воздействующих на органы чувств учащихся и облегчающие им непосредственное или косвенное познание мира.

Современные средства обучения выполняют следующие функции:

1. Информационную – являются источником информации.

2. Дидактическую – в доступном виде способствуют передаче учебной информации, формированию умений и навыков.

3. Мотивационную – способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

4. Контрольную – позволяют оптимизировать педагогическую диагностику.

 

В научно-педагогической литературе существует несколько оснований для классификации средств обучения:

1. Целевая направленность:  

1) Дидактические средства учителя – предметы, используемые учителем для более эффективной реализации целей образования.

2) Дидактические средства ученика – индивидуальные средства учащихся, активизирующие их учебно-познавательную деятельность.

 

2. Дидактическая целесообразность:

1) Основные – определяющие учебную (дидактическую) информацию (формулы, тексты, чучела животных, картины и т.п.);

2) Вспомогательные – сопровождающие или передающие учебную информацию (мел, доска, учебник, макеты, рисунки, слайды, диапроекторы и др.)

 

3. Нарастание возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика (В. Оконь):

 

Простые средства: 

1). Словесные: учебники, текстовая информация, символы и условные обозначения (слова, буквы, цифры, ноты).

2). Простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины пр.

Сложные:

1). Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп, эпипроектор и пр. 2). Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио, музыкальные инструменты. 3). Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео.

4). Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, предметные кабинеты, компьютеры, мультимедиа-технологии, информационные системы, телекоммуникационные системы.

Чувственная модальность (по восприятию)

 

 

 

 

Задание: Соотнести, сравнить данные классификации с классификациями, представленными в учебнике Е.А. Таможней «Методика обучения географии».

Наглядные средства

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: