Вступление. Докажите, что Бородинское сражение является кульминационным эпизодом в изображении войны в романе (как связан этот эпизод с изображением войны 1805-1807 годов и с последующим описанием войны 1812 года).
Главная часть.
1. Почему сражение подаётся через восприятие Пьера? Что поражает Пьера накануне сражения? Какие открытия он делает на поле Бородина? Как раскрывается в эпизоде содержание слова «миром»? Когда оно ещё звучало в романе в этом смысле?
2. С какой целью показаны в начале эпизода Борис Друбецкой и Долохов?
3. Какие мысли и чувства владели князем Андреем накануне сражения? Почему князю Андрею была неприятна встреча с Пьером? (Сравните с эпизодом, когда Пьер приезжает к князю Андрею в Богучарово.) Что думает князь Андрей о военной тактике, о Кутузове, об исходе сражения?
4. Сопоставьте эпизоды «Пьер на батарее» (ср.: «Батарея Тушина», том 1) и «Князь Андрей в резерве». Почему Толстой так распорядился судьбой героев на Бородинском поле?
5. Как Толстой противопоставляет Кутузова и Наполеона?
|
|
1) Какие приёмы использует Толстой для раскрытия характеров Наполеона и Кутузова до начала сражения? На какие детали внешности и поведения обращает внимание?
2) Как ведут себя Кутузов и Наполеон во время сражения? Покажите, что они противопоставляются как полководцы и как личности.
3) Почему Толстой считал поступки Наполеона противоположными добру и правде («Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»)? Как Кутузов и Наполеон противопоставлены в оппозиции истинное – ложное?
6. Как проявляется гуманизм Толстого в изображении Бородинского сражения? Каково отношение к войне князя Андрея, Пьера, Наполеона, автора? Почему описание Бородинского сражения начинается и заканчивается пейзажем?
7. Покажите мастерство Толстого в создании эпизода.
1) Почему, описывая Бородинское сражение, Толстой чередует сцены, в которых участвуют полководцы и генералы, с теми, в центре которых простые солдаты или знакомые нам вымышленные персонажи?
2) Как сочетается в описании сражения стремление Толстого к предельному обобщению, масштабности, с одной стороны, и к детализации, конкретности – с другой?
3) Покажите, что Толстой, изображая Бородинское сражение, выступает как историк, как философ, как художник-реалист и психолог.
Заключение.
Докажите, что эпизод является композиционным центром романа.
1) Какую роль играет этот эпизод в описываемых событиях романа?
2) Какую роль эпизод играет в судьбе главных героев?
3) Как выразились в этом эпизоде взгляды Толстого на роль личности в истории, на причины военных побед и поражений
Задание 53. В основе композиционного построения романа Л.Н. Толстого «Война и мир» лежит такой прием как антитеза. Во-первых, противопоставление заявлено уже в названии произведения; во-вторых, в романе дается описание жизни людей в мирное время и на войне; в-третьих большинство героев, даже второстепенных, имеют своего антагониста, т.е. противопоставлены друг другу по внешним и внутренним характеристикам (Наташа и Элен, граф Ростов и князь Василий Курагин, московские барыни и общество Анны Павловны Шерер, Кутузов и Наполеон и др.).
|
|
I. Прочитайте фрагменты романа, описывающие великих полководцев:
КУТУЗОВ ‑ Т. 1, ч. 2, гл. 1, 2; ч. 2; ч. 3, гл. 12,15, 16; Т. 3, ч. 2. гл. 15,16, 21; Совет в Филях; Т. 4, ч. 2, гл. 17.
НАПОЛЕОН ‑ Т. 1, ч. 3, гл. 14, 19; Т. 3, ч. 1, гл. 6, 7; ч. 2, гл. 26, 27, 29, 38; Т. 4,ч. 2. гл. 10.
II. Сопоставьте образы Кутузова и Наполеона по следующим параметрам:
1. Внешность и речь исторических героев.
2. Поведение накануне и во время:
А) Шенграбенского сражения;
Б) Аустерлицкого сражения;
В) Бородинского сражения.
3. Отношение героев к своим солдатам и к войне.
4. Человеческие качества героев.
III. Опираясь на текст романа, выявите авторское отношение к указанным историческим личностям.
Задание 54. Прочитайте фрагмент романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (Том IV, ч. 1, гл. XIII). Проанализируйте образ Платона Каратаева по предложенному плану.
План анализа образа Платона Каратаева
1. Имя героя. Как называет себя герой и как к нему обращаются? О чём говорит это обращение?
2. Возраст.
3. Социальное положение.
4. Внешность (одежда, улыбка, глаза, лицо).
5. Речь. В чём её необычность? Как она характеризует героя?
6. Характер.
7. Что известно о жизни героя до 1812 г.?
8. Каково отношение героя к военной жизни?
9. Как погибает Платон?
10. Какую авторскую идею олицетворяет герой?
ВОЙНА И МИР