План анализа эпизода «Бородинское сражение»

Вступление. Докажите, что Бородинское сражение является кульминационным эпизодом в изображении войны в романе (как связан этот эпизод с изображением войны 1805-1807 годов и с последующим описанием войны 1812 года).

Главная часть.

1. Почему сражение подаётся через восприятие Пьера? Что поражает Пьера накануне сражения? Какие открытия он делает на поле Бородина? Как раскрывается в эпизоде содержание слова «миром»? Когда оно ещё звучало в романе в этом смысле?

2. С какой целью показаны в начале эпизода Борис Друбецкой и Долохов?

3. Какие мысли и чувства владели князем Андреем накануне сражения? Почему князю Андрею была неприятна встреча с Пьером? (Сравните с эпизодом, когда Пьер приезжает к князю Андрею в Богучарово.) Что думает князь Андрей о военной тактике, о Кутузове, об исходе сражения?

4. Сопоставьте эпизоды «Пьер на батарее» (ср.: «Батарея Тушина», том 1) и «Князь Андрей в резерве». Почему Толстой так распорядился судьбой героев на Бородинском поле?

5. Как Толстой противопоставляет Кутузова и Наполеона?

1) Какие приёмы использует Толстой для раскрытия характеров Наполеона и Кутузова до начала сражения? На какие детали внешности и поведения обращает внимание?

2) Как ведут себя Кутузов и Наполеон во время сражения? Покажите, что они противопоставляются как полководцы и как личности.

3) Почему Толстой считал поступки Наполеона противоположными добру и правде («Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»)? Как Кутузов и Наполеон противопоставлены в оппозиции истинное – ложное?

6. Как проявляется гуманизм Толстого в изображении Бородинского сражения? Каково отношение к войне князя Андрея, Пьера, Наполеона, автора? Почему описание Бородинского сражения начинается и заканчивается пейзажем?

7. Покажите мастерство Толстого в создании эпизода.

1) Почему, описывая Бородинское сражение, Толстой чередует сцены, в которых участвуют полководцы и генералы, с теми, в центре которых простые солдаты или знакомые нам вымышленные персонажи?

2) Как сочетается в описании сражения стремление Толстого к предельному обобщению, масштабности, с одной стороны, и к детализации, конкретности – с другой?

3) Покажите, что Толстой, изображая Бородинское сражение, выступает как историк, как философ, как художник-реалист и психолог.

Заключение.

Докажите, что эпизод является композиционным центром романа.

1) Какую роль играет этот эпизод в описываемых событиях романа?

2) Какую роль эпизод играет в судьбе главных героев?

3) Как выразились в этом эпизоде взгляды Толстого на роль личности в истории, на причины военных побед и поражений

 

Задание 53. В основе композиционного построения романа Л.Н. Толстого «Война и мир» лежит такой прием как антитеза. Во-первых, противопоставление заявлено уже в названии произведения; во-вторых, в романе дается описание жизни людей в мирное время и на войне; в-третьих большинство героев, даже второстепенных, имеют своего антагониста, т.е. противопоставлены друг другу по внешним и внутренним характеристикам (Наташа и Элен, граф Ростов и князь Василий Курагин, московские барыни и общество Анны Павловны Шерер, Кутузов и Наполеон и др.).

I. Прочитайте фрагменты романа, описывающие великих полководцев:

КУТУЗОВ ‑ Т. 1, ч. 2, гл. 1, 2; ч. 2; ч. 3, гл. 12,15, 16; Т. 3, ч. 2. гл. 15,16, 21; Совет в Филях; Т. 4, ч. 2, гл. 17.

НАПОЛЕОН ‑ Т. 1, ч. 3, гл. 14, 19; Т. 3, ч. 1, гл. 6, 7; ч. 2, гл. 26, 27, 29, 38; Т. 4,ч. 2. гл. 10.

II. Сопоставьте образы Кутузова и Наполеона по следующим параметрам:

1. Внешность и речь исторических героев.

2. Поведение накануне и во время:

А) Шенграбенского сражения;

Б) Аустерлицкого сражения;

В) Бородинского сражения.

3. Отношение героев к своим солдатам и к войне.

4. Человеческие качества героев.

III. Опираясь на текст романа, выявите авторское отношение к указанным историческим личностям.

Задание 54. Прочитайте фрагмент романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (Том IV, ч. 1, гл. XIII). Проанализируйте образ Платона Каратаева по предложенному плану.

План анализа образа Платона Каратаева

1. Имя героя. Как называет себя герой и как к нему обращаются? О чём говорит это обращение?

2. Возраст.

3. Социальное положение.

4. Внешность (одежда, улыбка, глаза, лицо).

5. Речь. В чём её необычность? Как она характеризует героя?

6. Характер.

7. Что известно о жизни героя до 1812 г.?

8. Каково отношение героя к военной жизни?

9. Как погибает Платон?

10. Какую авторскую идею олицетворяет герой?

 

ВОЙНА И МИР


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: