Тест 2. Тест индивидуального стиля педагогической деятельности (авторов А. М. Марковой, А. Я. Никоновой)

В основу методики положен подход, разработанный А. М. Марковой совместно с А. Я. Никоновой. В основу определения стиля в труде педагога авторами были положены следующие признаки:

1. содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация педагога на процесс или результат своего труда);

2. развертывание педагогом ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде;

3. динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и т. д.);

4. результативность (уровень знаний и навыков учения у воспитанников, а также их интерес к изучаемой теме).

 

Инструкция: "Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся Вашей педагогической деятельности. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый "естественный" ответ, который придет Вам в голову. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте "+" ("да"), если нет – знак "–" ("нет"). Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет "хороших" или "плохих" ответов".

Бланк с вопросами.

1. Вы составляете подробный план урока?

2. Вы планируете урок лишь в общих чертах?

3. Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока?

4. Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала?

5. Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала?

6. Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения?

7. Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения?

8. В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика?

9. Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов?

10. Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ?

11. Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении?

12. Вы часто меняете темы работы на уроке?

13. Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала?

14. Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся?

15. Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса?

16. Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия?

17. Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся?

18. Вы всегда укладываетесь в рамки урока?

19. Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник?

20. Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?

21. Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам?

22. Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы?

23. Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы?

24. Часто ли Вы повторяете пройденный материал?

25. Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися?

26. Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках?

27. Как Вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках?

28. Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока?

29. Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания?

30. Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке?

31. Вас отвлекает "рабочий шум" на уроке?

32. Вы часто анализируете свою деятельность на уроке?

33. Часто ли Вы контролируете знания учащихся?

Анализ результатов

Ключ к тесту:

– ЭИС (15 вопросов): 2, 3, 5, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 21, 22, 26, 27, 28, 29;

– ЭМС (25): 1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33;

– РИС (17): 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 18, 20, 22, 25, 26, 27, 28;

– РМС (16): 1, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 18, 19, 20, 23, 24, 25, 31, 32, 33.

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.

 

Для определения доминирующего стиля педагогической деятельности рекомендуется использовать выраженность того или иного стиля в процентах. Для этого количество баллов, набранное респондентом, по данному стилю, необходимо разделить на общее количество вопросов, входящих в данную шкалу.

 

Ключ. Описание стилей педагогической деятельности.

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Педагоги с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой педагог строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с воспитанниками. Во время опроса педагоги с ЭИС обращается к большому числу воспитанников, в основном сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно. Для воспитателя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. В деятельности педагога с ЭИС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Педагога с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания воспитанников. Для педагогов с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на НОД.

Эмоционально-методический стиль (ЭМС). Для педагога с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой педагог адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех воспитанников (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний воспитанников. Такого педагога отличает высокая оперативность, он часто меняет виды деятельности на НОД, практикует коллективные обсуждения. Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и педагог с ЭИС, педагог с ЭМС в отличие от последнего стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Для педагога с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с педагогами эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его воспитанников во время НОД меньше, чем на НОД у педагогов с эмоциональным стилем. Педагог с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т. д.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

Рассуждающе-методичный стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, педагог с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний воспитанников) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности воспитанников, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса педагог с РМС обращается к небольшому количеству воспитанников, давая каждому много времени на ответ, особое время уделяя слабым воспитанникам. Для педагога с РМС в целом характерна рефлексивность.

Мой индивидуальный стиль педагогической деятельности по результатам теста_________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это означает, что в будущей профессиональной деятельности я буду_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

и, возможно, я столкнусь

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: