Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым
«Крымский инженерно -педагогический университет имени Февзи Якубова.»
Учебная дисциплина: Общие основы методик начального образования.
Кафедра начального образования.
Кравцова Л.Ф.
ст. преподаватель
Тема: Личностно-ориентированный подход в образовании – одно из важнейших направлений современной педагогики в начальной школе.
Цель: раскрыть особенности организации образовательного процесса в начальной школе в условиях личностно-ориентированного подхода.
Задачи: образовательная – раскрыть цели, задачи и функции начального образования; определить законы и принципы личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников и содержание составляющих компонентов единой дидактической системы, ориентированной на формирование умений учиться;
развивающая – развивать способность осуществлять педагогическое проектирование, научно обосновывать технологические подходы к организации УВП, обеспечивающие как реализацию на практике концептуальной основы начального образовательного стандарта нового поколения, так и достижение конкретной дидактической цели урока;
воспитывающая– формировать готовность к профессиональной деятельности, способность позитивно мыслить и действовать в нестандартных ситуациях.
Основные вопросы:
1.Функции начального образования.
2. Конструирование дидактической системы и соответствующих практик на уроках в начальном звене на основе личностно-ориентированного подхода (законы, принципы, формы, методы организации УД).
3. Личностно-ориентированное обучение – согласованная система развивающей деятельности младших школьников в различных предметно-специфических областях.
4.Особенности организации процесса обучения младших школьников на субъект-субъектной основе.
5.Комплексное использование личностно -ориентированных технологий в начальной школе.
(лекция- 2 часа)
Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, дидактическая система, конструирование, развивающая деятельность, субъект-субъектная основа обучения.
Содержание лекции.
Личностно-ориентированное обучение как особая методология организации условий обучения младших школьников. Реализация основных функций в начальном общем образовании (образовательной, развивающей, воспитательной). Культурологическая (содержательная) сторона организации образовательного процесса в условиях личностно-ориентированного подхода. Создание единой согласованной системы начального образования в различных предметно-специфических областях. Социализация обучающихся, формирование положительной" Я-концепции" в условиях образовательного процесса.
Личностно-ориентированная парадигма обучения. Законы, в которых фиксируются личностные параметры обучающихся (взаимосвязь творческой реализации обучающихся и образовательной среды; взаимосвязь обучения, воспитания и развития; обусловленность результатов младших школьников характером образовательной среды). Принципы и формы активного взаимодействия. Методы познания и проблемно-диалогического обучения.
Единая согласованная система развивающей деятельности младших школьников в различных предметно-специфических областях (на примере разработки рабочих программ, календарного планирования, анализа фрагментов уроков). Создание условий для преодоления познавательных затруднений (планирование учебной деятельности на диагностической основе, определение способов профилактики и коррекции, разработка конкретных методических средств, включение обучающихся в рефлексивно-оценочную деятельность и т.п.) Взаимосвязь урочной, внеурочной деятельности и деятельности системы дополнительного образования.
Ученик как партнер учителя в образовательном процессе. Ориентация на формирование у младших школьников умений учиться.Роль практического способа обучения как ведущего в деятельности учителя начальных классов. Принципы деятельностного подхода к организации образовательного процесса в начальной школе (деятельности, творчества, вариативности, психологической комфортности, минимакса, непрерывности).
Обеспечение полноценного обучения и развития младших школьников в условиях применения технологий личностно-ориентированной направленности. Роль технологий в формировании социальной активности (поведенческого и эмоционально-личностного компонента). Технология Ш.А. Амонашвили "Школа жизни" и ее эффективность в условиях современной начальной школы. Воспитание с позиции деятельности. Опыт гуманизации педагогической системы на основе различных методологических подходов (М. Монтессори, Р. Штайнера, и др.)
Вопросы для самоконтроля.
1.Какие функции выполняет современное начальное общее образование?
2.Перечислите законы и принципы личностно-ориентированного обучения, раскройте их особенности.
3.В чем просматривается согласованность развивающейся системы в различных предметно-специфических областях?
4.Какие условия необходимо создать, чтобы начальная система образования младших школьников в различных предметно-специфических областях была единой и способствовала формированию у младших школьников умений учиться и развитию их личностных качеств.
5.Назовите технологии личностно-ориентированной направленности.
6.Определите роль методов познания и проблемно-диалогического обучения в формировании учебной самостоятельности младших школьников.
Задания для самостоятельной работы (дом.задание).
1. Определите цели, задачи и принципы технологии "Школа жизни" Ш. А. Амонашвили и изучите ее возможности в реализации требований ФГОС НОО.
2.Разработайте фрагменты уроков (класс, предмет по выбору каждого), применяя следующие методы:
- методы постановки учебной проблемы;
-методы поиска учебной проблемы, направленные на открытие нового знания.
Результаты самостоятельной работы разместите в комментариях или отправьте по электр.почте.
Рекомендуемая литература.
Основная литература:
1. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования/Под общ. Ред. Академика РАО В. Л. Матросова. – М.: Прометей, 1999. – 116 с.
https://e.lanbook.com/book/97814
2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2014.
3.Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. - Минск, 1990.
4. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 308 с.
Дополнительная литература:
1.Начальная школа. Требования второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С. П. Казачкова, М.С. Умнова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2014.
2.Курс лекций по теории и технологии обучения математике в начальных классах: учеб. пособие / В. П. Ручкина.; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т» – Екатеринбург, 2016.
3.Пешкова В. Е. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие. Часть 5 Педагогические технология в начальном обучении. Майкоп, 2010.
Дополнительная информация к лекционному занятию.
Классические принципы отечественной дидактики (наглядность, научность, доступность…) определяют общие целевые установки обучения, но они в не позволяют регламентировать личностно-ориентированный образовательный процесс. В ходе исследований отечественных ученых: В. И. Андреева, Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, В. В. Краевского, И. Я. Лернера, М.И. Махмутова, М. Н. Скаткина, В. И. Сластенина, А. В. Хуторского и др., а также с учетом опыта учителей-практиков, были определены в процессе обучения резервы повышения креативности, продуктивности, индивидуализации обучения и выявлены законы и принципы ЛОО.
Законы, в которых фиксируются личностные параметры обучающихся:
-взаимосвязь творческой реализации обучающихся и образовательной среды;
- взаимосвязь обучения, воспитания и развития;
-обусловленность результатов младших школьников характером образовательной среды.
Перечисленные законы имеют прямое отношение к личностной ориентации в обучении, поскольку ими определяют особенности конструирования современной дидактической системы и соответствующих практик в условиях требований ФГОС НОО.
Принципы ЛОО:
1 – личностного целеполагания (образование каждого обучающегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей: участие в постановке цели урока, в выборе форм и методов обучения, в определении содержания, темпа занятий, в выстраивании собственной траектории в образовательных отраслях…);
Выбора индивидуальной образовательной траектории (собственное содержание образования становится значимым для обучающего, как и содержание, определенное программами; обучающийся имеет право выбора (по согласованию с обучающим) таких элементов образовательного процесса, как его смысл, содержание, формы и темп работы, способы и критерии оценки);
3 – метапредметных основ образовательного процесса (данный принцип предполагает выход за рамки своей учебной деятельности);
4 – продуктивности обучения (организация разноплановых видов деятельности, отличающихся от общепринятых образцов);
5 – первичности образовательной продукции (личностное содержание образования в форме идей, взглядов, опережает изучение общепринятых научных и культурных образцов);
6 – ситуативности обучения (обучающийся проблематизирует свою деятельность, самоопределяется на поиск новой проблемы, на создание своего продукта, находится в творческом поиске, соотносит свои результаты с аналогом);