Способы цитирования. Пунктуационное оформление цитат. Знаки препинания при диалоге

Дистанционные задания по русскому языку 11 классу

(Матвеенко О.П.)

Внимание!

Перед выполнением дистанционных заданий ознакомьтесь с правильным оформлением работ.

В тетради должна быть записана дата, вид работы, тема. Например:

Тридцатое марта

Домашняя работа

Сложные предложения с разными видами связи

Словарный диктант

Все задания к упражнениям выполнять в полном объеме. Если есть вопросы к учителю, прошу писать в ВК https://vk.com/nezdogadavcia. Ребята, следите за материалами на моей страничке. Постараюсь выкладывать ёмкую и интересную информацию к урокам. Успехов вам. Жду ваши работы каждую пятницу.

С уважением, Матвеенко О.П.

 (подгруппа Матвеенко О.П.)

Двадцать седьмое апреля

Домашняя работа

Урок развития речи.  Лингвистический и стилистический анализ текстов разных стилей и жанров.

1. Просмотреть видео, выписать пример лингвистического анализа «Темные аллеи» И. Бунина https://www.youtube.com/watch?v=K_fdFfoGtlg

Двадцать девятое апреля

Дополнительный урок по русскому языку

Подготовка к КР. Тропы.

Выписать тропы из текста. Просмотреть полный лингвистический анализ текста (ДО КОНЦА).

Текст

Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове - Родина?

Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это самолёт в небе, и птицы, летящие на север над нашим домом. Родина – это растущие города и малые, в десять дворов, деревеньки. Это имена людей, названия рек и озёр, памятные даты истории и планы на завтрашний день. Это ты и я с нашим миром чувств, нашими радостями и заботами.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.

Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни.

Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего. Дерево нашей Родины – одно целое: зелёная крона и корни, глубоко уходящие в землю.

С детской игрушки, с народной сказки, с первой школьной беседы об окружающем мире представление о Родине у человека должно складываться из прошлого и настоящего. Только при этом условии вырастет человек, способный заглянуть в завтра, способный гордиться своим Отечеством, верить в него, защищать его…

Человек должен вырастать сыном своей страны. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.

(В. М. Песков)

 

 

Приложение

Лингвистический анализ текста

По типу речи текст является … (описанием, повествованием, повествованием с элементами описания, рассуждением, так как…), что сказалось на особенностях композиции текста.

(В описании –чаще всего – а) общее представление об описываемом, б) отдельные признаки, в) авторская оценка, вывод; в повествовании – экспозиция, завязка, кульминация, развязка; в рассуждении – тезис, аргументы, вывод.)

Текст состоит из … абзацев, являющихся его смысловыми частями. Каждому абзацу соответствует микротема …(Если микротемы не совпадают с абзацами по какой-либо причине, отметить это как особенность текста.)

В первой части говорится о … во второй части (абзаце) о … (Отметить, какие образы изображены в тексте.)

Композиционное единство всех частей текста выражается в наличии грамматических связей между его частями … (с помощью какой связи – цепной или параллельной – соединены первый и второй абзацы, третий и четвёртый …)

А как связываются предложения в этом тексте? Преобладает … (цепная/параллельная связь)

В каком стиле написан текст? Поскольку … (общие признаки какого-либо стиля) можно предположить, что текст написан в … стиле. Как известно, стилистические особенности текста проявляются на всех уровнях: лексическом, морфологическом, фонетическом, синтаксическом.

Анализ лексики данного фрагмента – использование автором … характерно именно для … стиля.

Морфологические особенности.

Всмотримся в синтаксические особенности текста …, … (связать, если возможно, со стилем)

Изобразительно-выразительные средства языка, тропы и фигуры, автор использует (применяет) для …

Фонетические средства изобразительности …

Смысловые части фрагмента объединены общей темой … (Или: несмотря на наличие микротем для текста характерно тематическое единство всех его частей: общая тема текста …)

А цельность фрагмента задаётся идеей текста … (какой)

Итак, перед нами текст, написанный в … стиле, являющийся … (тип речи). И ещё раз, анализируя текст, мы убедились в том, насколько оригинальным является любое «сложное синтаксическое целое», как всё органично связано, соединено, переплетено в этой тонкой материи под названием «текст».

Подсказка

По типу речи предлагаемый текст является рассуждением, что сказывается на особенностях композиции текста. Первая часть является тезисом, выдвигаемым автором («Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове - Родина?»). В следующих пяти абзацах автор подбирает разного рода аргументы, доказательный материал: «Родина – это очень много»; «Родина подобна огромному дереву»; «Человеку важно знать свои корни»; «Без прошлого нельзя понять настоящего»; «…представление о Родине должно складываться из прошлого и настоящего»; «Человек должен вырастать сыном своей страны».

Единство темы обеспечивается преимущественной цепной связью между всеми абзацами, но также присутствует и параллельная связь между первым и последним абзацами, что образует смысловое кольцо в тексте.

Связь в предложениях осуществляется при помощи лексических средств: лексический повтор (Родина, Отечество, вырастает – вырастать, дерево, человек); антонимы (прошлое – настоящее); синонимы (Родина – Отечество – страна). Также присутствуют грамматические средства связи: указательные местоимения (это), больше имен существительных, чем глаголов; нет единой видовременной формы у глаголов, хотя преобладает настоящее время (вырастает, дышим, питают).

В синтаксическом оформлении текста преобладают простые осложненные предложения. Здесь присутствуют однородные члены предложения («в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках»), причастные обороты («взрастившая нас земля», «корни, глубоко уходящие в землю»), деепричастные обороты («совершая дела великие»). Особенностью текста является парцелляция предложений и параллелизм. С первого предложения В. М. Песков вводит читателя в круг проблемы с помощью риторического вопроса, что является одним из изобразительно-выразительных средств. В тексте также встречается сравнение (подобно дереву), метафора (Родина – дерево, корни – история), градация (жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад).

Из выявленных средств связи можно сделать вывод, что текст написан в публицистическом стиле. Смысловые части фрагмента объединены общей темой – понятие о Родине и любовь к ней. Идея же текста заключается в том, что человек должен знать свое прошлое, не забывать свои корни и тогда он будет искренне любить свою Родину.

Тридцатое апреля

Домашняя работа

Способы цитирования. Пунктуационное оформление цитат. Знаки препинания при диалоге

1. Запишите предложения в той последовательности:

а) прямая речь;
б) косвенная речь;
в) предложение с вводными словами;
г) отдельные слова или словосочетания.


Какой из способов цитирования не представлен в упражнении? Чем пунктуация при цитировании отличается от пунктуации при разных способах передачи чужой речи? Что в них общего?


1) Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов назвал «вратами своей учёности». 2) «Мудрость есть дочь опыта», — любил говорить великий итальянский художник, учёный и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. 3) Н. А. Добролюбов писал, что «народная мудрость высказывается обыкновенно афористически». 4) По мнению Д. И. Писарева, «мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми, если бы многие истины, обратившиеся уже в пословицы или украшающие собою азбуки и прописи, перестали быть для нас мёртвыми и избитыми фразами». 5) Украинский поэт Т. Г. Шевченко советовал: «Не чурайтесь своего, но и чужому учитесь, если оно того заслуживает».

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: