2.1. Понятие и функции инфраструктуры рынка.
Инфраструктура – это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы. Инфраструктура рынка – это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. [3]
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.
Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга – это особый товар, существующий только в момент его производства. Можно выделить две основные функции инфраструктуры рыночного типа (или рыночной инфраструктуры в широком смысле), обусловленные природой рыночной экономики:
а) обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики.
б) регулирование движения товарно-денежных потоков. В качестве субъектов рыночной экономики мы рассматриваем, с одной стороны, владельцев ресурсов и владельцев продуктов, а с другой – коммерческие структуры и государство. Обе классификации субъектов экономики дополняют друг друга и выделяют эти субъекты по разным критериям. [6]
Обеспечивающая функция – есть функция внутренняя, имманентная инфраструктуре экономики, характеризующая ее сущность и непосредственное предназначение. Такая функция носит пассивный характер. Рыночная инфраструктура, как подсистема всей экономики, как бы предоставляет рыночной экономике условия и возможности для выполнения экономических функций (прежде всего таких, как оптимальная аккумуляция ресурсов и создание из них продуктов хозяйственной деятельности), непосредственно не участвуя в создании продукта. Тем не менее, указанная функция может быть также классифицирована как прямая, поскольку формирование адекватной инфраструктуры является одним из непосредственных и обязательных условий существования и воспроизводства экономической системы, а также ее развития.
Регулирующая функция как бы вырастает из обеспечивающей, является ее продолжением, но ее свойства иные. Прежде всего, она носит внешний характер. Несмотря на то, что инфраструктура является подсистемой в экономической системе, эта подсистема существует над процессом взаимодействия хозяйствующих субъектов, без которых они, с одной стороны, не могут взаимодействовать, но которая, с другой стороны, при определенных обстоятельствах способна оказывать весьма существенное влияние на весь процесс воспроизводства. В этом своем качестве данная функция является активной, что особенно заметно в переходных экономических системах. Наконец, по своей природе она является функцией обратного действия, сигнализируя экономике о тех или иных проблемах в сфере непосредственного создания продукта.
Обе функции неразрывно связаны и не могут реализоваться одна без другой. Результатом их взаимодействия является вполне определенный синтетический эффект, который можно определить как оптимизацию движения товарно-денежных потоков. В процессе обеспечения и регулирования движения товарно-денежных потоков инфраструктура способствует достижению соответствия между общественными потребностями в товарах и услугах и способностью процесса производства удовлетворять их в требуемых масштабах. Тем самым обеспечивается сопряженность в реализации обеих функций, достигается пропорциональность в распределении ресурсов, что, в свою очередь, ведет к минимизации издержек, связанных с распределением ресурсов и продуктов. Инфраструктура также используется при макроэкономическом регулировании: с ее помощью государство осуществляет антиинфляционные мероприятия, политику занятости, противодействует циклическим колебаниям экономики.
2.2. Элементы инфраструктуры рынка.
Основные элементы инфраструктуры современного рынка: 1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество; 2) аукционы, ярмарки и др. формы организационного небиржевого посредничества; 3) кредитная система и коммерческие банки; 4) эмиссионная система и эмиссионные банки; 5) система регу лирования занятости населения и центры гос. и негос. содействия занятости (биржи труда); 6) информ. технологии и средства деловой коммуникации; 7) налоговая система и налоговая инспекция; 8) система страхования коммерческого хоз.ственного риска и страховые компании; 9) торговые палаты, другие общ., добровольные и гос. объединения (ассоциации) деловых кругов; 10) таможенная система; 11) профсоюзы работающих по найму; 12) коммерческо-выставочные комплексы; 13) система высшего и среднего экон. образования; 14) аудиторские компании (аудит – комплексная ревизия финансово-хоз. деятельности фирмы, которая позволяет определить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса); 15) консультативные (консалтинговые) компании (работа специалистов в области теории и практики рынка и бизнеса; 16) общественные и гос. фонды, предназначенные для стимули рования деловой активности; 17) спец. зоны свободного предпринимательства. (см. рис. 2.1) [3]
Рис. 2.1.
Рыночная инфраструктура включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике.
Рыночная инфраструктура выступает как институционализированная трансакция, поэтому из этого следует, что первым ее элементом являются соответствующиеинституты,в которых образуются трансакции. Их можно разделить на две группы –институты общего назначения и специальные институты. Деятельность институтов общего назначения обычно не сводится к выполнению той или иной функции в составе рыночной инфраструктуры, а предполагает также участие в реализации и иных задачей и целей, особенно если учесть, что многие из этих элементов принадлежат государству и используются не только в бизнесе. Эти институты ориентированы на преимущественное взаимодействие либо с товарными, либо с денежными потоками. [6]
Товарные потокии потоки услуг циркулируют как между производителями, так и между производителями и потребителями. К числу основных общих институтов рыночной инфраструктуры в этой части рыночной экономики относятся: дороги (автомобильные и железные); порты (речные, морские); аэродромы; грузовой и пассажирский транспорт (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный, метрополитен), в том числе в городах; склады (в том числе таможенные); предприятия связи; жилищно-коммунальное хозяйство. С известной долей условности к институтам общего характера можно отнести предприятия, выпускающие средства сообщения и оборудование для складов, портов и т. п. Характер этой части институтов инфраструктуры делает возможным не только их военное использование государством в случае необходимости (отсюда – заинтересованность государства в их развитии), но и их приватизацию или коммерческой использование государством. Институты специального характера представлены как частными структурами, ведущую роль среди которых играют товарные биржи и торговая сеть, включающая предприятия оптовой и розничной торговли, так и государством в лице таможенных органов и иных регулирующих и контролирующих инстанций. [6]
Денежные потокипроходят через соответствующие финансово-кредитные институты, которые, в отличие от натурального хозяйства, в силу самой природы денежных потоков существуют только в рыночной экономике. Денежная форма капитала является самой универсальной и обезличенной, пронизывающей все стороны жизни современного общества и объединяющей все ее сферы. При характеристике институтов денежного рынка более целесообразно провести различие между частными и государственными институтами, то есть разграничить их по критерию формы собственности, а не функциональной ширины. [6]
Говоря об институциональной составляющей рыночной инфраструктуры, следует также отметить особую роль такого элемента инфраструктурного обеспечения рынка ресурсов, как институты функционирования рынка труда. Их развитие напрямую связано с одной из ключевых макроэкономических проблем – обеспечением полной занятости. Следует однако отметить, что механизм функционирования этого сектора рыночной инфраструктуры не сводится к деятельности государственных служб трудоустройства и переподготовки кадров, поскольку социальная политика современного государства не сводится к борьбе с безработицей, а ориентирована на создание всего комплекса условий для развития человека, включая системы здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры – как частные, так и государственные. Здесь можно говорить, с одной стороны, о службе переподготовки кадров как об элементе рыночной инфраструктуры, относительно самостоятельной и ориентированной не только на потребности чисто рынка, частного сектора экономики, но и на так называемый общественный сектор.
В целом институциональная составляющая образует наиболее важный элемент рыночной инфраструктуры, выражающий ее сущность, наиболее осязаемо, и являющийся классической формой ее проявления. Однако, при всей его исключительной важности, рыночная инфраструктура не сводится только к нему. Дело в том, что институциональный элемент в большей мере подпадает под пассивную функцию рыночной инфраструктуры, выступая в качестве ее материального носителя. В то же время требуется нечто такое, что реализовало бы активную функцию рыночной инфраструктуры. В качестве этого «нечто» выступает информация о процессах, совершающихся в недрах рыночной инфраструктуры, своеобразные сигналы обратной связи рыночной инфраструктуры со всей экономической системой.
Вторым элементом современной инфраструктуры рынка являются информационные сети и потоки, а также институты, обеспечивающие (включая средства массовой информации, сети Internet, информационный и рекламный бизнес), благодаря которым она может существовать как единое целое, не только направляя функционирование рыночной экономики, но и содействуя оптимизации движения товарно-денежных потоков. Вне информационной составляющей рыночная инфраструктура не может существовать, поскольку по мере развития экономики производство и распространение информации постепенно замещает традиционное производство материальных благ. Именно единство институциональной и информационной составляющих образует так называемое внутреннее содержание рыночной инфраструктуры.
Информационная составляющая выполняет важную роль – она обеспечивает связь между рыночной инфраструктуры с внешней средой, каковой для нее выступает вся остальная часть экономической системы. Но информация идет не только из рыночной инфраструктуры вовне, а и возвращается обратно в институты рыночной инфраструктуры. Идет непрерывный обмен информацией между подсистемами, который не может быть нейтральным процессом, а является, по сути, непрерывным их взаимным приспособлением. Здесь возникает необходимость периодического закрепления сигналов прямой и обратной связей, как для придания устойчивости работе систем, так и для фиксации достигнутого оптимума.
Пригодность или непригодность самого института, равно как и степень его соответствия потребностям экономики, не могут быть определены иначе, как через регламентацию его деятельности и контроль, прежде всего со стороны государства. Из этой объективной необходимости вырастает третий элемент рыночной инфраструктуры – законодательство, регулирующее функционирование рыночной экономики и регламентирующее как деятельность институтов рыночной инфраструктуры, так и поведение хозяйствующих субъектов вообще, по сути, задающее «правила игры» в рыночной среде.
Четвертый элемент рыночной инфраструктуры рынка представляет собой – уровень рыночного мышления и поведения населения, его готовность следовать правилам и закономерностям функционирования рынка. Это тот самый субъективный элемент рыночной инфраструктуры, игнорирование которого приводит к нежелательным последствиям для рыночных преобразований в переходных экономических системах.
Итак, рассматривая содержание рыночной инфрастуктуры, можно выделить 4 взаимопроникающие составляющие: институциональную, информационную, нормообразующую и ментальную, которые в своей совокупности характеризуют как внутреннее содержание рыночной инфраструктуры, так и ее внешнее выражение.
3. Фискальная политика. Ее виды.
3.1. Фиксальная политика.
Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это комплекс государственных мер по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на национальную экономику. Фискальную политику проводит правительство. Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использования в целях решения социально-экономических проблем страны. [4]
Для реализации целей фискальной политики (экономический рост, полная занятость, стабильность цен) государство использует два основных инструмента: изменение ставок налогообложения и изменение государственных расходов. Инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла. Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос, а их уменьшение ведет к сокращению совокупного спроса, так как государственные расходы являются частью совокупных расходов. Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос.
3.2. Виды фискальной политики.
I) По характеру воздействия на экономику в зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику. [7]
Стимулирующая фискальная политика - осуществляется в период спада экономической активности для оживления экономики путем увеличения государственных расходов (повышение зарплаты бюджетникам, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры и другой финансовой помощи) или снижения налогов.
Во время спада совокупный спрос, как правило, слишком низок, чтобы обеспечивать полную занятость ресурсов. Государство может стимулировать совокупный спрос с помощью увеличения своих расходов или снижения налогов, возможно с одновременным применением этих двух мер. Эти действия часто приводят к дефициту бюджета, так как государство тратит больше средств, чем собирает в форме налогов. Рост государственных расходов без повышения налогов или снижение налогов без сокращения государственных расходов способствует росту совокупного спроса. Такая фискальная политика стимулирует расширение производства, повышает уровень занятости, инфляцию, а возможно и то и другое.
Сдерживающая фискальная политика - проводится в условиях экономического «бума», в период инфляции, соответственно направлена на сокращение совокупного спроса, для чего сокращаются правительственные расходы, трансферты и увеличиваются налоги. [4]
Если уровень совокупного спроса слишком высок, государство может сократить свои расходы, в том числе финансовую помощь (трансферты), повысить налоги либо проделать все одновременно. Эти действия приведут к уменьшению бюджетного дефицита, возможно к увеличению бюджетного избытка. Такая сдерживающая фискальная политика способствует снижению уровня совокупного спроса, в результате чего сократиться занятость ресурсов в экономике, будет сдерживаться рост цен (инфляция), а может быть и то и другое.
Однако для того, чтобы проводимая фискальная политика служила действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики необходимо, чтобы цели стимулирующей или сдерживающей фискальной политики совпадали с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и другое.
II) По степени участия правительства страны в решении макроэкономических проблем различают дискреционную (активную) и автоматическую (пассивную) формы фискальной политики. [7]
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, то есть не требуется властных решений, чтобы приести их в действие, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности. [1]
Так, в период спада в экономике, будет происходить естественное снижение налогов. Это будет тормозить спад, потому что происходит увеличение совокупного спроса. Во время экономического подъема увеличение налогов уменьшит совокупный спрос. Что касается пособий по безработице и различных социальных выплат, то они препятствуют резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема экономики и сокращения безработицы выплата различных пособий либо прекращается, либо уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.
Однако встроенных стабилизаторов недостаточно для того, чтобы преодолеть циклические колебания в экономике. С этой целью государство проводит дискреционную фискальную политику.
Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательные (официальные) изменения правительством в области государственных расходов и налоговой системе (доходной и расходной частей бюджета), направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы. [1]
Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а, следовательно, и на совокупный спрос. Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться, например, более устойчивых темпов экономического роста.
Здесь важно понимать, что фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера. Необходимо учитывать и то, что для фискальной политики характерен длительный процесс по реализации принятых мер (обсуждение существующей ситуации, законодательное её закрепление), а так же нужно время на то, чтобы принятые меры оказали желаемое воздействие на экономику, и ситуация начала изменяться. Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она будет изначально сочетаться с соответствующей денежно-кредитной политикой.
Практическая часть.
Задача 1.
Заполните таблицу:
Кол- во рабочих, чел. | Общий объем продукции | Ставка зарплаты | FC | VC | TC | AFC | AVC | ATC | MC |
0 | 0 | 5 | 20 | ||||||
1 | 10 | 5 | 20 | ||||||
2 | 20 | 5 | 20 | ||||||
3 | 40 | 5 | 20 | ||||||
4 | 55 | 5 | 20 | ||||||
5 | 80 | 5 | 20 | ||||||
6 | 105 | 5 | 20 |
Решение:
Кол- во рабочих, чел. | Общий объем продук-ции | Ставка зар-платы | FC | VC | TC | AFC | AVC | ATC | MC |
0 | 0 | 5 | 20 | 0 | 20 | - | - | - | - |
1 | 10 | 5 | 20 | 5 | 25 | 2 | 0,5 | 2,5 | 0,5 |
2 | 20 | 5 | 20 | 10 | 30 | 1 | 0,5 | 1,5 | 0,5 |
3 | 40 | 5 | 20 | 15 | 35 | 0,5 | 0,38 | 0,88 | 0,25 |
4 | 55 | 5 | 20 | 20 | 40 | 0,36 | 0,36 | 0,73 | 0,33 |
5 | 80 | 5 | 20 | 25 | 45 | 0,25 | 0,31 | 0,56 | 0,2 |
6 | 105 | 5 | 20 | 30 | 50 | 0,19 | 0,29 | 0,48 | 0,2 |
1) Определяем переменные издержки VC, как затраты на оплату труда раотников. VC = (Количество рабочих * Ставка заработной платы)
VC0 = 0*5= 0;
VC1 = 1*5= 5;
VC2 = 2*5= 10;
VC3 = 3*5= 15;
VC4 = 4*5= 20;
VC5 = 5*5= 25;
VC6 = 6*5= 30.
2) Находим общие (валовые) издержки ТС, по формуле ТСi = FCi+VCi
ТC0 = 20+0= 20;
ТC1 = 20+5= 25;
ТC2 = 20+10= 30;
ТC3 = 20+15= 35;
ТC4 = 20+20= 40;
ТC5 = 20+25= 45;
ТC6 = 20+30= 50.
3) Средние постоянные затраты рассчитаем по формуле AFCi = FСi / Qi , где Q – объем выпускаемой продукции.
AFC0 –;
AFC1 = 20/10= 2;
AFC2 = 20/20= 1;
AFC3 = 20/40= 0,5;
AFC4 = 20/55= 0,36;
AFC5 = 20/80= 0,25;
AFC6 = 20/105= 0,19.
Мы наблюдаем снижение средних постоянных затрат (AFC).
4) Средние переменные затраты рассчитаем по формуле AVCi = VСi / Qi , где Q – объем выпускаемой продукции.
AVC0 –;
AVC1 = 5/10= 0,5;
AVC2 = 10/20= 0,5;
AVC3 = 15/40= 0,38;
AVC4 = 20/55= 0,36;
AVC5 = 25/80= 0,31;
AVC6 = 30/105= 0,29.
Наблюдается уменьшение средних переменных затрат (AVC).
Средние переменные затраты (AVC) также можно рассчитать по формуле
AVCi = ATCi – AFCi.
5)Средние общие затраты находим по формуле ATCi = TСi / Qi , где Q – объем выпускаемой продукции.
ATC0 –;
AТC1 = 25/10= 2,5;
AТC2 = 30/20= 1,5;
AТC3 = 35/40= 0,88;
AТC4 = 40/55= 0,73;
AТC5 = 45/80= 0,56;
AТC6 = 50/105= 0,48;
Поскольку и средние постоянные и средние переменные затраты уменьшаются, то и средние общие затраты (ATC) снижаются.
6) Применяя формулу MCi = TCi / Qi рассчитаем предельные затраты (МС)
MC0 –;
MC1 = (25-20)/(10-0) = 5/10 = 0,5;
MC2 = (30-25)/(20-10)= 0,5;
MC3 = (35-30)/(40-20)= 0,25;
MC4 = (40-35)/(55-40)= 0,33;
MC5 = (45-40)/(80-55)= 0,2;
MC6 = (50=45)/(105-80)= 0,2.
Мы видим, что с ростом объема производства предельные издержеки снижаются.
Задача 2.
Еженедельные расходы семьи на потребление описываются функцией:
С = 50 + 0,4 DI.
Определить:
1) Расходы семьи на потребление и величину сбережений при каждом уровне дохода;
2) МРС и MPS;
3) На основании полученных данных построить график потребления и сбережений.
Располагаемый доход (DI) | Потребление (С) | Сбережение (S) |
0 | ||
150 | ||
300 | ||
450 | ||
600 | ||
750 |
Решение:
Располагаемый доход (DI) | Потребление (С) | Сбережение (S) |
0 | 50 | -50 |
150 | 110 | 40 |
300 | 170 | 130 |
450 | 230 | 220 |
600 | 290 | 310 |
750 | 350 | 400 |
1) Применяя формулу Сi = 50 + 0,4 DIi рассчитаем расходы семьи на потребление
(Сi)
C1= 50+0,4*0= 50;
C2= 50+0,4*150= 110;
C3 = 50+0,4*300= 170;
C4 = 50+0,4*450= 230;
C5 = 50+0,4*600= 290;
C6 = 50+0,4*750= 350;
Поскольку веь располагаемый доход либо потребляется, либо сберегается найдем величину сбережений (Si) как разницу между всем располагаемым доходом и тратами на потребление. Si = Dii-Ci
S1 = 0-50= -50;
S2 = 150-110= 40;
S3 = 300-170= 130;
S4 = 450-230= 220;
S5 = 600-290= 310;
S6 = 750-350= 400.
2) Предельную клонность к потреблению (MPC) находим по формуле
MРC = C / DI, где
C – величина прироста расходов на потребление,
DI– величина прироста доходов.
МРС = (350-50)/(750-0) = 300/750 = 0,4
МРС = 0,4
Предельную склонность к сбережению (MPS) находим по формуле
MPS =1-MPC, так как MPC+MPS = 1
MPS = 1- 0,4 = 0,6
МРS =0,6
3)
| |||||
график в виде иллюстрации, на случай, если сам график съедет