Инвентаризация и её сущность

Группа: 1-БУЭ-19/з

ОП.08 Основы бухгалтерского учета

Тема: Понятие инвентаризации. Порядок проведения инвентаризации.

Цель: раскрыть сущность инвентаризации и порядок её проведения.

План:

1. Инвентаризация и её сущность.

2. Порядок проведения инвентаризации.

Литература:

Основная

1. Алексеева Г.Н. Теория бухгалтерского учета, Тамбов, 2004. 

2.  Железнова Л.М. Теория бухгалтерского учета: Учебно-методический комплекс / - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 160 с.

3. Рябова М.А. Учебное пособие по теории бухгалтерского учета, Ульяновск

УУГТУ, 2009.

Дополнительная

1. Инструкция по использованию Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.1999г. №291.

2. План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 30.11.1999г. №291.

3. Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов, расчетов и других статей баланса, утвержденная приказом Министерства финансов от 11.08.1994г. №69.

Домашнее задание:

Необходимо на основе конспекта лекции ответить на контрольные вопросы, для этого связать перечисленные термины с их определением:

Термин

Определения

_(1) Инвентаризация

А. Выявление фактического наличия и состояния объекта, который проверяется, выявление отклонений от тех нормативных, плановых и многих других характеристик, в соответствии с которыми он может функционировать, и их нормативно-правовому регулированию

_(2) Объект инвентаризации

Б. Совокупность однородных элементов объекта имущества и обязательств хозяйствующего субъекта по своему функциональному назначению и экономическому содержанию

_(3) Субъекты инвентаризации

В. Носители прав и обязанностей – лица и органы, которые имеют полномочия по осуществлению контроля за производственной и финансово-хозяйственной деятельностью предприятия

_(4) Инвентаризационная комиссия

Г. Коллективный орган, который состоит из группы лиц, которые наделены определенными правами по выявлению фактического наличия и принятию решений по результатам проведенных инвентаризаций

_(5) Инвентаризационный процесс

Д. Система методических действий, которые проводятся субъектами инвентаризационного процесса, с целью исследования объектов контроля

_(6) Приемы инвентаризации

Е. Совокупность однородных действий, которые проводятся при исполнении отдельных инвентаризационных процедур для определения фактического наличия, состояния объектов инвентаризации, определение их качественной характеристики и выявление возможных отклонений
_(7) Принцип инвентаризации

Ж. Основные исходные положения, которые определяют нормы ее проведения

     

 

Срок выполнения до 28.05.2020г. Выполненные задания необходимо сфотографировать и прислать личным сообщением на электронную почту dengi0956@mail.ru

 

Конспект лекций

Тема: Понятие инвентаризации. Порядок проведение инвентаризации.

План:

1. Инвентаризация и её сущность.

2. Порядок проведения инвентаризации.

Инвентаризация и её сущность.

Первичная документация не всегда может охватить все хозяйственные явления в момент их совершения (естественная убыль, вызванные усушки, утряской, использованием при хранении, транспортировке, отпуска, стихийные бедствия, несоответствие фактических данных учета из-за ошибок, хищения, порчи, злоупотребления и т.д.). В связи с этим возникает объективная необходимость в таком способе, который бы обеспечил возможность взять на учет перечисленные явления и процессы. Это достигается с помощью инвентаризации.

Итак, инвентаризация способом наблюдения последующей регистрации хозяйственных операций, которые не охватываются в момент их свершения, это способ подтверждения правильности и достоверности бухгалтерского учета и отчетности.

Инвентаризация проводится путем проверки в натуре наличия имущества (хозяйственных средств) предприятия путем описания, пересчета, взвешивания, измерения и оценки их остатков и сравнение полученных результатов с данными бухгалтерского учета. Это позволяет установить различия между данными учета и фактическим наличием средств, т.е. излишки или недостачи, которые оформляют соответствующими документами и отражают в учете.

Следует различать инвентаризацию как элемент метода бухгалтерского учета и как технический прием проверки данных бухгалтерского учета. Основными задачами инвентаризации являются:

выявление фактического наличия хозяйственных средств, в частности материальных ценностей в натуре;

установление излишка или недостачи ценностей и их регулирования и отражение в учете;

выявление товарно-материальных ценностей, которые потеряли свое первоначальное качество, устарели и не используются;

проверка соблюдения условий и порядка хранения хозяйственных средств;

проверка достоверности и реальности стоимости зачисленных на баланс активов и пассивов предприятия.

Инвентаризации подлежат основные средства, нематериальные активы, товарно-материальные ценности, денежные средства, документы и расчеты.

По полноте охвата проверкой средств, средств и расчетов, инвентаризацию подразделяют на полную и частичную.

Полная инвентаризация предусматривает сплошную проверку всех средств и источников предприятия. Частичная инвентаризация охватывает определенную часть средств и источников, например, наличие денег в кассе, готовой продукции на складе, незавершенного производства и т.п. Полная инвентаризация, конечно, дает обширную информацию, однако не всегда целесообразна из-за своей трудоемкости.

В зависимости от характера инвентаризацию подразделяют на плановую и внеплановую. Плановая инвентаризация осуществляется по ранее составленному плану в соответствии с разработанным и утвержденным графиком ее проведения (например, перед составлением годового отчета). Внеплановую инвентаризацию проводят по распоряжению руководителя предприятия, по требованию следственных или контролирующих органов, в случае ревизии или смене материально ответственных лиц. Наиболее эффективными являются внезапные частичные инвентаризации, поскольку они повышают ответственность материально ответственных лиц по своевременному оприходования и списания материальных ценностей, правильности их хранения, предотвращают хищения.

 2. Порядок проведения инвентаризации.

Порядок и сроки проведения инвентаризации на предприятиях, в организациях и учреждениях регламентируются Инструкцией по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов, расчетов и других статей баланса, утвержденная приказом Министерства финансов от 11.08.1994г. №69 и приказом по предприятию о проведении инвентаризации.

Согласно этим нормативным актам объекты и сроки проведения инвентаризации определяет собственник (руководитель) предприятия, кроме случаев, когда их проведение обязательно, а именно:

перед составлением годовой финансовой отчетности;

при передаче имущества государственного предприятия в аренду, при приватизации государственного предприятия, преобразования государственного предприятия в акционерное общество;

в случае смены материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

в случае установления фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей, а также по предписанию судебно-следственных органов;

в случае пожара, стихийного бедствия или техногенной аварии;

в случае ликвидации предприятия, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.

Для проведения инвентаризационной работы на предприятиях по приказу руководителя создают постоянно действующие инвентаризационные комиссии в составе руководителей структурных подразделений, главного бухгалтера, материально ответственных лиц. Возглавляет комиссию руководитель предприятия или его заместитель. На предприятиях с большим объемом инвентаризационных работ и разветвленной структурой по приказу руководителя могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии, которые проводят инвентаризацию непосредственно в местах хранения и производства материальных ценностей и в структурных подразделениях предприятия.

Инвентаризацию проводят, как правило, на первое число месяца, что облегчает последующее сравнение ее результатов с показателями учета. До начала инвентаризации материально ответственные лица проводят определенную работу по отражению всех первичных документов по выбытию и оприходования ценностей и средств в книгах и регистрах.

В процессе инвентаризации, которая происходит путем подсчета, взвешивания, обмера, определяют фактическое наличие объектов инвентаризации, данные о которых записывают в инвентаризационной описи, который подписывают все члены комиссии. При проведении инвентаризации обязательно должна присутствовать материально ответственное лицо. Она дает расписку, что все приходные и расходные документы по учету материальных ценностей сданы в бухгалтерию. На время проведения инвентаризации деятельность подразделения (кладовые, склады, хранилища), как правило, прекращается. Инвентаризационные описи составляют в нескольких экземплярах, один из которых передают материально ответственному лицу, при этом материально ответственное лицо на каждом описании ставит свою подпись о материальной ответственности за перечисленные в нем ценности. Данные инвентаризационных описей сравнивают с данными бухгалтерского учета и составляют сравнительные ведомости, где определяют результат инвентаризации. В результате такого сравнения устанавливают соответствие или несоответствие учетных и фактических данных, т.е.:

а) фактическая и бухгалтерская запись совпадают;

б) фактический остаток меньше учетного - недостача;

в) фактический остаток больше учетного - излишек.
Материально ответственные лица должны дать инвентаризационной
комиссии письменные объяснения о причинах недостач и излишек.
Свои выводы и предложения по урегулированию инвентаризационных разниц комиссия оформляет протоколом и представляет на утверждение руководителю предприятия, в 5-дневный срок рассматривает и утверждает протокол.

Утвержденные результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете в том месяце, в котором закончена инвентаризация, но не позднее декабря отчетного года.

Результаты инвентаризации отражаются в учете в таком порядке:
излишки основных средств, товаров и материалов, ценных бумаг, средств, иного имущества подлежат оприходованию и зачислению соответственно в доходы деятельности или увеличение финансирования;

недостача ценностей в пределах утвержденных норм естественной убыли списывают по решению руководителя предприятия на валовые расходы или на уменьшение финансирования;

сверхнормативные недостачи ценностей, а также потери от порчи относятся на виновных лиц;

сверхнормативные потери и недостачи материальных ценностей и готовой продукции, если виновные не установлены, относимые на убытки или уменьшение финансирования.

Таким образом, документация и инвентаризация являются важными составляющими бухгалтерской методологии, поскольку формируют учетную информацию, которую должным образом будет обработано и представлено в отчетности предприятия внутренним и внешним пользователям для нужд управления.

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: