Урок № 33 (№13 в теме) Дата : 21.05.20г Класс 7-Б

План-конспект урока музыкального искусства

Тема урока: Обобщение темы «Музыкальная драматургия».

Цель: повторить, обобщить и проверить знания обучающихся по теме «Музыкальная драматургия»; помочь им усвоить, что слушать крупные и сложные произведения надо очень внимательно.  
Задачи урока: образовательные: Проверить знания обучающихся по теме, с помощью аукциона.Формировать чувство эстетического сопереживания произведениям искусства..

Коррекционно-развивающие: развиватьвокально-хоровые навыки, муз.вкус, образное мышление, развитие «внутреннего зрения», «внутреннего переинтонирования»; развитие умения анализировать музыкальные произведения;
воспитательные: воспитывать муз.культуру, любовь и интерес к классической музыке, гражданское и патриотическое воспитание,воспитание эмоционального отклика на звучащую музыку, умения вдумчиво, внимательно слушать музыкальные произведения; через музыку воспитывать любовь к Родине, высокие, моральные качества.

коррекционные: коррекция эмоционально-чувственной сферы, психофизических качеств, познавательных интересов

Оборудование: ноутбук, муз.центр, презентация, телевизор

Тип урока: урок углубления знаний

                                                              Ход урока.

I Подготовительная часть урока.

1.1.Вход под музыку С.Прокофьев «Вальс Золушки»

1.2.Муз.приветствие «Любимая школа» А.Ермолов

II. Основная часть урока.

2.1.Актуализация опорных знаний.

Вы вошли в класс под музыку. Мы с вами знаем, что чем сочинение крупнее по масштабам, чем оно богаче и сложнее по образному содержанию, тем сложнее оно по сочетанию составляющих его форм. Одночастные, двухчастные, трёхчастные формы, рондо, соната в сочетании друг с другом образуют много новых построений в соответствии с их содержанием. С наиболее развитыми и сложными сочетаниями различных форм мы встречаемся в музыкально-театральных произведениях. Чтобы понять музыкальную драматургию спектакля, необходимо обратиться к либретто, которое чаще всего пишется на основе какого-либо литературного произведения или на основе реальных жизненных событиях, либо на основе творческого воображения автора.Слушая музыку оперы (балета), наблюдая зарождения, развитие и столкновения музыкальных образов, мы одновременно будем следить за либретто, словно читая книгу. Музыка и либретто помогут глубже и осознанней воспринять крупное произведение как единое целое. Ребята, какая музыка сейчас прозвучит? (Песенную, танцевальную, маршевую). (танцевальную)Какой прозвучал танец? (вальс)Как вы думаете, кто танцевал на балу этот вальс? (Золушка)Может вы знаете, какому из композиторов принадлежит балет «Золушка»? (Прокофьев С. С.) Какая музыка по характеру прозвучала? В чем ее драматургия?

2.2.Сообщение темы и цели урока:  Уважаемые представители акционерных обществ. У нас очень необычная встреча. Сегодня, здесь состоится аукцион. На продажу выставлены лоты. Продаваться будут ваши знания по предмету «Музыка». Тема представленных лотов «Музыкальная драматургия. Формы в музыке. Сонатная форма».
Разрешите представить нашего казначея Ф.И.О.
Теперь хотелось бы, чтобы представились акционерные общества.
1) акционерное общество, президент …«Гамма».
2) акционерное общество, президент …. «Золотые ноты».
3) акционерное общество, президент ….«Веселые нотки».
4) акционерное общество, президент……«Джаз-банд».
(В это время я выписываю названия в сводной ведомости.) Итак, аукцион разрешите считать открытым!За каждый выкупленный лот акционерные общества получать деньги, которые на нашем аукционе называются «Думчики» (показываю).

1. На продажу выставляется 1 лот. Сейчас мы проверим «акционерные общества» на «платежеспособность». Прошу президентов подняться и перейти к другому акционерному обществу. Проверка «акционерных обществ» на «платежеспособность». На каждый вопрос отвечать «да» – поднимаем руки, или «нет» – не поднимаем рук. Проверяет президент из соседнего акционерного общества.1. Оперу «Руслан и Людмила» написал Эдвард Григ. (Нет.)
2. В сонатной форме 5 частей, 3 – обязательные и 2 – дополнительные. (Да.)
3. Сонатная форма строится следующим образом: вступление Разработка Экспозиция Кода Реприза. (Нет.)
4. Увертюра к опере «Руслан и Людмила» написана в сонатной форме. (Да.)
5. Кода в переводе на русский язык обозначает «хвост». (Да.)
6. Камерная музыка – это инструментальная или вокальная музыка, предназначенная для исполнения в большом помещении. (Нет.)
7. Увертюра «Эгмонт» написана в форме рондо. (Нет.)
8. Людвиг Ван Бетховен – это немецкий композитор. (Да.)
9. Опера «Руслан и Людмила» написана по одноименной поэме А.С.Пушкина. (Да.)
10. Фуга – это многоголосное гомофоническое произведение. (Нет.)

Пока президенты и казначей подводят итоги, я предлагаю всем акционерным обществам настроиться на рабочий лад.
(Распевание.)
Слово предоставляется казначею, результаты выписываются в сводную ведомость. Лот продан.1. Заключительная часть сонатной формы. (Кода.)
2. Музыкальная форма, «движение по кругу». (Рондо.)
3. Самая напряженная часть сонатной формы, в которой происходит развитие тем. (Разработка.)
4. Герой Нидерландской революции ХVI в. Его именем названа одна из увертюр Бетховена. (Эгмонт.)
5. Жанр камерной музыки. У Бетховена она «Лунная...». (Соната.)
6. Композитор, который написал значительную часть музыки, полностью потеряв слух. (Бетховен.)
7. Полифоническое произведение. Она же – музыкальная форма. (Фуга.)
8. Вступление к опере, балету, иногда самостоятельное произведение. (Увертюра.)
9. Автор «Пера Гюнта». (Григ.)
10. Композитор, которого иногда называют «Колумбом русской музыки». (Глинка.)
11. Раздел сонатной формы, в котором происходит показ тем (Г.п. и П.п.). (Экспозиция.) Казначей подводит итоги. В это время – общая проверка кроссворда и исполнение «Песенки про медведей»-караоке..Слово предоставляется казначею, результаты выписываются в сводную ведомость. Лот продан.

Как хорошо уметь писать! А еще лучше уметь писать грамотно! Вставьте пропущенные буквы в следующих музыкальных терминах. За каждое правильно написанное слово акционерное общество получает 1 думчик. На продажу выставляется 3 лот! АБВГДейка. Как хорошо уметь писать! А еще лучше – уметь писать грамотно. Вставьте пропущенные буквы в следующих музыкальных терминах.1. Э...спозиция.
2. Р...приза.
3. Б...тхов...н.
4. В...олончель.
5. С... натная форма.
6. Ронд...
7. Кам... рная музыка.
8. Э...вард Григ.
9. Эгм...нт.
10. Форт...пиано.
11. Ув...ртюра.
12. Драм... тургия.
13. П...б...чная партия.
14. Гла...ная партия.
15. К...да.Прошу президентов подойти к казначею и помочь ему в подведении итогов. Слово предоставляется казначею, результаты выписываются в сводную ведомость. Лот продан.4. Сейчас прозвучит песня в исполнении известной популярной группы «Братья Гримм». Эта песня имеет непосредственное отношение к одному композитору. Послушайте ее и скажите, с именем какого композитора можно соотнести эту песню? Слушание «Братья Гримм» «Норвегия».
Итак, на аукцион выставляется лот №4.За лот каждое акционерное общество получит столько думчиков, сколько вспомнит названий музыкальных произведений этого композитора.
(Работа по группам, в это время звучит Соната для фортепиано и виолончели Э.Грига). Подведение итогов продажи. Слово предоставляется казначею, результаты выписываются в сводную ведомость. Лот продолжается.Ребята, какое музыкальное произведение Э. Грига мы слушали на одном из последних уроков? В какой форме написана 1 часть сонаты? В чем особенность этого произведения?5. Я думаю, что представители акционерных обществ немного устали. Сейчас предлагаю отдохнуть и отгадать загадку «Черного ящика». В «Черном ящике» находится предмет. Отгадайте, что там по моему описанию.Это круглый плоский предмет, в середине круглое отверстие, имеет непосредственное отношение к музыке. Что это? (Компакт-диск.)Я предлагаю послушать отрывок из музыкального произведения, записанного на этом компакт-диске. Как оно называется, кто ее автор? В какой форме написано это произведение? Какой характер Г.п. и П.п.? (Ответы детей.) Отдохнули? Тогда на продажу выставляется следующий лот.6. В зашифрованном здесь предложении все слова стоят на своих местах, а вот буквы в них переставлены. Поставьте перепутанные буквы на свои места. Учитывается скорость выполнения задания.получают 10 думчиков
получают 5 думчиков
получают 4 думчика
получают 3 думчика. Фмаор, ротокая стиотсо зи эпоксзиици, боткиразра и призыре, зынавасяет насотной фморой. (Форма, которая состоит из экспозиции, разработки и репризы, называется сонатной формой). Подведение итогов продажи. Слово предоставляется казначею, результаты выписываются в сводную ведомость. Лот продан.7. Итак, наш аукцион подходит к завершению. Я предлагаю казначею подвести итоги продаж, а мы все вместе споем «Песню туристов» из оперы Молчанова «А зори здесь тихие». (Исполнение)Оглашение результатов. Уважаемые представители акционерных обществ! Сегодня мы с вами покупали и продавали лоты, в которых были ваши знания о музыкальной драматургии, о сонатной форме и других формах в музыке. Все лоты проданы! Аукцион закрывается! Все акционерные общества обменивают полученные думчики на оценки.2.3.Слушание музыки С.Прокофьев  фрагменты из балета «Золушка»- анализ.

 Слушание 40 симфонии В.Моцарта.В.А.Моцарт- австрийскийкомпозитор и исполнитель-виртуоз, проявивший свои феноменальные способности в четырёхлетнем возрасте. Моцарт является одним из самых популярных классических композиторов, оказавшим глубокое влияние на дальнейшую западную музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.Уникальность Моцарта состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и сочинил более 600 произведений, многие из которых признаны вершиной симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки.Слушание Симфония №40 (1 часть)Музыкальная викторина «Угадай мелодию»

2.4.Хоровое пение: «Это лето поет»-вокально-хоровая работа над текстом, чистотой интонирования, темпом, динамикой, характером исполнения.

2.5.Музыкальная грамота:повторение: группы симфонического оркестра

2.6.Музыкальная разминка: «Самолет» (с танцевальными движениями)

2.7.Индивидуальнаяработа: Работа с солистами, по муз.грамоте

III. Заключительная часть урока.3.1.Подведение итогов урока.3.2.Оценивание



















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: