Урок дистанционный № 3

 Тема. Песни нашего века. Клубы авторских песен. (Продолжение)

Клубы авторской песни (первоначально называвшиеся клубами самодеятельной песни — КСП) стали первой естественной формой жизни движения авторской песни, выросшей из постоянных встреч авторов, исполнителей и любителей авторской песни. Клубы были одновременно местом создания, существования и развития авторской песни, местом распространения песен, мировоззрения и образа жизни среды авторской песни, а также центрами организации мероприятий, направленных на повышение качества авторской песни и ее распространение за пределы своей среды (концертов, фестивалей, семинаров и других.

Для повышения уровня авторской песни клубы стали осуществлять работу над качеством текстов песен и их исполнением, над углублением понимания поэзии и идей авторской песни. Кроме передачи опыта от опытных последователей авторской песни к начинающим в ряде случаев приглашались специалисты по литературному, поэтическому и сценическому мастерству. Организовывались семинары авторской песни для авторов и исполнителей. Хотя были и клубы авторской песни, больше напоминавшие клубы общения вокруг авторской песни.

В плане распространения песен, образа жизни и мировоззрения авторской песни клубы давали широкие возможности для обмена песнями, пониманием авторской песни, связанного с ней образа жизни. Нередки были любители, исписывавшие по несколько толстых тетрадей текстами полюбившихся песен, а также исполнители песен, знавшие их по несколько сотен и с удовольствием исполнявшие. Через клубы же распространялись и магнитофонные записи песен, и самодельные печатные сборники текстов, и фестивальная атрибутика (значки, вымпелы и другие вещи с изображение фестивальных эмблем) и рассказы об основателях авторской песни, их жизни. Также клубы задумывали, организовывали и проводили мероприятия, работающие на распространение авторской песни за пределы круга ее последователей (концерты авторской песни, фестивали авторской песни, выступления по радио, а также публикации песен в газетах и фестивальных сборниках). Клубы авторской песни были центрами сохранения высоко сознательного духовно-нравственного уровня жизни и мысли, связанного с авторской песней, ее предстоянием перед вечными ценностями. Распространяя авторскую песню, клубы поднимали до ее уровня широкие народные массы, не связанные с ней напрямую.

Люди разных профессий пишут песни. Почему? Что заставляет их это делать? Каждый автор пишет о том, что его волнует, как он видит и понимает мир. Поэт размышляет о добре и зле, о смысле жизни, рассказывает о человеческих чувствах. Концерт любого барда – это не развлекательное шоу, это всегда душевный, искренний разговор со слушателями, это исповедь поэта. Авторы-исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, поняли, как он несовершенен, в суете и спешке быстротекущего времени осознали себя в этом мире и постарались чуточку изменить этот мир и самих себя.

Как найти себя в жизни, стать личностью? Каждый бард решает это по-своему. Например, Ю. Ким считает, что путешествие, романтика, природа лучше, чем стены квартиры. Об этом песня Ю. Кима «Фантастика-романтика.

Александр Розенбаум в своей лирической песне «Вальс Бостон» считает, что самое лучшее – это красота музыки, любви, самой жизни.

Люди мужественные, стойкие, смелые привлекают внимание бардов, Россия испокон веков славилась своими доблестными сынами. Размышления о прошлом и настоящем России, тревога за ее судьбу, преклонение перед ее мощью и красотой – все это мы находим в авторских песнях. Их отличает искренность высказывания, доверительный тон исполнения. Такова строгая и мужественная песня «Атланты» Александра Городницкого.

Тема истинной дружбы, выбора друга красной нитью проходит во всех авторских песнях. Настоящий друг всегда выручит, не оставит в беде. «Песню о друге» Владимира Высоцкого.

Одно-единственное чувство на земле, которое помогает жить, делает нас чище и бодрее – это любовь. Ради любимого человека мы можем творить чудеса, наша душа расцветает, она поет, в ней всегда весна. Но любовь бывает и другой: сердечные муки, слез, ревность. Неверие, коварство. Все оттенки этого всепоглощающего чувства, на котором держится вся земля, представлены в авторской песне. Олег Митяев "С добрым утром, любимая".

Есть на свете слово – короткое и жестокое, за ним стоят страх, слезы, боль, смерть. Это слово – война. И когда бы она не была – первая мировая, вторая мировая, афганская, чеченская – война всегда бесчеловечна, жестока, порою бессмысленна. Почти все барды пишут о войне. Некоторые воевали сами: М. Анчаров, Г. Лепский, Б. Окуджава, у многих было военное детство, омраченное потерей близких. Для настоящих поэтов осмыслить годы войны – это долг перед собой и другими людьми. Владимир Высоцкий "А сыновья уходят в бой", Б. Окуджава «До свидания, мальчики».

В истории авторской песни есть одно печальное событие, которое как бы стало новой точкой отсчета в развитии жанра. В 1967 году студент пятого курса Куйбышевского авиационного института Валерий Грушин ушел со своими друзьями в водный поход на байдарках в Восточные Саяны. Именно здесь он открыл свой полюс мужества. Проходя маршрут, ребята заметили, как недалеко от них перевернулась моторная лодка с детьми. Валерка бросился в ледяную воду их спасать, но сам выплыть не смог. Его искали больше месяца – не нашли. Смерть Валеры потрясла весь институт. Он был душой компании, сам писал песни, пел песни других авторов. «Надо сохранить его песни и память о нем», - решили друзья. И тогда через год родился фестиваль, носящий имя Валерия Грушина. Этот фестиваль является главным экзаменом и для известных авторов-исполнителей, и для тех, кто только еще начинает свой творческий путь. Приезжают туда люди со всей России, привозя свои песни. Сцена Грушинского фестиваля сделана в форме гитары. И не случайно. Гитара, как никакой другой инструмент, подходит для бардовской песни. Лиричная, задушевная, мягкая, проникновенная, искренняя, она хороша и в узком кругу друзей, и в шумных концертных залах, и в туристическом походе у костра. Кто-то из великих музыкантов сказал, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара её создает. Ну а бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: