Научно-техническая и инновационная политика государства

Государственная научно-техническая политика представляет собой поддержку научно-технической деятельности в стране, а также нормативно-правовое регулирование этой деятельности.

Цель научно-технической политики – создание условий для динамичного и эффективного развития научно-технического потенциала страны, увеличение вклада науки в экономическое развитие, а также укрепление позиций отечественного производства на мировых рынках высоких технологий.

Основными задачами органов государственного регулирования в области научно-технической политики являются:

а) создании благоприятного инновационного климата для материализации государственных приоритетов научно-технического развития в экономической сфере

б) развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

в) определение направлений развития технологических преимуществ страны;

г) сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;

д) интеграция науки и образования;

е) развитие международного научно-технического сотрудничества;

ж) развитие межвузовского сотрудничества внутри страны;

з) стимулирование кооперации бизнеса и науки.

К мероприятиям, образующим содержание инновационной политики на общегосударственном уровне, можно отнести:

1) инициирование инновационных программ (проектов), направленных на реализацию в производстве научно-технических новшеств, созданных в ходе выполнения государственных научно-технических программ;

2) передача новых технологий из государственного сектора и государственных научно-исследовательских учреждений в производственную сферу;

3) создание инновационного рынка и его инфраструктуры (системы правового, финансового, информационного обслуживания и т.д.);

4) координация инновационной деятельности и ее поддержка на всех стадиях инновационных процессов;

5) организация и поддержка кооперации на всех стадиях инновационных процессов и т.д.

К основным методам научно-технической политики можно отнести следующие:

1) формирование эффективной системы размещения государственного заказа на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);

2) доведение до науки производственных задач;

3) совершенствование системы подготовки и закрепления научных кадров;

4) формирование современной научно-исследовательской инфраструктуры;

5) защита прав интеллектуальной собственности;

6) стимулирование исследований в вузах и на предприятиях;

7) повышение качества среднего и высшего образования, интеграция образования и научной деятельности, возможности для постоянного повышения квалификации заинтересованных лиц;

8) содействие повышению общественного статуса научно-технической деятельности, повышение материального обеспечения ученых и инженеров.

Органы государственного управления могут использовать следующие инструменты научно-технической политики:

1) увеличение бюджетного финансирования НИОКР;

2) формирование заказа на специалистов нужного профиля через систему высшего и среднего специального образования;

3) реализация совместных межвузовских образовательных программ, государственное финансирование преподавательских и студенческих обменов и стажировок;

4) создание информационной сети между подразделениями научно-исследовательской инфраструктуры, подключение к мировым системам научно-технической информации;

5) предоставление ученым и инженерам оборудованных помещений для проведения исследований, установление относительно высокой зарплаты для деятелей науки;

6) расширение связей между научно-исследовательскими структурами и бизнес-структурами: обеспечение взаимодействия ученых с инженерами и руководством предприятий, создание механизма снижения налогов на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам и научно-исследовательским институтам.

Государственная научно-техническая политика в отношении отраслей разрабатывается и реализуется соответствующими органами исполнительной власти с привлечением хозяйствующих субъектов и их объединений. Государство определяет стратегические цели и направления научно-технической политики, формирует систему органов, необходимых для их реализации. К полномочиям органов государственной власти РФ относятся:

а) принятие законов и иных нормативных правовых актов, разработка и проведение единой государственной научно-технической политики;

б) выбор приоритетных направлений развития науки и техники;

в) формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ и проектов, а также определение ответственных за их выполнение;

г) финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета;

д) установление системы льгот в целях стимулирования научной и научно-технической деятельности и использования ее результатов;

е) содействие развитию инновационной деятельности субъектов РФ;

ж) формирование рынков научной и научно-технической продукции (работ, услуг);

з) охрана прав интеллектуальной собственности;

и) формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управления ими;

к) установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников;

л) организация научно-технического прогнозирования.

 

В 1970-х годах под воздействием таких факторов, как: а) усиление влияния технологических нововведений на конкурентоспособность предприятий; б) обновления продукции и услуг в масштабах всей экономики под влиянием новых технологий в мировой практике появилось понятие инновационной политики, развивающее или замещающее понятия научно-технической политики.

Смысл государственной инновационной политики связывают с определением органами государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ целей инновационного развития и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Содержание государственной инновационной политики в значительной степени должно определяться стратегией промышленного развития.

Государственная инновационная политика должна иметь:

а) четко установленные цели, структуры управления, необходимые для реализации сформулированных целей;

б) средства регулирования и поддержки, посредством которых государственные органы управления оказывают воздействие на организации и среду их функционирования;

в) информационную систему, требующуюся для пополнения (поддержки) государственных функций инновационной деятельности.

  Целью инновационной политики является создание благоприятных условий для осуществления инновационных процессов, повышение конкурентоспособности национальных производителей за счет стимулирования технологического развития предприятий путем внедрения в производство экономически эффективных инноваций.

Объектами государственной инновационной политики являются:

а) инновационные программы и проекты;

б) новые знания и интеллектуальные продукты;

в) производственное оборудование и процессы;

г) инфраструктура производства и предпринимательства;

д) сырьевые ресурсы, средства их добычи и переработки;

е) товарная продукция;

ж) механизмы формирования потребительского рынка и сбыта товарной продукции;

з) организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или другого характера, что существенно улучшают структуру и качество производства и (или) социальной сферы.

К основным задачам государственной инновационной политики можно отнести:

а) сохранение и развитие научного и производственно-технологического потенциала страны, включая фундаментальную науку и систему подготовки кадров, для поддержания современного технологического уровня и перехода на более высокие технологии, повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;

б) координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и муниципальных образований в целях разработки комплексного подхода к решению задач инновационного развития, эффективного функционирования инновационной системы;

в) выбор региональных стратегий и приоритетов развития инновационной сферы при реализации в отраслях экономики критических технологий и инновационных проектов, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции;

г) обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий активизации инновационной деятельности, развития легального предпринимательства и добросовестной конкуренции, развитие заинтересованности частного сектора в финансировании инноваций;

д) создание системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства;

е) формирование и развитие внутреннего рынка инноваций;

ж) внедрение мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды, повышение конкурентоспособности национальной продукции на мировых рынках;

з) укрепление обороноспособности страны;

и) повышение экологической безопасности.

Государственная инновационная политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:

1) признание науки стратегически значимой отраслью, определяющей уровень развития государства;

2) гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;

3) гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;

4) интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия сотрудников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов, малых инновационных предприятий на базе университетов и научных организаций;

5) поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;

6) концентрация ресурсов на приоритетных направления развития науки и техники; стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот.

В научном и экспертном сообществе выделяю следующие основные методы инновационной политики:

1. Формирование институциональных и нормативно-законодательных условий для положительных изменений в инновационной сфере, усиление защиты прав интеллектуальной собственности.

2. Государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также в организации различных форм собственности (в период освоения инноваций) за счет внедрения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов; обеспечение заинтересованности частного сектора в финансировании инноваций.

3. Создание экономических стимулов, обеспечивающих применение накопленных знаний, совершенствование налоговой системы с целью создания условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования.

4. Внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно-ярморочной деятельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам.

5. Обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации высокоэффективных инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на высокоэффективные технологии и ноу-хау для освоения новейшей продукции.

6. Развитие международного инновационного сотрудничества, консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия с другими государствами.

7. Развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования.

8. Выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и программ, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

9. Развитие кооперации между научно-исследовательской и предпринимательской сферами, поощрение малого инновационного предпринимательства.

10. Создание информационной инфраструктуры и обеспечение доступности ее услуг.

11. Борьба с коррупцией.

 

Для решения задач инновационной политики могут применяться следующие инструменты:

- создание системы защиты авторских прав, прав инноваторов, охраны интеллектуальной собственности;

- формирование в стране инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технопарков, технополисов);

- разработка системы стандартов и нормативов, стимулирующих инновации;

- создание системы поиска и селекции одаренной молодежи с последующим трудоустройством;

- стимулирование экспорта и прямых иностранных инвестиций;

- содействие в закупках за рубежом необходимых бизнесу производственного оборудования и инновационных технологий;

- прямое государственное финансирование инноваций в рамках предприятий госсектора;

- налоговые льготы в сфере налогообложения имущества и доходов, а также иные налоговые скидки для инновационных предприятий;

- освобождение от таможенных пошлин импортируемого высокотехнологичного и высокопроизводительного оборудования.

Государство в своей инновационной политике реализует следующие основные подходы:

- прямо участвует в производстве знаний путем организации государственных научно-исследовательских центров и лабораторий;

- выступает заказчиком целых направлений НИОКР, реализуемых промышленностью, наукой и высшей школой;

- на конкурсной основе предоставляет безвозмездные субсидии на материально-техническое обеспечение научных исследований, формирование необходимой инфраструктуры и подготовку специалистов университетами и частными некоммерческими организациями;

- выступает гарантом соблюдения авторских прав;

- обеспечивает благоприятные условия производства научных знаний и технологий в частном секторе путем введения кредитных, налоговых и амортизационных льгот;

- создает эффективные механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: