Инстинкт сохранения достоинства

Конспект

Диагностика самооценки чувства собственного достоинства

 

Достоинство.

Слово достоинство происходит из старославянского языка, имеющее эквиваленты в украинском, чешском, словацком, болгарском языках. По В.И. Далю, достоинство образуется при помощи частицы «досто-», усиливающей значение слова; «достой» - чего стоит человек; «сделать по достою» - как следует; достойный - сообразный с требованиями правды, чести, уважаемый, ценимый; достоинство - ценность, добротность, степень годности, отличное качество, превосходство; звание; достойник - искусный мастер.

Таким образом, в русском языке достоинство - это осознание человеком своей значимости ценности (бесценности); совокупность высоких моральных качеств и уважение этих качеств в себе; достойный человек - уважаемый, ценимый в обществе, придерживающийся определенной этической позиции. Ведь, позиция, по Н.М. Борытко, - это интеграция доминирующих субъективно-оценочных, сознательно-избиратель­ных внутренних отношений человека к действительности.

А.К. Маркова выделяет психологические качества профессиональной компетентности учителя, связанные с творческим характером педагогической деятельности. Это развитый интерес к другому человеку, уважение к его неповторимости; понимание учителем своего права на самобытность и индивидуальность, стремление к индивидуальному стилю работы; наличие целостной Я-концепции и адекватной самооценки, способной противостоять необъективной внешней оценке труда учителя, обеспечить его профессиональную устойчивость, мотивацию и стремление к творчеству как пути развития личности, т.е. реализация себя не только в предметном и коммуникативном, но и в личностном творчестве.

Педагогическая деятельность связана с общением, взаимодействием учителя и ученика, учителя и родителей, учителя и коллег. Особенности педагогического общения рассматривают В.А. Кан-Калик, А.Н. Леонтьев, М.М. Рыбакова. В педагогической литературе выделяется педагогическая поддержка (Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко, С.В. Кульневич) или педагогическое сопровождение обучающегося (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына). При всех различиях в терминологии, сущность деятельности специалистов, работающих в системе педагогической поддержки - это оказание помощи школьнику самостоятельно решать свои собственные проблемы и справляться с трудностями, что предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии социокультурной среды. Таким образом, достойным может считать себя педагог, который уверен в собственных способностях и готов выступить значимым Другим для старшеклассников.

 

Теория инстинктов

Уильям Мак-Дауголл (1871-1938) – автор теории инстинктов, американский психолог (англичанин по происхождению). В 1908 г. вышла его книга “Введение в социальную психологию”.

Инстинкт – наследуемая или врожденная предрасположенность, определяющая у ее обладателя способы воспитать и обращать внимание на определенный класс объектов, эмоционально возбуждаться на конкретные качества этих объектов и действовать при этом вполне конкретным образом или, по крайней мере, испытывать побуждение к таким действиям.

Функции инстинктов:

- побуждение,

- управление активностью.

Мак-Дауголл попытался свести все поведение к мотивационным факторам. Любое поведение человека является целенаправленным и ориентировано на достижение намеченного целевого состояния.

Инстинкт включает в себя 3 компонента:

1. Когнитивный компонент предрасположенность к селективному восприятию окружающего мира в зависимости от специфических состояний организма (голодное животное замечает только пищу).

2. Эмоциональный компонент ядро инстинкта – специфическое, свойственное только данному субъекту эмоциональное состояние, сопровождающее каждый инстинкт.

3. Моторный компонент активность инструментального типа, т.е. в способах достижения поставленной цели.

Со временем Мак-Дауголл заменил понятие инстинкта понятием склонность.

Склонность – это 1) диспозиция (предрасположенность); будучи актуализированной диспозиция порождает 2) активную тенденцию, стремление, импульс, влечение к некоторой цели; эта тенденция есть желание.

Психоаналитическая теория зигмунда фрейда

Основана на биодетерминизме, т.е. в основе поведения всех живых существ лежит динамика влечений.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, создатель психоанализа. В 1915 г. вышла его работа “Влечение и их судьбы”, где была разработана теория мотивации.

Фрейд наделяет психику основной функцией, связанной с восприятием внутренних раздражителей. Потребности порождают энергию раздражения, которая субъективно переживается как травмирующая, неприятная. От этой энергии субъект пытается избавиться или уменьшить, насколько это возможно, т.е. мотивационная теория З. Фрейда основана на двух принципах:

1. Гедонистический – всякое уменьшение уровня накопившегося раздражения сопровождается переживанием удовлетворения, а увеличение - неудовлетворения.

2. Гомеостатический -равновесие организма тем ниже, чем выше уровень накопившегося раздражения (напряжения).

Мотивационный процесс направлен на редукцию энергии влечения. Само ВЛЕЧЕНИЕ состоит из элементов:

  • НАПРЯЖЕНИЕ – моторный момент влечения – сумма сил, которым влечение соответствует
  • ЦЕЛЬ – связана с удовлетворением, которое может быть достигнуто только путем устранения раздражительного состояния источника влечения
  • ОБЪЕКТ ВЛЕЧЕНИЯ – то, с помощью чего или в чем влечение может достичь своей цели
  • ИСТОЧНИК ВЛЕЧЕНИЯ – тот соматический процесс в органе или части тела, раздражение от которого представлено в душевной жизни субъекта как влечение.

Вся душевная жизнь – это динамика конфликтов, в основе которых лежат потребности “я”, направленные на поддержание своего существования.

 

Инстинкт сохранения достоинства

Согласно концепции автора теста В.И.Гарбузова, можно выделить семь основных инстинктов: самосохранения; продолжения рода; альтруистический; исследования; доминирования; свободы; сохранения достоинства.

Инстинкты самосохранения и продолжения рода - базовые, обеспечивающие физическое выживание особи и вида. Исследовательский инстинкт и инстинкт свободы обеспечивает первичную специализацию человека. Инстинкты доминирования и сохранения достоинства обеспечивают самоутверждение, самосохранение человека в психосоциальном плане. Все вместе эти инстинкты обеспечивают адаптацию человека в реальной жизни. Инстинкт альтруизма социализирует эгоцентрическую сущность всех остальных инстинктов.

Обычно у человека один или несколько инстинктов доминируют, остальные же выражены слабее, но полноценно влияют на ориентировку личности в какой-либо деятельности.

В результате тестирования определяется выраженность каждого из семи основных инстинктов и то, какой инстинкт является доминирующим.

 

1. «Эгофильный тип» (инстинкт самосохранения)
С раннего детства у человека этого типа проявляется склонность к повышенной осторожности, ребенок не отпускает мать от себя ни на миг, боится темноты, высоты, воды, нетерпим к боли (отказы от лечения зубов, посещения врачей и т.п.).
На базе этого типа может сформироваться личность с выраженной эгоцентричностью, тревожной мнительностью, склонностью при неблагоприятных обстоятельствах к навязчивым страхам, фобиям или истерическим реакциям. Это люди, для которых "Безопасность и здоровье - превыше всего!", а их кредо: "Жизнь одна и больше не будет". Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители, сохраняя себя, являются хранителями генофонда рода, племени. Для этого типа характерны следующие ведущие качества:
-эгоцентричность,
-консерватизм,
-готовность поступиться социальными потребностями ради собственной безопасности,
-отрицание риска,
-тревожность в отношении своего здоровья и благополучия.

2. «Генофильный тип» (инстинкт продолжения рода)
Для него характерна своеобразная разновидность эгоцентризма, когда "Я" замещается понятием "Мы" (под "Мы" подразумевается семья) вплоть до отрицания "Я". Ценности, цели, жизненный замысел подчинены одному - интересам детей, семьи. Уже в детстве интересы этого типа людей фиксированы на семье и такой ребенок только тогда счастлив, когда отец и мать вернулись с работы, вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение. Он обостренно чувствует разлад в семье, и в этом случае у него может возникнуть депрессивная невротическая реакция.
Это люди, которые ценят интересы семьи превыше всего, а их кредо: "Мой дом - моя крепость". Эволюционная целесообразность наличия данного типа в том, что его носители - хранители семьи, хранители генофонда рода, хранители жизни.
Этому типу присущи следующие качества:
- сверхлюбовь к своим детям,
- семейственность,
- сверхзабота о безопасности и здоровье своих детей,
- тенденция к отрицанию своего "Я" в пользу "Мы" (семьи),
- сверхтревожность относительно будущего своих детей.

3. «Альтруистический тип»
Для людей этого типа характерны доброта, эмпатия, заботливость к близким, особенно к пожилым, способны отдать другим последнее, даже необходимое ему самому. Они убеждены, что не может быть хорошо всем, если плохо кому-то одному, а их кредо - "Доброта спасет мир, доброта превыше всего". И они эволюционно хранители доброты, мира, хранители жизни.
Для альтруистического типа характерны ведущие качества:
- доброта,
- сопереживание, понимание людей,
- бескорыстность в отношении с людьми,

- забота о слабых, больных,
- миролюбие.

 

4. «Исследовательский тип»
У людей этого типа с раннего детства отмечается любознательность, стремление во всем добраться до сути, склонность к творчеству. Сначала этих людей интересует все, но далее все сильнее и сильнее захватывает какое-то одно страстное увлечение. Путешественники, изобретатели, ученые - лица этого типа. Их кредо - "Творчество и прогресс - превыше всего". Эволюционная целесообразность этого типа очевидна.
Исследовательскому типу присущи:
- склонность к исследовательской деятельности,
- склонность к поиску нового, новаторского в науке, искусстве,
- способность без колебаний оставлять обжитое место, налаженное дело при появлении новых, требующих риска, но интересных дел и задач,
- устремленность к творчеству,
- самоотверженность в реализации творческих устремлений.

5. «Доминантный тип» (инстинкт доминирования)
С раннего детства наблюдается стремление к лидерству, умение организовать игру, поставить цель, проявить волю для ее достижения, формируется личность, знающая, чего она хочет и как достигнуть желаемого, упорная в достижении цели, готовая к продуманному риску, умеющая разбираться в людях и повести их за собой. Кредо этого типа: "Дело и порядок превыше всего"; "Один - ничего, все - все"; "Будет хорошо всем - будет хорошо каждому".
Эволюционная целесообразность этого типа наличия этого типа, рождающего лидеров, организаторов, политиков в том, что они хранители интересов и чести всего рода.
Для доминантного типа характерны:
- склонность к лидерству, к власти,
- предрасположенность к решению сложных организационных задач,
- приоритет перспектив служебного роста над материальными стимулами,
- готовность к жесткой борьбе за лидерство, за первое место,
- приоритет общего (интересов дела, коллектива) над частным (интересами одного человека).

6. «Либертофильный тип» (инстинкт свободы)
Уже в колыбели дитя этого типа протестует, когда его пеленают. Склонность к протесту против любого ограничения свободы растет вместе с ними, для людей этого типа характерны стремление к самостоятельности, отрицанию авторитетов (родителей, учителей), терпимость к боли, склонность рано покидать отчий дом, предрасположенность к риску, упрямству, негативизму, нетерпимости рутины, бюрократизма. Кредо таких людей: "Свобода превыше всего!". И они - хранители интересов и свободы каждого, индивидуальности, они естественно ограничивают тенденции лиц доминантного типа. Они хранители свободы, а с этим - жизни. Этому типу присущи:
- склонность к протесту, бунтарству,
- предрасположенность к перемене мест (отрицание будничности),
- стремление к независимости,
- склонность к реформаторству, революционным преобразованиям,
- нетерпимость к любым формам ограничений, к цензуре, к подавлению "Я".

7. «Дигнитофильный тип» (инстинкт сохранения достоинства)
Уже в раннем детстве человек этого типа способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения. Характерная безоглядность, готовность поступиться всем в отстаивании своих прав, непоколебимая позиция "Честь превыше всего". Инстинкт самосохранения у такого человека на последнем месте. Во имя чести и достоинства эти люди идут на Голгофу.
Привязанность к семье выражается в форме сохранения фамильной чести: "В нашем роду не было подлецов и трусов". Эволюционная целесообразность наличия такого типа заключается в том, что его носители - хранители чести и достоинства "Я", личности, а с этим - жизни, достойной человека.
Для людей этого типа характерны:
- нетерпимость к любым формам унижения,
- готовность поступиться благополучием и социальным статусом во имя собственного достоинства,
- приоритет чести и гордости над безопасностью,
- бескомпромиссность и прямота в отношениях с лидерами,
- нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека

 

 




















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: