Война в Афганистане (2001– 2011 гг.)

Военные конфликты в Афганистане и Ираке

Война в Афганистане (2001–2011 гг.).

Война США в Ираке.

Война в Афганистане (2001– 2011 гг.)

Войне в Афганистане предшествовали трагические события – теракты 11 сентября 2001 г., после которых президент США, Джордж Буш-младший, объявил войну международному терроризму в лице «Аль-Каиды» во главе с Усамой бен Ладеном и режиму талибов в Афганистане, территория которого к тому моменту стала основной базой международного терроризма, где под крылом радикального исламского движения «Талибан» нашли свое пристанище радикальные исламистские боевики.

Буш направил американские войска зачищать Афганистан от талибов, заручившись дипломатической поддержкой многих стран мира, среди которых была и Россия. Правовой основой для военных действий США стал пункт 51 Главы VII Устава ООН о праве «на индивидуальную или коллективную самооборону». Перед американцами стояли три главных цели: уничтожить бен Ладена, покончить с «Аль-Каидой» и свергнуть режим талибов.

7 октября 2001 г. президент США санкционировал нанесение воздушных ударов по столице Афганистана Кабулу и ряду других городов. Началась военная операция «Несокрушимая свобода», в которой самое активное участие принял ближайший союзник США – Великобритания. Если американцы и британцы в основном занимались нанесением воздушных авиаударов по главным городам Афганистана и опорным базам талибов, то в наземной операции важнейшую роль сыграл «Северный альянс» во главе с Ахмадом Шахом Масудом.

В помощь американцам поспешили многие европейские страны, которые в добровольном порядке вошли в «антитеррористическую коалицию». В поддержку США Североатлантический блок впервые в своей истории ввёл в действие Статью 5 Вашингтонского договора, а два года спустя альянс принял решение отправиться в Афганистан вслед за своим главным членом и партнером.

Уже к декабрю 2001 г. режим талибов был свергнут, многие тысячи боевиков были выдавлены к границе с Пакистаном и осели в зоне пуштунских племён афгано-пакистанского приграничья.

Под зорким руководством американской администрации и при активном участии НАТО и Организации Объединенных Наций началось строительство «демократического» Афганистана. При этом ООН, как главная международная структура, безусловно, не могла оставаться в стороне от афганской проблемы. Под её эгидой в начале декабря 2001 г. в Бонне состоялась первая историческая конференция по Афганистану, по итогам которой страна получила временную администрацию во главе с Хамидом Карзаем.

Следующим решением по Афганистану стало создание Международных сил содействия безопасности (МССБ) в соответствии с резолюцией Совета Безопасности 1386 (от 20 декабря 2001 г.). Первый мандат МССБ был сроком на шесть месяцев. Затем он регулярно продлялся. Всего же по Афганистану ООН приняла 12 резолюций.

Стоит заметить, что мандат на пребывание в Афганистане имеют только Международные силы, но не НАТО. Ни одна резолюция Совета Безопасности, относящаяся к Афганистану, не предоставляет альянсу мандат ООН на проведение миссии в Афганистане. Добровольно и самостоятельно возложив на себя командование силами МССБ 11 августа 2003 г., НАТО в лице тогдашнего Генерального секретаря организации лорда Робертсона постфактум уведомила об этом Генерального секретаря ООН Кофи Анана письмом от 2 октября 2003 г. К письму прилагалась Долгосрочная стратегия НАТО в осуществлении ее роли в составе МССБ. При этом Генеральный секретарь НАТО любезно обещал, что будет держать Генерального секретаря ООН «в курсе дальнейших событий в ходе рассмотрения этого вопроса Североатлантическим советом»

Как самостоятельный актор НАТО начинает играть серьезную роль в Афганистане лишь с августа 2003 года, когда альянс добровольно взял на себя функции стратегического командования, контроля и координации деятельности Международных сил содействия безопасности для Афганистана (МССБ).

Это решение стало важнейшим шагом для НАТО. Вовлечение альянса в военную операцию США объясняется целым комплексом причин. Здесь можно назвать и проявление солидарности с Соединёнными Штатами в рамках Статьи 5 Вашингтонского договора, и помощь в планировании и практической реализации операции, которую военные структуры НАТО с самого начала боевых действий оказывали членам блока, решившим воевать вместе с США в рамках «коалиции желающих».

Почти два года американская администрация предпочитала «работать» в одиночку, прибегая в основном к помощи ближайшего союзника – Великобритании, а также ряда стран, которые сразу же изъявили желание помочь Вашингтону. Однако после свержения талибов, когда ситуация относительно стабилизировалась и нужда в прямых военных действиях отпала (часть террористов «Аль-Каиды» и талибов была уничтожена, часть оттеснена в горы к границе с Пакистаном), а внимание Белого дома переключилось на Ирак (куда американцы вторглись в марте 2003 г.), наступил «звёздный час» альянса.

Между тем постепенно становилось очевидным, что американцы поспешили праздновать победу над «Талибаном», который за 2003–2005 гг. сумел восстановить свои силы, и начался новый этап афганской кампании с активным внедрением повстанческой войны и подрывной деятельности против сил НАТО. Североатлантический блок столкнулся с целым комплексом проблем военного и гражданского характера, которые привели к тому, что «Афганистан стал испытанием для всего альянса». НАТО становилось все труднее и труднее выполнять задачи по обеспечению безопасности даже на локальном уровне. Серьёзные проблемы возникли в сфере управления страной и развитии Афганистана. Взяв на себя ответственность за миротворческую операцию, НАТО переоценила свои потенциал и ресурсы как кризисного менеджера.

Афганистан показал, что к партизанской диверсионно-подрывной войне НАТО оказалась не готовой. С каждым годом общества европейских стран все меньше понимали, почему европейцы должны гибнуть в Афганистане за призрачную идею демократизации этой страны. «Маленькая победоносная война», инициированная Джорджем Бушем, превратилась для США и НАТО в затяжную позиционную войну с повстанцами. Бен Ладена поймать не удавалось, «Аль-Каида» по-прежнему функционировала и время от времени напоминала о себе страшными терактами или сообщениями о предстоящих терактах, режим талибов был хоть и свергнут, но не разбит.

В дополнение к трудно решаемым афганским проблемам появилась новая - забурливший Пакистан.

Смена президентской команды в США привела к изменению подхода не только к Афганистану, но ко всему региону Среднего Востока в целом. Новая стратегия Белого дома была изложена президентом Обамой 27 марта 2009 г.

Во-первых, для достижения главной цели США – уничтожения «Аль-Каиды» – было принято решение объединить подходы к Афганистану и Пакистану в одну региональную стратегию. Объединенный регион получил название Аф-Пак (или Пак-Аф). Президент Обама усилил внимание к Пакистану, который наряду с Афганистаном стал вторым адресатом новой стратегии США. Впервые администрация США публично констатировала глубокую взаимозависимость проблемы повстанческого движения в Афганистане и деятельности экстремистов в восточных районах Пакистана.

Во-вторых, изменилась официальная позиция американского руководства по поводу переговоров с талибами (возможность таких переговоров предыдущая администрация вовсе отрицала). Фактически была предложена политическая амнистия так называемым умеренным талибам, которые не являлись идеологическими приверженцами «Аль-Каиды» и были готовы сложить оружие, признать кабульское правительство Карзая и конституцию и вернуться к мирной жизни.

В-третьих, планировалось значительное увеличение численности американского контингента в Афганистане.

В-четвертых, был сделан упор на экономику. Хотя Афганистан нельзя назвать богатой страной, но у этого государства есть определенный экономический потенциал, связанный прежде всего с разработкой полезных ископаемых, гидроэнергетикой, строительством транзитных коммуникаций, производством некоторых видов сельскохозяйственных культур. В этой связи администрация Обамы запланировала потратить в 2010 г. около 4,4 млрд. долларов на создание в Афганистане и на севере Пакистана социально-экономической инфраструктуры, что должно было способствовать вовлечению афганцев в мирную жизнь и сузить базу людских ресурсов для «Аль-Каиды».

Дальнейшее оформление эта стратегия получила на юбилейном саммите НАТО в Келе/Страсбурге в начале апреля 2009 г. Скорректировать параметры «афганизации» безопасности заставили события лета – начала осени 2010 г., когда Афганистан захлестнула волна террора со стороны талибов, приуроченная к президентским выборам 20 августа. Только в день голосования было совершено 139 террористических актов по всей стране. В августе-сентябре потери МССБ составили более 140 человек. Ситуация обострилась до такой степени, что Обама распорядился временно приостановить отправку дополнительных контингентов в Афганистан.

В связи со значительными потерями, понесенными за эти два месяца союзниками США, в Европе резко выросло число недовольных пребыванием в Афганистане национальных контингентов. Позиция ведущих стран НАТО и участников МССБ – Франции, Германии, Италии и даже Великобритании  – меняется: вместо увеличения военного контингента речь идет о необходимости обозначить сроки начала вывода сил НАТО из Афганистана, а также сосредоточиться на подготовке афганских военных и полицейских, для чего следует в Афганистан направлять не солдат, а специалистов-инструкторов.

В этих условиях американцам не осталось ничего иного, как принять позицию европейских стран, стремящихся как можно быстрее определиться со сроками ухода из Афганистана. Поэтому уже 23 октября 2009 г. на заседании министров обороны НАТО принимается Стратегическая концепция по передаче ответственности за ситуацию в Афганистане афганским силам безопасности.

2010 г. наглядно продемонстрировал гибкость американской политики на афганском направлении, которую можно охарактеризовать как политику кнута и пряника. С одной стороны, администрация Обамы поддержала программу национального примирения, получившую одобрение на международной конференции по Афганистану в Лондоне (январь), а затем в Кабуле (июнь), а также одобренную Всеафганской Джиргой мира (июнь), высказавшейся за «правительственно-оппозиционную модель дальнейшего развития афганского общества». Фактически руководству Афганистана в лице Х. Карзая был дан «зелёный свет» на установление контактов с главными лицами вооруженной оппозиции и движения «Талибан», информация о переговорах с которыми неоднократно просачивалась в СМИ. С другой стороны, американцы продолжили оказывать военное давление на талибов и «Аль-Каиду» в рамках антиталибских операций («Моштарак», февраль-март 2010 г., провинция Гельманд, и «Шефаф», март-апрель 2010 г., северные провинции Афганистана) и провели успешную спецоперацию по ликвидации лидера международного терроризма Усамы бен Ладена.

Основным приоритетом внутри Афганистана для МССБ и США остаются подготовка и обучение афганской армии, полиции и сил безопасности для скорейшей передачи им ответственности за ситуацию в стране. И здесь уже обозначены конкретные сроки – процесс начнется летом 2011 г. и должен завершиться к 2014 г.

Война США в Ираке

            Первые предположения о возможной американской военной операции против Ирака появились в средствах массовой информации сразу после террористических атак 11 сентября 2001 года. Однако в первые месяцы после терактов внимание администрации Джорджа Буша-мл. было сосредоточено на боевых действиях против движения Талибан в Афганистане. К началу 2002 года талибы потерпели военное поражение и были отстранены от власти. С середины года США начали требовать возвращения в Ирак международных инспекторов.

По сообщениям СМИ, премьер-министр Великобритании Тони Блэр ещё в апреле 2002 года согласился на участие своей страны в будущей войне. В течение лета-осени ситуация вокруг возвращения инспекторов в Ирак приобрела черты американо-иракского кризиса. Под давлением со стороны США и после принятия СБ ООН резолюции 1441 в ноябре 2002 года Саддам Хусейн наконец дал согласие на возвращение международных инспекторов в страну. Комиссия UNMOVIC прибыла в Ирак и проводила поиск оружия массового поражения вплоть до начала Иракской войны, однако не обнаружила никаких следов возобновления его производства.

В 2002-2003 годах американская администрация предприняла большие усилия для того, чтобы доказать, что режим Саддама Хусейна представляет опасность для международного сообщества. Ирак обвинялся в возобновлении разработки оружия массового поражения и в сотрудничестве с международными террористическими организациями, прежде всего с Аль-Каидой. Данные американской разведки говорили о прямо противоположном, однако игнорировались высшим руководством США. Так, 18 сентября 2002 года директор ЦРУ Джордж Тенет сообщил Джорджу Бушу, что, по информации из ближайшего окружения Хусейна, Ирак не располагал оружием массового поражения. Эта информация не была сообщена Конгрессу США и не обнародовалась. В начале 2002 года ЦРУ отправило бывшего американского посла в Нигере Джозефа Уилсона расследовать информацию о предполагаемой закупке Ираком в этой стране урана. Проведя расследование, Уилсон сообщил, что не нашёл никаких фактов, подтверждающих такую сделку. Несмотря на это, в своих выступлениях Джордж Буш неоднократно говорил о покупке Ираком урана в Нигерии (в частности, в ежегодном обращении к Конгрессу в январе 2003 года).

Совет Безопасности так и не санкционировал применение силы против Ирака. США и союзники начали вторжение в нарушение устава ООН.

Военная операция в Ираке началась утром 20 марта 2003 года. Она носила кодовое название «Иракская свобода». В отличие от войны в Персидском заливе 1991 года, двенадцать лет спустя войска союзников начали наземное наступление почти сразу, без проведения длительной воздушной кампании. Плацдармом для вторжения стал Кувейт. Коалиционное командование предполагало организовать и северный фронт, чему значительно помешал отказ парламента Турции разрешить развёртывание американских войск в стране. Пять дивизий США и Великобритании не встретили серьёзного сопротивления со стороны 23 дивизий Ирака. Иракские ВВС полностью бездействовали (после окончания боевых действий многие иракские самолёты были обнаружены закопанными в песке).

К началу апреля силы США уже находились на подступах к Багдаду. 9 апреля иракская столица была взята без боя, символом чего стало свержение с постамента одной из многочисленных статуй Саддама Хусейна, показанное в прямом эфире многими мировыми телекомпаниями. Продолжая двигаться в северном направлении, 15 апреля американские войска взяли Тикрит, завершив активную фазу боевых действий. Тем временем Багдад и другие иракские города захлестнула волна мародёрства; в обстановке временного безвластия были разграблены многие частные дома, магазины и государственные учреждения.

За полтора месяца войны потери коалиции составили 172 человека погибшими (в том числе 139 американцев и 33 британца). Точные данные об иракских потерях за этот период отсутствуют. По оценке исследователя Карла Конетты, в ходе вторжения погибло 9200 иракских военнослужащих и 7300 гражданских лиц; таким образом, потери гражданского населения более чем в два раза превысили аналогичный показатель войны 1991 года.

1 мая 2003 года президент США Д. Буш приземлился на самолёте S-3 на палубу авианосца «Авраам Линкольн», возвращавшегося на свою базу после участия в боевых действиях, и произнёс речь, известную как «Миссия выполнена». В ней он фактически объявил о военной победе США в Иракской войне.

Страна была разделена на несколько оккупационных зон. Багдад, «суннитский треугольник», северные районы Ирака и западная провинция Аль-Анбар контролировались американскими войсками. Населённые шиитами районы южнее Багдада были зонами ответственности Многонациональной дивизии, состоявшей из подразделений Польши, Испании, Италии, Украины и нескольких стран Центральной Америки. На крайнем юге Ирака в Басре дислоцировался британский контингент. Для управления оккупированной страной в конце апреля была создана Временная коалиционная администрация, возглавленная отставным генералом Джеем Гарнером, который, однако, уже в мае был сменён Полом Бремером. Задачей администрации было создание необходимых условий для передачи власти новому иракскому правительству. Одним из первых шагов Временной администрации стал роспуск иракской армии и полиции.

Сразу после окончания войны в стране начала работу Группа исследования Ирака, занимавшаяся поиском оружия массового поражения, предположительно скрывавшегося режимом Хусейна. В 2004 году эта группа закончила свою работу, отметив в итоговом отчёте, что к началу военной операции коалиционных сил Ирак не располагал оружием массового поражения.

Почти сразу после формального завершения боевых действий в стране развернулась партизанская война. Уже в течение мая произошло несколько нападений на коалиционные войска. В июне силы США провели первую значительную операцию («Удар по полуострову») после свержения режима Хусейна, направленную против начавшего набирать силу партизанского движения. Лето 2003 года стало периодом зарождения организованных партизанских групп, состоявших поначалу в основном из активистов партии Баас и сторонников Саддама Хусейна.

В феврале-марте 2004 года в Ираке установилось относительное затишье. Уменьшение числа вооружённых акций повстанцев привело к снижению потерь международной коалиции. Это затишье оказалось обманчивым, и уже весной США и их союзники столкнулись с наиболее серьёзным вызовом после взятия Багдада - суннитским партизанским движением и шиитской оппозицией. К концу 2003 года религиозные и политические лидеры иракских шиитов выдвинули требования провести всеобщие выборы и передать власть избранному правительству. Их требования расходились с намерениями Временной коалиционной администрации, собиравшейся уступить место специально сформированному переходному правительству, которое должно было управлять Ираком до будущих выборов. Позиция США вызвала недовольство в рядах шиитов. Наиболее радикальным их представителем был мулла Муктада ас-Садр, выступавший за вывод иностранных войск из Ирака и за создание плюралистического демократического исламского государства, ориентированного на исламский мир. Ас-Садр создал вооружённое ополчение, известное как Армия Махди. С помощью этой группировки он решил организовать восстание против многонациональных сил.

Шиитское восстание началось 4 апреля, и в следующие несколько дней почти во всех городах Центрального и Южного Ирака шли ожесточённые столкновения. Одновременно с 5 апреля морская пехота США штурмовала Фаллуджу. Выяснилось, что выделенных для операции сил явно недостаточно; морские пехотинцы увязли в уличных боях и уже через несколько дней прекратили штурм, тем более, что у американского командования было множество проблем в других районах Ирака.

Силы США сумели к концу апреля подавить основные очаги сопротивления. На фоне утраты контроля над Фаллуджей и несколькими шиитскими городами 28 июня 2004 года Временная коалиционная администрация передала свои полномочия Переходному правительству Ирака во главе с премьер-министром Айядом Аллауи. Тем самым, на бумаге, был положен конец иностранной оккупации Ирака, продолжавшейся более года. Войска международной коалиции оставались в стране по просьбе нового правительства и в соответствии с мандатом ООН.

       30 января 2005 года в обстановке усиленных мер безопасности в Ираке прошли первые за полвека многопартийные парламентские выборы. Канун выборов ознаменовался волной насилия и угрозами боевиков разместить напротив избирательных участков снайперов. Как и предсказывали аналитики, победу на них одержал шиитский Объединённый Иракский Альянс, набравший 48 % голосов. В апреле было сформировано Переходное правительство, задачей которого являлась подготовка новой конституции страны.

       В процессе разработки новой конституции выявились серьёзные противоречия между политическими партиями шиитов и курдов с одной стороны и суннитов с другой. Принятый проект отражал в основном взгляды шиитов и курдов, обладавших большинством в парламенте. Раскол в иракском обществе был хорошо заметен на референдуме по принятию конституции 15 октября, когда в шиитских районах царила праздничная атмосфера, а в суннитских городах Эль-Юсифия и Эль-Латифия участки для голосования вообще не открывались. Тем не менее, конституция была принята. 15 декабря состоялись новые парламентские выборы, по итогам которых должно было быть создано теперь уже постоянное правительство страны. Победу вновь одержал Объединённый Иракский Альянс, получивший 128 мест в Национальном собрании. Все суннитские партии получили только 58 мест, а курды - 53 места.

       Приход к власти в Ираке шиитских политических сил заметно обострил отношения между иракцами, принадлежащими к двум разным ветвям ислама. 20 мая Ирак получил первое постоянное национальное правительство с момента свержения режима Хусейна. Премьер-министром страны стал Нури Малики.

       Последним важным событием 2006 года в Ираке стала казнь бывшего президента страны Саддама Хусейна. Суд над Хусейном начался в октябре 2005 года; рассматривалась его ответственность за массовое убийство шиитов в деревне Аль-Дуджейль в 1982 году. Позднее проходил отдельный суд по делу о кампании аль-Анфаль против курдов. В ноябре 2006 года Хусейн был приговорён к смертной казни и 30 декабря повешен.

       10 января 2007 года Д. Буш обнародовал новую стратегию США в Ираке, получившую неофициальное название «Новый путь вперёд», но более известную как «Большая волна». Новая стратегия предусматривала отправку в Ирак дополнительно 21,5 тыс. военнослужащих и усиление мер по охране границы. Основные усилия «большой волны» были сосредоточены на подавлении межконфессионального конфликта в Багдаде, где продолжались массовые похищения и убийства суннитов и шиитов.

После многомесячных переговоров 17 ноября состоялась официальная церемония подписания двустороннего соглашения о статусе американских войск в Ираке. Это соглашение определяло условия нахождения войск США в Ираке после 31 декабря 2008 года, когда истекал срок действия мандата СБ ООН на пребывание коалиционных сил в стране. Соглашение предусматривало, в частности, вывод американских войск из городов и деревень к июлю 2009 года, а полный их вывод из страны - к концу 2011 года; согласование всех американских военных операций с властями страны; передачу Ираку полного контроля над его воздушным пространством; невозможность использования территории Ирака для нападения на другие страны.

К началу августа 2010 года основной контингент американских войск был выведен из Ирака, и в стране осталось около 50 тысяч военнослужащих из США, для обучения и поддержки местных сил охраны правопорядка. 1 сентября 2010 года вице-президент США Джозеф Байден объявил об официальном окончании операции «Иракская свобода» и о начале новой небоевой операции американской армии под кодовым названием «Новый рассвет» во главе с генералом Ллойдом Остином. После ухода последней боевой бригады численность американских войск в Ираке снизилась до 47,9 тыс военнослужащих. Теперь в их обязанности входит обучение иракских силовиков, а непосредственное участие в боевых действиях они принимать не будут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: