Родная литература
(Задания по родной литературе выполняются по желанию)
Тема урока «Стихотворения о Родине. НИНА ВАСИЛЬЕВНА СНЕГОВА»
(1933–2004)
Русь великую, Русь святую,
В окруженье седых берез,
Я не первый в стихах рисую,
Как икону пишу, всерьез.
Я молюсь за нее, родную,
Среди ночи молюсь и дня,
Я не первый ее рисую,
И последним пишу не я.
С. Кадашников
Поэт, прозаик,
член Союза писателей
с 1982 г.
Задание 1. Составьте литературный портрет Н. В. Снеговой, опираясь на предложенные материалы.
Родилась 12 февраля 1933 года в городе Кирове в семье военнослужащего.
Работала с 1951 года учителем физкультуры, окончив Ленинградский техникум физической культуры. В 1973 году окончила Московский литературный институт им. М. Горького Союза писателей СССР. Писать стихи и публиковаться начала в 1954 году. Принимала участие в коллективных сборниках, альманахах – областного или зонального диапазона. На свободное творчество вышла в 1982 году. Отдельным изданием вышло семь сборников: «Лирика» (1960), «Радуга» (1963), «Признание» (1967), «Моя семья» (1974), «Кочующее солнце» (1981), «Прикосновение» (1982), «Продолжение» (1987).
|
|
Член Союза писателей России с 1982 года.
Воспоминания Дмитрия Тишинкова
Вот уже больше десяти лет нет с нами замечательного поэта – Нины Снеговой. Нина Васильевна категорически не принимала слова «поэтесса», скорей всего потому, что в ней, несмотря на тонкие, женские лирические стихи, был какой-то стержень. И дело даже не в том, что Снегова постоянно носила брюки, курила, была крепкая на словцо в обыденных, несправедливых, как ей казалось, ситуациях. Стержень этот затачивался по ходу всей творческой биографии и имя ему – требовательность. К себе, к поэтическому слову, к своим ученикам.
Мы нередко горячо спорили на ее уютной кухне. Но только сейчас понимаю: что я, мальчишка, мог противопоставить поэту, которая училась и дружила с самим Николаем Рубцовым?!
Нина Васильевна, строго относясь ко мне, как к младшему собрату по перу, частенько ставила на место: «А ведь это я тебя открыла!» И вот прошли годы. Теперь я открываю Вас, мой дорогой Учитель…
Прочитайте выразительно стихотворения Н. Снеговой
РАДОСТЬ | |
Не молоком, Неверно, зельем Была я в детстве вспоена, Настоем трав Нечерноземья, – Вот и мила мне сторона Лугов неярких, но раздольных, Холмов крутых, холодных рек, С которыми расстаться больно, И натоскуешься на век, Когда куда-то уезжаешь, Поближе к солнцу и морям… Мой край лесной, неурожайный! | Ты держишь сердце северян Оврага мирного пригоршней, Закаливаешь во снегах, Озвучиваешь песней рощи, Вздымаешь птицей в облака,– И оттого в рассветной дымке Дороже юга во сто крат Вот эти скромные суглинки, В войну кормившие солдат. И оттого мой труд натужный Приносит только радость мне, Когда себя считаешь нужной Своей родимой стороне. |
|
|
ВОЛЖСКИЙ СЕВЕР |
Лежат лавиной жгучие снега… А кто-то не видал ни разу снега, Не находил лосиные рога, На тихих лыжах крадучись по следу. Народ здесь горд: не ходит семеня. В себе уверен в ясный день и в серый. Но есть ещё и севернее Север И значит, что-то скрыто от меня. |
***
Посередине февраля
Бегу по сретенским морозам,
И розовеющим березам
Счастливо улыбаюсь я.
Неси, крылатая лыжня!
Пускай в чащобах затеряюсь,
Тебе вполне я доверяюсь –
Все к людям выведешь меня.
Да и подольше попетляй
По белоснежному раздолью.
Я к самой райской из юдолей
Не приравняла б отчий край.
Ни дивно скрытую реку,
Ни шум сосны сиреневатой,
Ни свет в окне подслеповатом,
Ни дым печной по ветерку.
И ни к чему не приравнять
Мои февральские метели.
У перводневной колыбели
Они мне пели, а не мать.
Неси, крылатая лыжня!
Задание 2. Дайте краткий ответ на вопросы:
1. Каково ведущее настроение стихотворений?
2. Определите тему и основную мысль стихотворений.
3. Почему лирической героине так дорог «край лесной, неурожайный»?
4. О ком – о себе или о целом поколении – в стихотворении «Радость» говорит поэт?
5. Какой изображает зиму Н. В. Снегова?
6. Определите средство выразительности в следующих выражениях: «белоснежное раздолье», «крылатая лыжня»?