Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Особенности метода наблюдения:
- непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;
- данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;
- целостное восприятие наблюдаемой ситуации;
- зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;
- влияние наблюдателя на объект наблюдения;
- влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.
Научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них.
Оно имеет много общего с обыденным наблюдением, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.
Отличия научного наблюдения от обыденного:
- четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;
- осуществляется по заранее продуманному плану;
- данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе;
- полученная информация подвергается контролю на обоснованность и устойчивость.
|
|
Наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении.
Преимущества метода наблюдения:
- непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;
- оперативность получения информации;
- объективность, конкретность данных;
- единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;
- расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;
- возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.
- возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;
- возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.
Недостатки метода наблюдения:
- локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;
- невозможность повторения событий ситуации;
- трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;
- искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;
- пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.
- ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;
- субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.
|
|
Типичные ошибки наблюдения:
- Гало-эффект - обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
- Эффект снисхождения- тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
- Ошибка центральной тенденции - наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
- Ошибка корреляции- оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
- Ошибка контраста- склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
- Ошибка первого впечатления - первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Лучший способ фиксации — скрытая аудиовизуальная запись, которую можно было бы неоднократно анализировать. Для психологической диагностики интересны все поведенческие проявления больного (и вербальные, и невербальные), имеющие диагностическую значимость.
В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно: стиль поведения, жесты, мимику, движения индивидов и целых групп. Что можно наблюдать? Объектом психологического наблюдения является тот, за кем ведется наблюдение - отдельный человек (или животное), группа людей в их совместной деятельности, общности. Предметом наблюдения могут быть только внешние экстериоризированные компоненты деятельности: а) моторные компоненты практических и гностических действий; движения, перемещения и неподвижные состояния людей; скорость и направление движения; дистанции между ними; соприкосновения, толчки, удары; совместные действия (группы людей);б)речевые акты,их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и фонетического строя; в) мимика и пантомимика, экспрессия звуков; г) внешние проявления некоторых вегетативных реакций: покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и т.д., сочетание перечисленных признаков. Наблюдаемыми могут быть ситуации, возникающие в естественной жизни и искуственно создаваемые в эксперименте, различающиеся по видам деятельности, взаимодействий людей друг с другом, спонтанные и организованные и т.д.
Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия.
Метод наблюдения - один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования, предполагающий составление программы наблюдения.
В программе прописываются этапы процедуры исследования методом наблюдения:
1) выявляется проблемная ситуация,
2) определяются цели и задачи,
3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;
4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;
5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);
6) выбирается метод обработки результатов;
7) осуществляется наблюдение согласно плана;
8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.
Для регистрации различных действий объекта наблюдения (единиц наблюдения) используются следующие документы:
а) карточка наблюдения – предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, как правило, в закодированном виде;
б) протокол наблюдения – предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. Отражает алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;
|
|
в) дневник наблюдателя – предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.
В связи с этими специфическими чертами изучаемого психологией предмета был сформулирован ряд правил для применения наблюдения:
1. Проводить многократные систематические наблюдения данного поведения в повторяющихся и изменяющихся ситуациях, что позволяет отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей.
2. Не делать скороспелых выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно того, какая психическая реальность стоит за наблюдаемым поведением.
3. Сопоставлять частные условия появления наблюдаемого поведения с' общей ситуацией. Рассмотрение в общем контексте больших общностей (общей ситуации, личности в целом, применительно к ребенку - стадии психического развития и т.п.) часто изменяет психологический смысл наблюдаемого.
Примерный протокол наблюдения
Дата исследования:
ФИО и возраст исследуемого: (исследуемых)
Метод исследования: (например) наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью
ребенка в естественных условиях.
Цели исследования (например):
- выявление уровня развития игровой деятельности;
- определение на основе полученных данных перспективного развития игровой деятельности.
Организация исследования:
(кол-во детей, место проведения исследование, условия, в которых проводят
исследование, оборудование - кратенько, где-то на 1 абзац)