Наблюдение как метод исследования

 

Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

 

Особенности метода наблюдения:

  1. непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;
  2. данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;
  3. целостное восприятие наблюдаемой ситуации;
  4. зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;
  5. влияние наблюдателя на объект наблюдения;
  6. влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.

 

Научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них.

 

Оно имеет много общего с обыденным наблюдением, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.

 

Отличия научного наблюдения от обыденного:

  1. четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;
  2. осуществляется по заранее продуманному плану;
  3. данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе;
  4. полученная информация подвергается контролю на обоснованность и устойчивость.

 

Наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении.

 

Преимущества метода наблюдения:

  1. непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;
  2. оперативность получения информации;
  3. объективность, конкретность данных;
  4. единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;
  5. расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;
  6. возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.
  7. возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;
  8. возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.

 

Недостатки метода наблюдения:

  1. локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;
  2. невозможность повторения событий ситуации;
  3. трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;
  4. искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;
  5. пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.
  6. ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;
  7. субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.

 

Типичные ошибки наблюдения:

  1. Гало-эффект - обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
  2. Эффект снисхождения- тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
  3. Ошибка центральной тенденции - наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
  4. Ошибка корреляции- оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
  5. Ошибка контраста- склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
  6. Ошибка первого впечатления - первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

 

 

 

 

 

Лучший способ фиксации — скрытая аудиовизуальная запись, которую можно было бы неоднократно анализировать. Для психологической диагностики интересны все поведенческие проявления больного (и вербальные, и невербальные), имеющие диагностическую значимость.

 

В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно: стиль поведения, жесты, мимику, движения индивидов и целых групп. Что можно наблюдать? Объектом психологического наблюдения является тот, за кем ведется наблюдение - отдельный человек (или животное), группа людей в их совместной деятельности, общности. Предметом наблюдения могут быть только внешние экстериоризированные компоненты деятельности: а) моторные компоненты практических и гностических действий; движения, перемещения и неподвижные состояния людей; скорость и направление движения; дистанции между ними; соприкосновения, толчки, удары; совместные действия (группы людей);б)речевые акты,их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и фонетического строя; в) мимика и пантомимика, экспрессия звуков; г) внешние проявления некоторых вегетативных реакций: покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и т.д., сочетание перечисленных признаков. Наблюдаемыми могут быть ситуации, возникающие в естественной жизни и искуственно создаваемые в эксперименте, различающиеся по видам деятельности, взаимодействий людей друг с другом, спонтанные и организованные и т.д.

 

Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия.

 

Метод наблюдения - один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования, предполагающий составление программы наблюдения.

 

В программе прописываются этапы процедуры исследования методом наблюдения:

 

1) выявляется проблемная ситуация,

 

2) определяются цели и задачи,

 

3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;

 

4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

 

5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);

 

6) выбирается метод обработки результатов;

 

7) осуществляется наблюдение согласно плана;

 

8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

 

Для регистрации различных действий объекта наблюдения (единиц наблюдения) используются следующие документы:

 

а) карточка наблюдения – предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, как правило, в закодированном виде;

 

б) протокол наблюдения – предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. Отражает алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;

 

в) дневник наблюдателя – предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.

 

В связи с этими специфическими чертами изучаемого психологией предмета был сформулирован ряд правил для применения наблюдения:

1. Проводить многократные систематические наблюдения данного поведения в повторяющихся и изменяющихся ситуациях, что позволяет отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей.

2. Не делать скороспелых выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно того, какая психическая реальность стоит за наблюдаемым поведением.

3. Сопоставлять частные условия появления наблюдаемого поведения с' общей ситуацией. Рассмотрение в общем контексте больших общностей (общей ситуации, личности в целом, применительно к ребенку - стадии психического развития и т.п.) часто изменяет психологический смысл наблюдаемого.

 

Примерный протокол наблюдения

Дата исследования:

ФИО и возраст исследуемого: (исследуемых)

Метод исследования: (например) наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью

ребенка в естественных условиях.

Цели исследования (например):

- выявление уровня развития игровой деятельности;

- определение на основе полученных данных перспективного развития игровой деятельности.

Организация исследования:

(кол-во детей, место проведения исследование, условия, в которых проводят

исследование, оборудование - кратенько, где-то на 1 абзац)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: