Специфика и формы методического обеспечения

Понятие методическое обеспечение выражает определенное понимание методической деятельности. Методическое обеспечение - новый этап развития научно-методической деятельности. Конечная цель методического обеспечения - оснащение учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующей потребностям общества и каждого человека в отдельности.

С точки зрения содержания, методическое обеспечение - это необходимая информация, учебно-методические комплексы, разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей. Методическое обеспечение рассматривается не как управленческий процесс с его управленческими функциями, а как одна из сфер, направлений, функций методического руководства.

В свою очередь методическое руководство - это организация любого вида методической деятельности, которая всегда начинается с отбора целей, содержания, методов и форм работы в социо-культурной сфере. Главное в этой функции - информация: критерии отбора, способы ее накопления и средства передачи. Информация должна быть организована для развития системы методического обеспечения.

В качестве субъектов управления выступают: методисты, педагоги Домов детского творчества, Центров внешкольного развития, спортивных школ, других образовательных учреждений. Их главные функции - прием методической информации, закрепление и воспроизведение в своей деятельности. Здесь управляет не информация, а организационные средства ее трансляции: методы, способы, формы передачи. Происходит не развитие качества, а накопление, т.е. увеличение количества информации. Объект управления один - это смысл, содержащийся в методической информации, который должен родиться в познающем сознании методистов, педагогов. Главная цель методической работы - это непрерывный рост профессионализма и квалификации руководителей, специалистов учреждения культуры, развитие их творческого потенциала и компетентности, а конечная цель методического обеспечения - оснащение учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующего потребностям общества и каждого человека в отдельности. Методическая работа должна иметь четко обозначенные задачи, которые отражают ее отношение к организации в целом, к коллективу, к руководителям творческих коллективов и к участникам коллективов, к посетителям.

По отношению к учреждению методическая работа решает следующие задачи: нормативно-правовое, методическое обеспечение деятельности учреждения; совершенствование существующих и внедрение новых технологий, форм, методов, способов культурно-досуговой деятельности и внедрение передового опыта, современных информационных технологий; информационное обеспечение.

По отношению к специалистам методическая работа решает следующие задачи: повышение уровня профессионализма; ознакомление и обучение методике использования в профессиональной деятельности современных технологий, методик и способов; совершенствование деятельности руководителей творческих коллективов по организации творческой, учебной работы участников коллективов; обучение технологии использования современных способов анализа и мониторинга качества услуг; поддержка поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности; организационное и содержательное сопровождение аттестации специалистов; организация информационного обеспечения профессиональной деятельности работников; внедрение в практику работы основ научной организации труда.

По отношению к коллективу методическая работа решает такие задачи как: согласование понятий, ценностей, представлений и позиций по вопросам культурно-досуговой деятельности; сохранение, поддержка и развитие традиций коллектива; способствование формированию доброжелательной, созидательной, творческой среды; организация и стимулирование процессов повышения квалификации работников; создание комплекса условий для изучения, обобщения, внедрения и распространению передового опыта.

Марийский республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности был создан 10 ноября 1945 г. штат состоял из четырёх методистов: по хоровому искусству, по танцевальному искусству, по изобразительному искусству, по драматургии, во главе с директором Виктором Гершеновичем. В 2007 году центр проходит реорганизацию и становится Республиканским научно-методическим центром народного творчества и культурно-досуговой деятельности.

В настоящее время республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности проводит семинары, курсы, лаборатории, смотры, конкурсы, фестивали, организует выставки декоративно-прикладного искусства, проводит работы по внедрению активных форм досуга. Большое внимание уделяется развитию межнациональных отношений, собран богатый фонд аудио/видео записей, составлен банк данных по народному творчеству, издаются методические материалы, книги, работает отдел звукозаписи.

Существует несколько отделов в республиканском научно-методическом центре народного творчества и культурно-досуговой деятельности: репертуарно-издательский, информационно-аналитический, отдел технических средств, культурно-досуговой деятельности, маркетинга, ДПТ, административно-хозяйственный отдел, а самым крупным является отдел народного творчества. Отдел играет большую роль в формировании творческих коллективов, оказывает им методическую и практическую помощь в их новаторском поиске, организации и проведения республиканских мероприятий по возрождению, сохранению и развитию народных традиций, обычаев, праздников, изучения анализа состояния и тенденций развития народного творчества и ремёсел в Республике Марий Эл.

При центре успешно действуют творческие коллективы, ставшие лабораториями сохранения и популяризации локальных народных традиций мари: «Мари памаш», «Эрвел мари», «Пеледыш», «Изи памаш»; творческие лаборатории по работе с самодеятельными поэтами, писателями и композиторами, студии лоскутного шитья и женского рукоделия, видеотворчества.

Директор центра – Дмитриева Тамара Викторовна, заслуженный работник культуры РФ и Республики Марий Эл, лауреат Государственной премии РМЭ, лауреат Государственной молодежной премии им. О.Ипая (руководит с января 20012 года).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: