Ответ на 2 вопрос: Понятие о личности. Понятие «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность», их соотношение

Ответ на 1 вопрос: Ощущения. Виды ощущений. Основные закономерности ощущений. Взаимодействие ощущений. Развитие ощущений.

Ощущения - начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство и пр.

Виды ощущений:

-Зрительные ощущения - это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным может быть только совершенно прозрачный предмет, который мы не видим.

-Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы.

-Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запахи называется обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости.

-Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса - вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое.

-Кожные-ощущения - тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла или холода). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или прикосновения, или холода, или тепла.

-Осязательные ощущения - это сочетания кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов.

-Органические ощущения рассказывают нам о работе нашего организма, наших внутренних органов - пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы.

-Болевые ощущения имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, человек не чувствовал бы даже серьезных ранений.

 

Основные закономерности ощущений:

 

-Чтобы возникло ощущение, раздражение должно достигнуть определенной величины.

-Слишком слабые раздражители не вызывают ощущений.

-Минимальная величина раздражителя, дающая заметное ощущение, называется абсолютным порогом ощущения.

- Абсолютная чувствительность определенных анализаторов у разных людей различна. В мире нет совершенно одинаковых людей, поэтому и пороги ощущения у всех различаются. Так, один человек слышит очень слабые звуки (например, тиканье часов, находящихся на большом расстоянии от его уха), а другой не слышит.

-Помимо абсолютной чувствительности анализатор имеет другую важную хаактеристику - способность различать изменения в силе раздражителя.

-Другая важная характеристика анализатора - его способность различать изменения в силе раздражителя.

-Та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений, называется порогом чувствительности к различению.

-Развитие различительной чувствительности имеет важное жизненное значение. Оно помогает правильно ориентироваться в окружающем.

 

Взаимодействие ощущений:

 

Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может влиять на работу другого, усиливая или ослабляя ее. Например, слабые музыкальные звуки могут повысить чувствительность зрительного анализатора, а резкие или сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение. Дефект работы одного анализатора обычно компенсируется усиленной работой и совершенствованием других анализаторов при потере одного из них. Оставшиеся неповрежденными анализаторы своей более четкой работой компенсируют деятельность «выбывших» анализаторов. Так, при отсутствии зрения и слуха у слепо-глухих настолько развивается и обостряется деятельность оставшихся анализаторов, что люди научаются довольно хорошо ориентироваться в окружающей обстановке. Например, слепо-глухая О.И. Скороходова за счет хорошо развитого осязания, обоняния и вибрационной чувствительности сумела добиться больших успехов в познании окружающего мира, в умственном и эстетическом развитии.

    Развитие ощущений.

Чувствительность, т.е. способность иметь ощущения, в элементарном проявлении врожденна и является безусловно рефлекторной. Ребенок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и некоторые другие раздражители. Человеческий слух формируется под влиянием музыки и звуковой речи. Все богатство человеческих ощущений есть результат развития и воспитания. Развитие ощущений происходит в связи с практической, прежде всего трудовой деятельностью человека и зависит от требований, которые предъявляются жизнью, трудом к работе органов чувств.

 

Ответ на 2 вопрос: Понятие о личности. Понятие «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность», их соотношение.

 

Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет свой биологический род, род Homosapiens, «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития.

Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других, а также в определенной степени указывает на выраженность этого отличия.

Личность - сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

Субъект - человек в совокупности таких психических характеристик, который позволяют ему осуществлять целеполагание соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом.

«Существо, обладающее сознанием и волей, способное действовать целенаправленно, т.е. на основе образа предметного мира. »

Соотношение понятий:

Индивидом рождаются (поскольку он продукт антропогенеза).

-своеобразный представительно других живых существ.

 

Личностью становятся (в процессе освоения индивидом общественно - исторического опыта и предъявления себя в определенном виде деятельности).

-осознание своего места в обществе;

-содержание и характеристика потребностей и интересов;

-соотношение и проявление личностных качеств.

 

Индивидуальность отстаивают (преобразуя мир и себя на основе только ему присущих качеств и индивидуального стиля жизни и деятельности).

-оригинальность личности;

-особенности, делающие личность непохожей на других людей.

 

Субъект

-участник общественного процесса и конкретной деятельности;

-источник познания и преобразования объективной действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: