Ответ на 1 вопрос: Ощущения. Виды ощущений. Основные закономерности ощущений. Взаимодействие ощущений. Развитие ощущений.
Ощущения - начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство и пр.
Виды ощущений:
-Зрительные ощущения - это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным может быть только совершенно прозрачный предмет, который мы не видим.
-Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы.
-Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запахи называется обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости.
-Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса - вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое.
|
|
-Кожные-ощущения - тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла или холода). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или прикосновения, или холода, или тепла.
-Осязательные ощущения - это сочетания кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов.
-Органические ощущения рассказывают нам о работе нашего организма, наших внутренних органов - пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы.
-Болевые ощущения имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, человек не чувствовал бы даже серьезных ранений.
Основные закономерности ощущений:
-Чтобы возникло ощущение, раздражение должно достигнуть определенной величины.
-Слишком слабые раздражители не вызывают ощущений.
-Минимальная величина раздражителя, дающая заметное ощущение, называется абсолютным порогом ощущения.
- Абсолютная чувствительность определенных анализаторов у разных людей различна. В мире нет совершенно одинаковых людей, поэтому и пороги ощущения у всех различаются. Так, один человек слышит очень слабые звуки (например, тиканье часов, находящихся на большом расстоянии от его уха), а другой не слышит.
-Помимо абсолютной чувствительности анализатор имеет другую важную хаактеристику - способность различать изменения в силе раздражителя.
-Другая важная характеристика анализатора - его способность различать изменения в силе раздражителя.
|
|
-Та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений, называется порогом чувствительности к различению.
-Развитие различительной чувствительности имеет важное жизненное значение. Оно помогает правильно ориентироваться в окружающем.
Взаимодействие ощущений:
Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может влиять на работу другого, усиливая или ослабляя ее. Например, слабые музыкальные звуки могут повысить чувствительность зрительного анализатора, а резкие или сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение. Дефект работы одного анализатора обычно компенсируется усиленной работой и совершенствованием других анализаторов при потере одного из них. Оставшиеся неповрежденными анализаторы своей более четкой работой компенсируют деятельность «выбывших» анализаторов. Так, при отсутствии зрения и слуха у слепо-глухих настолько развивается и обостряется деятельность оставшихся анализаторов, что люди научаются довольно хорошо ориентироваться в окружающей обстановке. Например, слепо-глухая О.И. Скороходова за счет хорошо развитого осязания, обоняния и вибрационной чувствительности сумела добиться больших успехов в познании окружающего мира, в умственном и эстетическом развитии.
Развитие ощущений.
Чувствительность, т.е. способность иметь ощущения, в элементарном проявлении врожденна и является безусловно рефлекторной. Ребенок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и некоторые другие раздражители. Человеческий слух формируется под влиянием музыки и звуковой речи. Все богатство человеческих ощущений есть результат развития и воспитания. Развитие ощущений происходит в связи с практической, прежде всего трудовой деятельностью человека и зависит от требований, которые предъявляются жизнью, трудом к работе органов чувств.
Ответ на 2 вопрос: Понятие о личности. Понятие «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность», их соотношение.
Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет свой биологический род, род Homosapiens, «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития.
Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других, а также в определенной степени указывает на выраженность этого отличия.
Личность - сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль.
Субъект - человек в совокупности таких психических характеристик, который позволяют ему осуществлять целеполагание соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом.
«Существо, обладающее сознанием и волей, способное действовать целенаправленно, т.е. на основе образа предметного мира. »
Соотношение понятий:
Индивидом рождаются (поскольку он продукт антропогенеза).
-своеобразный представительно других живых существ.
Личностью становятся (в процессе освоения индивидом общественно - исторического опыта и предъявления себя в определенном виде деятельности).
-осознание своего места в обществе;
-содержание и характеристика потребностей и интересов;
-соотношение и проявление личностных качеств.
Индивидуальность отстаивают (преобразуя мир и себя на основе только ему присущих качеств и индивидуального стиля жизни и деятельности).
-оригинальность личности;
|
|
-особенности, делающие личность непохожей на других людей.
Субъект
-участник общественного процесса и конкретной деятельности;
-источник познания и преобразования объективной действительности.