Задание 2
Практика по получению первичных профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности: летняя вожатская практика
(дистанционная форма обучения)
Выполнил: студент 3 курса 232 группы
направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»,
профили «История. Обществознание»
филологического факультета
Кузнецов Максим Сергеевич
Балашов 2020
Задание 2. Написание психологической статьи с интерактивным обсуждением.
Статья на тему: «Повышение стрессоустойчивости вожатого в ДОЛ»
Данная статья повествует о факторах, влияющих на стрессоустойчивость, а также о методах, повышения устойчивости у вожатых детских оздоровительных лагерей.
Актуальность темы стрессоустойчивости персонала, проводящего работу с детьми в лагерях занимает важное место в современном обществе. Нередко происходят казусы при занятиях у совершенно различных людей, в связи с чем существует эта статья. Она призвана разобрать предшествующие факторы и помочь персоналу предотвратить возможные последствия, стать более устойчивым к различным раздражителям.
|
|
Стрессовые ситуации возникают у всех почти каждый день. В современном мире работа содержит многие факторы, вызывающие стресс и тревогу, с которыми приходится так или иначе справляться. В настоящее время термин «стресс» употребляется часто и используется не только в психологии, но и в медицине, социологии и других науках. В современной научной литературе данное понятие употребляют в нескольких значениях:
● как любые внешние раздражители, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение;
● как субъективную реакцию, то есть отражение психического состояния напряжения или возбуждения.
В. А. Ганзен рассматривает стресс как положительную целостную реакцию организма на внешние и внутренние раздражители, которая направлена на достижение некоторого результата.
В качестве понятия стрессойстойчивости следует иметь в виду интегральное психологическое свойство личности, которое обеспечивает внутренний психофизиологический гомеостаз и оптимизирует взаимодействие с внешними раздражителями.
Работа вожатым в детском лагере является психологически сложной так как все время смены нужно быть максимально включенным в процесс и внимательным по отношению к детям. Вожатый – это профессия, деятельность которой связана с интенсивным общением с людьми разного возраста. Исследования данного рода профессий (Е. А. Климов, А. К. Маркова, А. Л. Церковский и др.) говорят о синдроме эмоционального выгорания, как о продолжительности занятий этой деятельностью. Синдром выгорания представляет собой один и феноменов личностной деформации и выступает важным фактором стрессоустойчивости для устранения. Возникновение данных феноменов объясняется негативными
|
|
психологическими переживаниями, интенсивными и продолжительными интерперсональными взаимодействиями, которые отличаются высокой когнитивной сложностью и эмоциональной насыщенностью.
Факторы эмоционального выгорания:
● Ролевой - ясность и четкость в делегируемых сотруднику задачах, распределение ответственности и согласованность действий при совместной работе с коллегами. При нечетком понимании своей роли в работе и своей задачи увеличивается риск развития синдрома выгорания.
● Личностный - отражает индивидуально психологические особенности личности, способствующие или препятствующие развитию данного синдрома.
● Организационный - связан с наличием в профессии напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, эмоциональность взаимодействий с окружающими, интенсивное восприятие, повышенная внимательность к своим действиям и к действиям окружающих, быстрое принятие решений, а также атмосфера внутри коллектива и наличие конфликтов между коллегами.
Для повышения стрессоустойчивости работников лагеря необходимо часто (около 3-4 раз в неделю) проводить тренинги и развлекательные программы. Комплексное развитие навыков стрессоустойчивости вожатых помогает не только защитить их нервы и здоровье, но и значительно увеличить эффективность работы. Действенные методы развития защиты от негатива поспособствуют собранности и спокойствию работников в большинстве ситуаций. Следующие методы нацелены на продуктивное укрепление устойчивости к стрессу и рекомендуемые к применению:
● Правильная оценка ситуации. Она базируется на трех простых вопросах: «Насколько это важно для меня?», «Меняет ли это мою жизнь?» и «Могу ли я что-то поменять?».
● Выход эмоций. Дать возможность избавиться от негатива и выпустить пар.
● Внимание к здоровью. Важно вовремя проводить лечение, обеспечить правильное питание и периодический отдых для вожатых.
● Проводить дыхательные упражнения (несколько глубоких вдохов-выдохов).
● Медитация для стабилизации эмоционального состояния.
● Комплименты и ободряющие слова среди работников лагеря.
● В течение рабочего дня выделить небольшие передышки (по 5-10 минут) для успокоения.
Хобби также способствует успокоению, противодействию стрессу. В условиях лагеря необходимы гружки по интересам, где как дети, так и взрослые могли бы заниматься своим любимым делом, что повлияет на их продуктивность. Это может быть что угодно: рисование или лепка, чтение или написание книг и т. д.
В заключение следует отметить важность проблемы устойчивости к стрессу, особенно при взаимодействии с детьми в лагерях. Стресс является неотъемлемой частью нашей жизни. Каждый в наше время понимает и принимает это по своему. Понятие стресс в профессиональной деятельности встречается даже чаще, чем в обыденной жизни. Зачастую именно на работе возникают стрессовые ситуации, которые требуют немедленного решения, особенно если она связана с опасной работой или направлена на интенсивное общение с людьми.
Специальность вожатый относится к одной из таких и нацелена на постоянное взаимодействие с людьми разной возрастной категории (дети, подростки, коллектив сотрудников лагеря, родители детей). Данная специальность имеет свои особенности, которые отражают специфику возникающих во время работы стрессовых ситуаций.
|
|
Однако этого можно избежать, если вовремя и правильно оказывать поддержку сотрудникам. Для этого существуют тренинги и развлекательные программы, направленные на повышение стрессоустойчивости и решения различных конфликтных ситуаций. Также следует предоставлять перерывы на отдых, правильное и своевременное питание и возможность различных видов деятельности.