На тему «Непобедимый»

Методическая разработка 

В рамках шахматного кружка «Е2-Е4»,

на тему «Непобедимый»

Составитель: педагог-организатор

подросткового клуба «Олимпиец»

Владимир Васильевич Ященко

 

Тамбов 2020

Цель: развитие интеллектуальных способностей детей и подростков, через вовлечение их в познавательный досуг.

Уважаемые ребята! Продолжаем знакомство с теорией и практикой интеллектуальной игры - «Шахматы». Всем любителям этой увлекательной игры я предлагаю подкрепить свои знания, а новичкам познакомиться с основными её понятиями с помощью моих развивающих шахматных занятий.                                                                                                                            На каждом из занятий мы будем прорабатывать элементный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор делаем на подробное изучение силы и слабости каждой фигуры, ее игровых возможностей на шахматной доске.

Итак, мы узнали из предыдущего занятия, каждого из своего войска. Теперь мы будем знакомиться с Главнокомандующим вашего войска – Королем и правилами поведения его с другими фигурами.

Продолжаем изучение шахматных правил. ОППОЗИЦИЯ  показала, что у одинокого Короля есть твердая уверенность: в борьбе с Королем и Пешкой противника он спасется! Белые Король был прав в своих примерах.

Есть еще много вопросов у начинающих шахматистов:                                                  1. А каким ходом лучше начинать шахматную партию?                                                   2. Делится ли вся партия на части?                                                                                     3. Можно ли выиграть партию быстро?                                                                                 4. На каком ходу, какие надо знать секреты? И еще много других…

На многие вопросы может ответить, как это ни странно – СКАЗКА…                            В давние – стародавние времена жил да поживал шахматный гений, по прозвищу НЕПОБЕДИМЫЙ. Прозвище пристало к нему не случайно: слыл он искусным шахматным игроком, потому что за много лет подряд ни разу не произнес слово: «Сдаюсь!», да и ничьих не признавал, хотя много исколесил дорог по белу свету. Был он щедро наделен от природы великим шахматным талантом. Доходило до того, что мог поставить игроку мат на том ходу, который тот сам пожелает. Мало того, показывал даже место на доске, где предстоит его Королю сложить свою голову и от какой фигуры или Пешки он погибнет. И представьте себе, что все до поры до времени сходилось, как по нотам. Вскоре шахматная горячка захлестнула весь мир, игра стала распространяться со сказочной быстротой. Во многих царствах и государствах, королевствах и княжествах появились новые одаренные шахматисты, масса шахматной литературы, стали проводиться всевозможные крупные турниры с игроками высокого класса.                                                  Все труднее приходилось Непобедимому, отстаивать звание сильнейшего на планете. И вот сначала начались ничьи, а потом одно за другим посыпались поражения. Вскоре Непобедимый перестал выступать в соревнования и уединился.                                                                                                                 Так что постоянно непобедимых не бывает. Правда, были шахматисты, которые умерли непобежденными, но и они на протяжении своей жизни изведали горечь поражений.                                                                                    Итак, проигрывают все: только одни чаще, другие реже. Заветного первого хода, который бы обеспечивал всегда победу, не существует, сколько бы мы его ни искали. Это ответ на первый вопрос.

На второй вопрос есть такой ответ: Вся партия делится на три части, так повелось, видимо, издавна: ДЕБЮТ (начало партии), Дебютом называют первые 10 -15 ходов партии. В дебюте обе стороны стремятся развить фигуры, захватить центр, спрятать Короля и др. Так как белые делают ход первыми, то у них есть небольшая инициатива, которую они стремятся развить. Черные пытаются уравнять игру и, при случае, перехватить инициативу. Ранние атаки на короля вроде попытки поставить детский мат при правильной защите, как правило, не проходит.                                      Миттельшпиль - это середина игры, от немецкого Mittelspiel. Фигуры выведены на боевые позиции, и противники пытаются провести свои планы: улучшить позицию своих фигур, захватить важные поля, добиться материального преимущества и т.д. Если позволяет ситуация, то можно и сразу атаковать короля. Часто в миттельшпиле определяется победитель партии.                                                                                                                                             Эндшпиль - концовка партии, от немецкого Endspiel. Отличительной чертой эндшпиля является способность короля активно участвовать в игре, ведь ввиду малого количества оставшихся фигур сопернику сложно играть на мат. В большей части эндшпилей борьба идёт без ферзей. Значительно возрастает роль пешек. Борьба идёт вокруг их стремительного продвижения к полю превращения. Цель - получить нового ферзя или заставить соперника уничтожить проходные пешки ценой фигур. В обоих случаях возросший материальный перевес позволить организовать решающую охоту на короля. Что касается третьего вопроса, то на него можно ответить так: выиграть быстро можно, но только если противник делает грубые ошибки.           Конец.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: