Комплексный анализ текста

Экзаменационная работа по русскому языку

II вариант.

 

 

ФОНЕТИКА

В каком слове все согласные звуки твёрдые?

А) рожь

Б) память

В) пережить

Г) воздвиг

В каком слове звуков больше, чем букв?

А) просьба

Б) июльский

В) Якутия 

Г) яростный

В каком слове все согласные звуки мягкие?

А) ключ

Б) миля

В) жениться

Г) портрет

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

А) бледнЫ 

Б) нАчаты

В) дОговор

Г) зАвидно

Укажите цифрами количество звуков в словах. Выберите правильный ответ.

Половодье шестая пекарня шлёпать

А) 9677

Б) 8677

В) 9676

Г) 9776

В каком слове все согласные твердые?

А) возможность

Б) заживо

В) качество

Г) решение

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Какое слово образовано приставочным способом? 

А) синь,

Б) управляемый,

В) распланировать,

Г) семилетка.

Какое слово образовано бессуффиксным способом

А) синеть,

Б) наладчик,

В) лесоруб,

Г) подъезд.

В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

А) пересчитать – приставочный, 

Б) разбег – бессуффиксный, 

В) лесоруб – бессуффиксный, 

Г) зевота – суффиксальный.

В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

А) усиленно – приставочный, 

Б) пробежать – приставочный, 

В) выход – бессуффиксный, 

Г) горение – суффиксальный.

Укажите способ образования слова ПРИЗЫВ 

А) приставочный,

Б) суффиксальный,  

В) бессуффиксный,  

Г) переход

Какое слово образовано суффиксальным способом?

А) прочитать,

Б) преодолеть,

В) походка,

Г) разрушение.

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

В каком слове нет суффикса?

А) огурец,

Б) ребенок, 

В) речка,

Г) горошек.

Отметьте «лишнее» среди родственных.

А) пахать,

Б) пахота,

В) пахнуть, 

Г) пахарь.

Какое слово не является родственным остальным?

А) дорожить,

Б) придорожный,

В) дорога, 

Г) подорожник.

В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

А) ОблЕгчить;

Б) кухОнный;

В) икОнопись;

Г) кладовАя.

В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

А) ХристианИн;

Б) апОстроф;

В) генЕзис;

Г) танцовщИк.

18) Выберите правильный вариант произношения слова:

А) Конечно [чн];

Б) скучно [чн];

В) девичник [чн];

Г) ничто [шт].

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?

А) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе

Б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание

В) аналогия — противоположность чему-либо

Г) привилегия — преимущественные права, льготы

Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?

А) черное платье

Б) черная душа

В) черный вторник

Г) черные мысли

В каком варианте пары слов не являются синонимами?

А) деликатный — тактичный

Б) вульгарный — корыстный

В) чуткий — отзывчивый

Г) гуманный — человечный

Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно.

А) считать ворон — бездельничать

Б) в час по чайной ложке — медленно

В) тертый калач — опытный (о человеке)

Г) седьмая вода на киселе — близкие родственники

Какой фразеологизм не соответствует значению «много»?

А) куры не клюют

Б) семь пятниц на неделе

В) тьма тьмущая

Г) хоть пруд пруди

В каком предложении не используется фразеологизм?

А) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.

Б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.

В) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.

Г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

СИНТАКСИС

25) Укажите правильное утверждение:

А) Предложение — это соединение слов, в конце которого всегда ставится точка.

Б) Каждое предложение имеет грамматическую основу.

В) Грамматическая основа предложения — это сказуемое.

Г) Подлежащее не зависит от сказуемого.

 

26) Укажите предложения, в которых есть однородные члены (знаки не расставлены):

А) Цветок фиалки поднял поверх травы свою головку с фиолетовым глазом.

Б) Весною речки становятся бурными образуют водопады и с шумом несут свои воды в Черное море.

В) Наши мышцы способны выполнять сложные движения и приспосабливаться к разной работе.

Г) Для сохранения здоровья нужно приучать свой организм следить за чистотой кожи.

 

27) Укажите предложения, в которых после обобщающего слова ставится двоеточие (знаки не расставлены):

А) Трещинки в эмали зубов возникают от разгрызания орехов косточек слив вишен абрикосов.

Б) К горному климату хорошо приспособилась черника, брусника и другие ягоды.

В) В Крымских горах можно увидеть разнообразные фантастичные фигуры столбы пирамиды зубцы прибрежных скал.

Г) Верили наши предки что существует нечистая сила лесовики домовые русалки.

 

 

28) Укажите предложения, в которых есть вводные слова (знаки не расставлены):

А) К счастью мне удалось направить лодку к берегу.

Б) Когда-то тут росли высокие густые травы.

В) В ближайшее десятилетие возможно будут найдены лекарства от неизлечимых болезней.

Г) К моему счастью прибавилось и одно огорчение.

 

29) Укажите сложные предложения:

А) Подошел человек ближе, разговорился, выменял овцу и пошел.

Б) Колосья колют ноги, а бедная девушка жнет и жнет.

В) Цветы мать-и-мачехи немного похожи на цветы одуванчика, но они намного меньше.

Г) На месте бывшей дикой степи выросли города и села, фермы и хуторки.

 

30) Укажите предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания:

А) Ребенок-звездочка рос и воспитывался с детьми Лесоруба, ел и пил с ними за одним столом, играл вместе с ними.

Б) Речка вбирает в себя меньшие речки и ручейки которые называются притоками.

В) Насыпали запорожцы на Днепровской круче Вишневецкому высокий холм а душа атамана и дальше по Украине гуляет, песнею из уст кобзарей рождается.

Г) Маугли бросал в огонь ветки, чтобы посмотреть, как они вспыхивают.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

1)Приступая к работе над новой книгой, я испытываю боязнь перед белизной чистого листа бумаги, который может стать или не стать началом нового романа. 2) Невыносимо трудно нащупать нужную интонацию вещи, ритм. 3) А без этого не стоит писать: всё будет сухо, добротно, но с тупыми нервами. 4) Как возникают ритм и интонация – ответить сложно.                      

5) Это уже вопрос стиля, всего комплекса средств выражения, что особенно разительно отличает одного писателя от другого. 6) Стиль же вырабатывается только трудом. 7) Чтобы происходило чудо, то есть оживление написанных тобою страниц, нужно быть в литературе волом.                         

8) Писатель порой испытывает ощущение одиночества и оголенности в момент духовного и физического опустошения, когда поставлена точка в рукописи. 9) Тогда возникают сомнения и чувство беззащитности: что в твоей книге – правда или правдоподобие? 10) Лучшие книги остаются в голове писателя, а те, что написаны, только наполовину вылились на бумагу, потеряв краски, запахи, оттенки настроения. 11) В процессе работы – при переносе воображения на бумагу – потери чудовищные. 12) И эти потери порой приводят в отчаяние.

13) С детских лет у меня сложился образ писателя – человека чуткого, доброго, умного, совершенно необыкновенного: он всё знает о жизни, о людях, и сам он маг человеческих судеб и чувств. 14) Он обладает удивительной тайной – обыкновенными печатными знаками создавать мир, который для тебя реальнее реального.

15) Когда в институтские годы я познакомился с Паустовским, я увидел в нём счастливый облик писателя и человека, близкий к образу чародея, созданного моим детским воображением. 16) Этот замечательный писатель – олицетворение человеколюбия, добра и благородства.                             

17) Сейчас, пожалуй, нет в нашей литературе мастера, который вырастил бы так много учеников 18) Сколько неизвестных талантов отметил, скольким он привил любовь к тяжелейшему писательскому труду! 19) Что касается славы, денег, шума и эстрадного успеха, то именно Паустовский внушал нам, своим ученикам, ту самую осторожность, которая необходима, когда в подкованных сапогах идешь по льду. 20) Всё чересчур шумное и броское проходит, и остаются книги, помогающие людям жить и быть людьми. 21) Талант Паустовского фиксирует наше внимание на прекрасном. 22) Для Паустовского всегда критерий истины – мораль, а критерий морали – прекрасное.

23) Убыстренный темп современного мира, материальные богатства, сумасшедшие скорости, перенаселённые города с их новой архитектурой, непрерывное движение, наконец, власть телевизора и кинематографа – всё это создаёт ощущение подмены истинной красоты и в реальном мире, и в человеке. 24) Нам кажется, что мы знаем всё, что нас ничем не удивишь. 25) Закат в пролёте улицы едва ли заставит нас остановиться на мгновение. 26) Звёздное небо уже не кажется нам тайной тайн.

27) В повседневных заботах, в учащённом жизненном ритме, в шуме, суете мы скользим мимо прекрасного. 28) Мы уверены: истины на нашей ладони, они так отчётливо видны, так привычны, что мы устали от них. 29) И в итоге обманываем самих себя. 30) Как бы ни господствовала на земле точная наука, мир и человек в нем еще тайна, к которой мы только прикоснулись. 31) Но если бы некто всезнающий появился на земле и раскрыл вдруг все загадки вселенной, это бы людям мало что дало. 32) Ибо каждому суждено пройти долгий путь познания.

                                                (473 слова По Ю. Бондареву)

  Вопросы к тексту.

1. Определите, какой частью речи является слово одного (предложение 5).

2. Из предложений 31, 32 выпишите все союзы.

3. Определите способ образования слова опустошение (предложение 8).

4. Из предложения 25 выпишите слова, образованные бессуффиксным способом.

5. Определите количество морфем в слове всезнающий (предложение 31).

6. Укажите номер предложения, в котором сказуемое выражено фразеологизмом

(предложения 4, 12, 24, 26).

7. Из предложения 24 выпишите все словосочетания со связью управление.

8. Укажите номер предложения, осложнённого обособленным определением  

(предложения 11, 14, 16, 18).

9. Укажите номер сложноподчинённого предложения с параллельным подчинением придаточных частей (предложения 27 – 32).

10. Среди предложений 1 – 4 укажите номер предложения, связанного с предыдущим с помощью местоимения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: