Государственная образовательная политика и обеспечение инновационного развития страны

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

1. Сущность и содержание государственной образовательной политики Российской Федерации. …………………………………………………4

2. Государственная образовательная политика и обеспечение инновационного развития страны ……………………………………...6

3. Приоритеты государственной образовательной политики. ………….14

4. Перспективы развития системы образования в Российской Федерации.

5. Заключение ………………………………………………………………21

6. Список использованных источников ……………………. ……………23

 

Введение

На образование возложена важная общественная функция- формирование самосознания человека. Сегодня для усовершенствования системы образования крайне важно определить вектор данного процесса, то есть образовательную стратегию как таковую. Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить все необходимые предпосылки для расширения участия общества в развитии системы образования, формирования гражданского заказа на условия реализации образовательных прав, осуществления контроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственных образовательных стандартов, распределения ответственности за деятельность всех участников правоотношений в этой сфере. Человек, будучи субъектом образовательного процесса и выступая производительной силой в общественном производстве, обязан соответствовать уровню социально-экономического развития своего государства. Уровень образования определяет качество трудовых ресурсов, а значит, и состояние экономики. Образование является одним из факторов воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Формируя гражданина, система образования воздействует на политическую сферу.

Система образования - совокупность соответствующих программ и стандартов, сеть учреждений и органов управления, комплекс принципов, определяющих ее функционирование.
Все ярче проявляется желание граждан быть активными участниками в формировании и реализации социальной политики государства. В свете этого внедрение моделей государственно-общественного управления образованием является одним из условий открытости и инвестиционной привлекательности данной сферы, развития институтов гражданского общества. Через культурно-воспитательную функцию образование влияет на духовную жизнь общества. Формирование же общей культуры представляет собой неотъемлемое условие будущей профессиональной подготовки, создает предпосылки для социальной мобильности, гарант сохранения культурного наследия. Несомненно, основным принципом образования должна быть толерантность (терпимость). Это закреплено в законодательстве РФ. У политики в области образования в РФ должна быть своя стратегия. Именно она, реализуемая, в числе прочего, в рамках приоритетного национального проекта «Образование».


1. Сущность и содержание государственной образовательной политики Российской Федерации.

Государственная образовательная политика – в узком смысле это система мер, направленных на реализацию приоритетов российского государства в сфере образования (ФЗ «Об Образовании», статьи 1, 2). В более широком плане включает идеалы, ценности, цели, задачи, принципы, механизмы реализации. Государственная образовательная политика определяет стратегию развития образования.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» современная государственная образовательная политика базируется на следующих принципах:

 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

 5) свобода и плюрализм в образовании;

 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений

(ФЗ «Об образовании».- Статья 3. Принципы государственной образовательной политики.).

Основные приоритеты образовательной политики Российской Федерации сформулированы в ряде документов стратегического характера, включая:

1) Федеральные законы Российской Федерации «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

2) «Национальную доктрину образования в Российской Федерации до 2025 года»;

3) «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу»;

4) «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года»;

5) «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (на период до 2020 г.)»;

6) Комплекс директивных и нормативных документов Министерства образования и науки РФ. 

Новое понимание места и роли образования в российском обществе формулируется в выступлениях Президента РФ на заседаниях Государственного совета РФ по вопросам развития образования, ряде основополагающих документов – Законе РФ «Об образовании» (1992 г.) с последующими дополнениями; концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (на период до  2020 г.), документах Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки – «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (2001 г.); государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»; государственной программе «Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы».



Государственная образовательная политика и обеспечение инновационного развития страны

Стратегическая цель государственной политики в области образования, как отмечено в проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества, задачами геополитической конкурентоспособности России в глобальном мире. Новым и значимым акцентом государственной политики, том числе в сфере образования, является введение понятие «инновационное развитие экономики».

Инновационное развитие – системный и структурный подход, определяющий развитие экономики, ко всему объёму инновационных процессов и их взаимодействию, в основе которых выступают инновации, инновационные продукты и инновационная форма услуг.

Система образования должна быть модернизирована в соответствии с потребностями общества. Исходя из этой логики, в процессе модернизации системы образования необходимо переосмыслить образовательную теорию и практику, отечественную образовательную традицию, образовательную парадигму, уточнить цели, задачи и механизмы их реализации.

Реализация этой цели применительно к системам общего среднего, основного и дополнительного профессионального педагогического образования, как зафиксировано в проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», предполагает решение следующих приоритетных задач.

Первая – обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными учреждениями (организациями).

Для решения этой задачи необходимо осуществить ряд практических мер:

 – расширить использования современных образовательных технологий, что обеспечит расширение осваиваемых обучающимися компетентностей при сохранении общих сроков обучения;

– модернизировать систему образовательных стандартов общего и профессионального образования, с целью обеспечения их соответствия потребностям современной инновационной экономики;

– внедрить механизмы оценки качества профессионального образования на основе информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы общественного мониторинга;

– обеспечить возможности для обучения студентов и учащихся на основе индивидуальных образовательных траекторий путем внедрения модульных образовательных программ;  

– обеспечить участие общественности в управлении образовательными учреждениями и контроле качества образования (наблюдательные советы, попечительские советы, школьные управляющие советы);

– привлечь объединений работодателей к участию в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов в области профессионального образования, разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования;

– перейти к нормативному подушевому бюджетному финансированию образовательных организаций;

– развить систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических, педагогических и управленческих кадров для всех уровней системы образования, включая стимулирование притока в сферу образования молодых кадров.

Вторая – совершенствование структуры образовательной системы России в соответствии с требованиями инновационного развития экономики.

Для решения этой задачи предполагается осуществить ряд практических мер:

– обеспечить полномасштабный переход к уровневому высшему образованию (бакалавр-магистр);

– предоставить поддержу университетам, реализующим во взаимодействии с наукой и бизнесом инновационные программы развития;

– расширить масштабы исследовательской и инновационной деятельности в вузах;

– распространить практику реализации региональных комплексных проектов модернизации общего образования на всю территорию страны;

– развить профильное обучения на старшей ступени общего образования, включая расширение возможностей профессиональной подготовки учащихся при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей;

– привлечь ведущие университеты России к повышению квалификации учителей, работе с талантливыми детьми, оценке качества школьного образования;

– сформировать механизмы конкурсной поддержки организаций общего образования, обеспечивающих формирование инновационных образовательных программ и использование новых технологий обучения;

– развить систему дополнительного образования школьников, включая расширение форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования (с обеспечением двух лет образования до школы каждому ребенку), развитие услуг раннего образования и консультирования для семей с детьми.

Третья – обеспечение доступности качественного образования, вне зависимости от доходов и местожительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.

Для решения этой задачи предполагается осуществить ряд практических мер:

– создать при университетах подготовительные отделения, финансируемых из федерального бюджета, доступных в первую очередь для граждан, проходивших военную службу по контракту;

– сформировать и развить механизмы дистанционного образования в организациях высшего и дополнительного образования;

– сформировать систему работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, включая эффективное сопровождение их на всех этапах получения образования, создать систему интернатов для талантливой молодежи, обеспечить проведение летних научных лагерей и школ, развить систему конкурсов и олимпиад, с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций.

Четвертая - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Для решения этой задачи предполагается осуществить ряд практических мер:

– сформировать образовательную инфраструктуру, позволяющую человеку на протяжении всей жизни осваивать новые квалификации;

– создать открытый национальный депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов для системы непрерывного профессионального образования на базе современных сетевых технологий, широкого спектра качественных инновационных программ непрерывного профессионального образования, в том числе сетевых;

– содействовать формированию системы независимой оценки качества непрерывного образования и развитию конкуренции на рынке услуг дополнительного образования;

– содействовать повышению мотивации граждан к получению новых квалификаций;

– повысить эффективность механизмов ресурсного обеспечения программ непрерывного образования;

Подчеркнем, что решение поставленных задач модернизации образования даст возможность целенаправленно формировать человеческий и квалификационный капитал страны, исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики и геополитической конкурентоспособности России.

Возникает вопрос, какие же средства необходимы для реализации названных задач?

Чтобы обеспечить конкурентоспособность системы образования необходимо увеличение оплаты труда работников образовательных организаций до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда квалифицированных работников в коммерческом секторе экономики, а для профессорско-преподавательского состава ведущих университетов - до более высокого уровня, что, с учетом потребности в масштабной модернизации технологической базы образования, требует обеспечить рост доли расходов на образование в ВВП.

Как зафиксировано в проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,6% ВВП (в 2006–2007 годах) до 5,5–6% ВВП в 2020 году, в том числе расходы бюджетной системы – с 3,9% до 4,5% ВВП; темп роста государственных расходов в период 2008-2010 годов составит не менее 10–14% в год до 2020 года[1].

Ключевые этапы и показатели реализации поставленных задач следующие:

До 2012 года: переход к обучению в общеобразовательных учреждениях и организациях профессионального образования по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики;

– переход на уровневые программы подготовки специалистов; преобразование не менее 20% учреждений среднего профессионального образования в образовательные учреждения, реализующие программы бакалавриата;

– перевод большинства школ и учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование;

– создание в большинстве школ и учреждений профессионального образования попечительских, наблюдательных и управляющих советов;

– разработка стандартизированной программы повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент» и проведение аттестации всех руководителей образовательных организаций по завершении ее прохождения;

– введение стимулирующих надбавок преподавателям, учителям и управленцев с учетом результативности их деятельности и эффективности использования современных образовательных технологий;

– предоставление на конкурсной основе поддержки вузам, реализующим программы взаимодействия с наукой и бизнес-сектором, включая строительство 15-ти университетских кампусов;

– обеспечение поддержки студенческой и преподавательской академической мобильности, предоставляемой на конкурсных условиях;

– вхождение России в ведущие международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений;

– учет фактора проведения регионами институциональных преобразований в сфере образования при предоставления регионам дополнительной финансовой поддержки;

– развитие программ профильного обучения на старшей ступени общего образования;

– внедрение различных моделей образования детей дошкольного возраста на базе некоммерческих организаций, учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, включая нормативное финансирование клубов раннего образования и консультирования для семей с детьми;

– предоставление всем детям дошкольного возраста возможности получать услуги дошкольного образования.

2013–2017 годы: формирование не менее 6–8 научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;

– достижение образовательной системой страны результатов, необходимых для нахождения по итогам международных сопоставительных исследований в верхней трети рейтинг-листа по всем показателям качества общего образования;

– ежегодная поддержка до 100 организаций, реализующих инновационные программы непрерывного профессионального образования;

– ежегодная публикация до 50 общественных рейтингов организаций и программ непрерывного профессионального образования (включая программы бюджетного сектора).

2018–2020 годы: Формирование не менее 10–12 научно-образовательных комплексов мирового уровня;

– создание условий для привлечения молодых кадров в систему профессионального образования с достижением показателей среднего возраста профессорско-преподавательского состава вузов на уровне средних показателей стран организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР);

– завершение формирования полномасштабной системы непрерывного образования;

– создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;

– доля программ непрерывного образования, прошедших общественно-профессиональную аккредитацию, – 90%;

– удельный вес предприятий и организаций, имеющих программы подготовки и/или переподготовки и повышения квалификации кадров – 20%;

– создание условий для участия в программах повышения квалификации и/или переподготовки не менее 25–30% занятого населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: