Сложные задания в ЕГЭ по истории
Словосочетание "корректность изложения" означает правильную структуру и логику ответа. Т.е. ответ должен быть на конкретно поставленный вопрос с верным оформлением. Если ваше мнение не спрашивают, вы его не пишите.
Например, на вопрос "Как звали императора?". Нужно написать ИМЯ. Допускаются отчества и прозвища, но первоначально правильным ответом будем Имя. Например: Петр I, Иван Калита, Елизавета Петровна. На вопрос "Что автор имеет ввиду под словами...?" Пишешь только то, что автор имеет ввиду. Ответ пишется в кавычках "...", потому что ты цитируешь слова автора. Например "Автор говорит нам о том ".....".
В заданиях второй части всегда в одном задании несколько вопросов. Твоя задача дать логически корректный ответ.
Пример:
Укажите годы Смутного времени. Назовите государства, принимающие участие в открытой интервенции против Русского государства в годы Смуты.
Ответ:
1) 1598 - 1613
2) Польша (Речь Посполитая), Швеция.
2) Кто из правителей занимал царский престол в период Смуты? Начало какой династии было положено в 1613 г? Укажите не менее трех положений.
|
|
Ответ:
1) Борис Годунов, Василий Шуйский
2) Романовы
Под фразой "три положения" имеется ввиду три ответа. В нашем случае это 1) Борис Годунов 2) Василий Шуйский 3) Романовы.
· Каждый ответ пишешь с красной строки.
· Каждый ответ должен быть пронумерован (1,2)
----------------------------------------------------------------------------------------
Есть задания в которых нужно давать развернутые ответы, ответы с аргументацией. Задания такого типа считаются сложными. Например,
"По инициативе Екатерины 2 была созвана Уложенная Комиссия. Новое Уложение принято не было. Объясните, что побудило императрицу принять решение о необходимости составления нового Уложения, и почему Уложение не было принято. Укажите не менее трех положений по каждой позиции".
В задании два вопроса.
Вопрос 1 "что побудило императрицу принять Уложение".
Вопрос 2 "почему Уложение не было принято"
Также, согласно условию задания, нужно по каждому вопросу дать не менее трех ответов.
Записываем ответы следующим образом:
1. Екатерину побудило разработка нового законодательства:
1. необходимость замены Соборного Уложения 1649 г, времен Алексея Михайловича, т.к. Уложение устарело.
2. начиная с петровских реформ в обществе произошли изменения согласно которым требовалось новое, более современное законодательство.
3. стремление императрицы к самодержавной власти и сохранения сословной структуры общества.
2. Уложение не было принято по причинам:
1. в ходе дебатов возникали многочисленные споры и противоречия по всем вопросам, что было не приемлемо для того времени.
|
|
2. назревала война с Турцией и это стало предлогом к роспуску Комиссии
3. депутаты оказались слабо подготовленными к восприятию идей Екатерины, выраженных в "Наказе".
----------------------------------------------------------------------------------
Вывод: корректное изложение материала- это гарантия получения высокого балла. Для того, чтобы выполнять сложные задания необходимы теоретические знания по предмету, т.е. аргументы с фактами. Написанные аргументы (без фактов) не будут оценены экспертом.
Что необходимо указать в Задании 24:
· 2 аргумента в подтверждение позиции
· 2 аргумента в опровержение позиции
· привести исторические факты, доказать, что аргументы приведенные вами верны.
Например, дано высказывание:
«Распад СССР был закономерным и объективным итогом советского периода развития нашей страны».
Наша задача: привести аргументы в подтверждение и в опровержение.
Т.е., доказать слова высказывания, приводя исторические факты. Общие слова, без фактов, экспертами засчитаны не будут!
Давайте подробно рассмотрим выполнение задания.
В каждом пункте приводим аргумент с историческим фактом. Расписываем ответ подробно!
1. По причине «слабости» центральной власти в период «перестройки», некоторые республики, включенные в состав СССР насильственным путем в 1940 г. (Латвийская, Литовская и Эстонская) вышли из состава СССР. Компартии Прибалтийских республик вышли из состава КПСС в период 1989 — 1990 гг.
2. Неудачные попытки реформирования плановой экономики привели к ее стагнации и, как следствие, к инфляции, сокращению производства в сельском хозяйстве и промышленности, что вызвало дефицит самых востребованных товаров — сахара, чая, хлеба и табака.
Аргументы+ факты в опровержение:
· Либерализация цен и торговли, начавшаяся в 1992 г., привела к резкому скачку цен и снижению покупательной способности населения, тогда как распад СССР произошел в 1991 г.
· Все центральноазиатские республики, кроме Казахстана, не выступали за выход из состава СССР и стремление к независимости. Среди мусульманских республик, только Татарстан выступал за независимость от СССР.
То, что касается исторических дат.
Наличие обоснованной даты доказательство того, что Вы привели факт. Но в условии задания не написано, что дата обязательно должна быть указана.
Важно: избегайте общих слов. Все ваши аргументы должны быть подтверждены!
Максимальный балл за задание - 4 балла. По 1 баллу за каждый правильно приведенный аргумент.
Решение исторической задачи.
Условие задания:
«Политика Павла 1 была последовательной и имела целью укрепление основ социально-экономической жизни и политического строя России»
Нужно подтвердить и опровергнуть высказывание.
Аргументы в подтверждение:
- Павел 1 усилил централизацию государственного управления, подписав «акт о престолонаследии», который вернул страну к допетровским принципам наследования престола.
2. Павел 1 ограничил привилегии дворянства: отменил Жалованную грамоту дворянству в 1797 г., укрепив императорскую власть, что было необходимо в эпоху дворцовых переворотов.
3. Подписав указ «о трехдневной барщине» в 1797 г., император облегчил положение крестьян.
Аргументы в опровержение:
- Введение прусской военной формы, париков с буклями и косой вызвало недовольство русских солдат, что подорвало позиции императора в армии и рассорило с великим полководцем Суворовым А.В.
- Запрет ввоза книг из-за границы, закрытие частных типографий и введение жесткой цензуры усилило военно-политический режим в стране и стало одной из причин убийства императора.