История становления и развития

Профориентация возникла из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а, следовательно, и потребность в ориентации на эти профессии.

История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации. Он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.

В Древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему определенных испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли биографические данные, уровень образованности, оценивали внешность, умение вести беседу. Затем проверяли умения трудиться, слушать, молчать, проводили испытания огнем, водой, угрозой смерти тех, кто не был уверен в своих способностях к учению, кто сомневался в возможности выдержать все тяготы длительного периода образования.

Сообщается, что эту суровую систему испытаний и отбора успешно преодолел знаменитый ученый древности Пифагор. Вернувшись после учебы в Грецию, он основал свою школу, допуск в которую открывал после серии различных испытаний, похожих на те, которые он выдержал сам. Пифагор подчеркивал важную роль интеллектуальных способностей, образно утверждая, что «не из каждого дерева можно выточить Меркурия», и потому придавал значение диагностике в первую очередь именно этих способностей. Пифагор обращал также внимание на смех и походку молодых людей, утверждая, что манера смеяться служит самым хорошим показателем характера человека. Он внимательно относился к рекомендациям родителей и учителей, тщательно вел наблюдение за каждым новичком, после того как последнего приглашали свободно высказываться и, не стесняясь, смелее оспаривать мнение собеседников.

В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко распространенная должность и профессия правительственного чиновника. Соответственно и здесь появились первые элементы профотбора на эту должность. Церемония проходила в атмосфере торжественности и благолепия вокруг молодых людей, осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности. Экзамены воспринимались почти как празднество. Тему экзамена нередко давал сам император, он же проводил непосредственную проверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора претендентов.

Основателем научного изучения индивидуальных различий считается английский ученый Ф. Гальтон. С целью изучения этих различий он воспользовался случаем проведения в Лондоне Международной выставки медицинского оборудования и методов охраны здоровья (1884 г.). На выставке посетители могли проверить свои физические способности, некоторые физиологические возможности организма и психические свойства — всего по 17 показателям. В числе показателей были рост, вес, жизненная емкость легких, становая сила, сила кисти и сила удара, запоминание объектов, различение цветов, острота зрения и др. По полной программе было исследовано 9337 человек.

Начало профориентации нередко относят к 1908 г. – к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Затем аналогичное бюро учредили в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение требований, предъявля­емых к человеку различными профессиями, более детальное по­знание способностей школьников. Бюро вело свою работу в кон­такте с учителями, пользуясь тестами и анкетами. Опыт деятель­ности этих бюро стал широко распространяться в США, Испа­нии, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других странах.

В своей работе бюро руководствовалось следующими положе­ниями:
- по значимости выбор профессии можно приравнять к супру­жескому выбору;
- профессию лучше выбирать, чем надеяться на удачный слу­чай;
- никто не должен выбирать профессию без тщательного раз­мышления, без опоры на профконсультанта;
- молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за «удобную» или случайно подвернувшуюся работу;
- выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, фак­торы успешного выбора и мир профессий.

В США большой акцент делался на профотбор. Вопросам про­фессионального отбора много внимания уделял директор психо­логической лаборатории Гарвардского университета профессор Гуго Мюнстерберг. Его можно назвать родоначальником психотехники, который в начале ХХ века впервые стал разрабатывать и использовать психологические тесты для оценки профессиональных способностей человека. В это же время появился новый раздел психологической науки — психология профессий.

Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в 1897 г. (но только в годы Первой мировой войны подобные службы приобрели государственный статус). Еще в 1900 г. были выделены четыре типичных варианта выбора профессии: - согласно семейным традициям (что было распространено в патриархальной России):
- случайный, необдуманный выбор;
- выбор по призванию;
- выбор по расчету.

В дореволюционной России издавались журналы, где была информация о профессиональных учебных заведениях («Студенческий альманах», «Адрес-календарь»). Задолго до официального открытия профориентационных служб в Санкт-Петербурге профессор Н.Киреев безвозмездно помогал молодым людям в выборе факультета и специализации в университете, а чуть позже М.А.Рыбникова и И.А.Рыбников перенесли эту инициативу в гимназии.

Другие считают, что профориентационная деятельность в России начала развертываться в начале XX века. Педагогическим музеем учительского дома (Москва) был предпринят ряд обследований, касающихся выбора профессии учащимися различных типов школ. В процессе этой работы было решено выяснить, какие профессии привлекают наибольшее внимание, в чем причины, побуждающие молодых людей идти по тому или иному трудовому пути. С этой целью музей организовал в школах опрос учащихся. Им были заданы вопросы:
- Куда, на какое место ты поступишь по окончании школы?
- Почему ты поступишь именно на это место?
- Кем бы тебе самому больше всего хотелось быть в будущем?
- Почему именно им?
- Кто твои родители? Чем они занимаются?
- Имя, фамилия, класс, возраст, тип школы.

Наряду с ответами учеников сведения о них собирались и через учителей.

Первая мировая война (1914-1918 гг.) вызвала дальнейшее расширение потребности в определении профессиональной пригод­ности: она требовала ускоренной подготовки лиц, обладающих нужными для военного дела интеллектуальными и физическими качествами.

Интенсивное техническое перевооружение промышленности ведущих капиталистических государств, развитие принципиально новой техники в начале XX в., в том числе военной, актуализиро­вали проблему «человек-техника». Все острее стало осознавать­ся, что не каждый желающий может управлять сложным тех­ническим устройством - для этого необходимы знания, способнос­ти и соответствующие навыки. Война существенно обострила интерес к вопросам соотнесения способностей человека с требованиями профессий. Тем самым бы­ла подготовлена почва для развертывания научно-исследователь­ских работ по тестовым методам оценки личности.

В США был создан первый вариант так называемого группового теста, кото­рый позволял быстро оценить пригодность призывников к воин­ской службе в различных родах войск. Созданный тест рассматри­вался как психологическое оружие, поэтому все испытания, мас­штаб исследований и результаты их хранились в тайне. На осно­вании исследований производилось отчисление «негодных лиц», назначение на «черные работы» неспособных к строю, комплекто­вание унтер-офицерских и офицерских школ, выравнивание час­тей по уровню интеллектуальности, набор в специальные части и т.д.

В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации были важнейшими темами марксистской идеологии. При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 году по прямому указанию В.И.Ленина) была создана лаборатория, занимающаяся вопросами профориентации. Проблемы профориентации стали рассматриваться во Всеукраинском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и в других местах. Еще в 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассмотрен вопрос о создании для подростков бюро по выбору профессии.

В середине 20-х годов XX века в СССР по западному образцу была создана советская психотехника, включающая и профориентацию. Однако, не просуществовав и десяти лет, она была запрещена. Ее лидер Исаак Нафтульевич Шпильрейн, получивший образование в университетах Гейдельберга и Лейпцига и занимавшийся в числе прочих проблемами профориентации и профотбора, был арестован по обвинению в контрреволюционной пропаганде и троцкизме и расстрелян в 1937 году.

В мае 1924 года появилась первая Лаборатория профконсультации, организованная по инициативе А.Ф.Кларка при Ленинградском Институте по изучению мозга. В апреле 1927 года по ходатайству Института мозга и благодаря поддержке его директора В.М.Бехтерева, Наркомтруд организует первое в СССР Бюро профконсультации. За 1927-1928 гг. обследовано 2700 подростков, а за последующие 10 лет – обследовано 7 млн. 600 тыс. человек.

В 1928 году организуются Бюро по профконсультации в Свердловске, Ростове-на-Дону, Иваново-Вознесенске, Брянске, Киеве и Одессе, а в 1929 году – в Перми, Ярославле, Шахтах.

За период с 1930 по 1933 годы – открыто 47 Бюро профконсультации, стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации (профотбора) занимались педагоги.

В 1930-е гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору стала разрабатывать систему школьной профориентации. В 1932 г. создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации. Таким образом, в начале 1930-х гг. профориентация активно развивалась. Но уже в 1936 г. вышло Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса»: наступление на гуманитарные науки началось именно с профориентации. Именно она оказалась самой уязвимой. В 1937 г. произошла отмена трудового обучения в школе и резкое свертывание профориентационной работы. Таким образом, в период сталинского тоталитаризма – профориентацию, связанную с проблематикой свободы выбора, просто запретили.

Только в конце 1950-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации.

В 1960-е гг. была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (руководитель - А.Н.Волковский), открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве (руководитель - Б.А.Федоришин); организован Научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР - (руководитель - А.М.Голомшток).

В период возрождения некоторых демократических свобод в стране произошло явное возрождение профориентации, но долгий перерыв в развитии профориентации во многом еще оставлял профориентационные разработки на достаточно простом уровне.

С середины 1960-х гг. до середины 1980-х гг. профориентацию не запрещали, но уровень разработок еще более понизился. Это было время, когда на официальном уровне призывали: «Всем классом на ферму!», «… на завод!», «…на комсомольскую стройку!». В таких призывах на первом месте оказывались не интересы личности, а интересы народного хозяйства и обороноспособности страны. В итоге, при ущемлении многих свобод в этот период профориентация стала деградировать.

И только в 1970-х годах профессиональная ориентация в СССР была реабилитирована. Она восстановлена благодаря трудам знаменитого психолога Евгения Александровича Климова, работавшего в то время в Ленинграде в Институте профессионально-технического образования. Именно он всерьез занялся теоретическими и методическими основами профессиографии и выбора профессии. Его классификация профессий до сих пор служит фактическим стандартом в России (типы профессий по предмету труда: «человек», «техника», «знаковая система», «художественный образ», «природа»).

1980-е годы ознаменовались появлением центров профориентации молодежи в большинстве крупных городов СССР. Это были специализированные межотраслевые научно-методические центры, которые управлялись и финансировались Министерством образования и Министерством труда. Центры профориентации объединяли высококвалифицированных психологов, решавших практические задачи. Это был один из наиболее серьезных в то время запросов общества по отношению к психологической науке.

Правда уже с середины 1980-х гг. в стране даже на официальном и партийном уровнях стала вызревать потребность в существенных изменениях, и прежде всего, в плане увеличения свобод. В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи.

Постановление определило обучение детей с 6 лет, срок обучения - 11 лет; для учащихся 8-11 классов - организацию факультативного изучения ряда предметов физико-математического, химико-биологического и общественно-гуманитарного циклов. Учащиеся 10-11 классов стали получать трудовую подготовку по ряду профессий.

В период «перестройки» в этом направлении было сделано довольно много:
- создано более 60-ти региональных Центров профессиональной ориентации молодежи, а в районах - множество пунктов профконсультации (в Госкомтруде СССР все это курировал О.П.Апостолов, много сделавший для возрождения отечественной профориентации);
- на базе Госкомтруда началась активная подготовка профконсультантов (заметим, что в СССР практических психологов в массовом порядке еще не готовили);
- в школах ввели курс «Основы производства. Выбор профессии»;
- наметился переход к более качественной работе (хотя опыта было мало, но он быстро приобретался).

В итоге, в 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совершенствования.

Специалисты Ленинградского городского центра профориентации молодежи под научным руководством сотрудников факультета психологии Ленинградского университета не только непосредственно занимались профориентацией школьников, но и разрабатывали новые подходы в организации и методике профконсультирования. Ленинградский центр профориентации стал главной экспериментальной и учебной базой профориентационного направления в СССР. В нем учились и повышали квалификацию многие психологи-профконсультанты, работающие впоследствии по всей стране.

Таким образом, явный рост свободы в обществе вызвал резкое возрождение и развитие школьной профориентации.

В период 1990-х гг. школьная профориентация была почти разрушена, что усугублялось неясностью с ее подчинением: Минобразования РФ от профориентации фактически отказался, а в Минтруде РФ и в подчиненных ему службах занятости населения «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная услуга». Резко сократилось финансирование школы и особенно профориентации.

В связи с переходом на рыночную экономику государство отказалось от планирования и гарантий в сфере образования и трудоустройства своих граждан, появилась безработица, была создана государственная служба занятости. Внимание правительства сосредоточилось на содействии трудоустройству. Возникла острая потребность в профессиональном переобучении, профориентации и психологической поддержке взрослых людей, которые потеряли работу и не могли найти себе новое рабочее место по имеющейся специальности.

Бюджетное финансирование центров профориентации было сведено до минимума. Руководители профориентационных центров стали заключать договора с региональными службами занятости на оказание профориентационных услуг безработным гражданам. Безработных стали тестировать для оценки профпригодности при направлении на переобучение за счет службы занятости, учить методам эффективного поиска работы и трудоустройства с помощью специальных тренинговых программ. Большинство наиболее квалифицированных психологов из центров профориентации стали обслуживать безработных по направлениям из службы занятости, подбирать персонал по заказам работодателей, уходить на работу в другие организации, в том числе в ту же службу занятости, в коммерческие фирмы.

В 1991 г. вышел ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости. В то время как в США для работы в бюро по трудоустройству, требования к подготовке специалистов заметно ниже, чем для специалистов, оказывающих помощь школьникам при планировании ими своей карьеры.

Администрации некоторых городов поддерживали руководителей оставшихся Центров профориентации молодежи.

Некоторые руководители Центров занятости населения делегировали своих профконсультантов в близлежащие школы, где они работали со старшеклассниками, получая зарплату в Минтруда.

Один из примеров невнимания к школьной профориентации - Второй съезд школьных психологов в г. Перми в 1995 г., в программных материалах которого не было ни одного упоминания о профориентации и профессиональном самоопределении, но много места и времени было уделено психокоррекции, психодиагностики, психотерапии. Хотя понятно, что и психодиагностика, и психокоррекция, и психотерапия имеют смысл лишь тогда, когда они помогают человеку самоопределиться.

Профориентация частично перешла и в коммерческие структуры в виде «профотбора персонала». К сожалению, это также свидетельство некоторой примитивизации профориентационной работы. Еще в 1920-е годы Г.Мюнстерберг говорил, что со временем профотбор должен постепенно заменяться профконсультацией. Такой профотбор практически исключает выход на серьезный уровень профессионального и личностного самоопределения (претендент – это лишь «обследуемый с помощью тестов»).

Как видно из истории, сама жизнь привела к появлению профориентации как практики, и вследствие - междисциплинарного научного знания.

Но в итоге получается, что в 1930-е гг. профориентацию пытались ликвидировать политическими способами, в 1970-1980-е гг. – бюрократическими, а сейчас - экономическими (почти не финансируют). Все это позволяет убедиться, что существует определенная зависимость периодов расцвета профессионального самоопределения от уровня реальной свободы выбора для большинства населения данного общества. А, это означает, что сама профориентация (и конкретные методы профориентационной помощи) должны планироваться и осуществляться с учетом этого обстоятельства.

Начало профориентации нередко относят к 1908 г. — к моменту открытияпервого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласнодругой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокойдревности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческогообщества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию.Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появилисьпрофессии, а следовательно, и потребность в ориентации на эти профессии. История появления некоторых элементов оценки профпригодности человекауходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний,умений и способностей, Уже в середине III тысячелетия до н. э. в ДревнемВавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаряобширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец былцентральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля,делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во времяиспытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, атакже знания всех четырех арифметических действий. В древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживалсистему определенных испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру,которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выяснялибиографические данные, уровень образованности, оценивали внешность, умениевести беседу. Затем проверяли умения трудиться, слушать, молчать, проводилииспытания огнем, водой, угрозой смерти тех, кто пе был уверен в своихспособностях к учению, кто сомневался в возможности выдержать все тяготыдлительного периода образования. Сообщается, что эту суровую систему испытаний и отбора успешно преодолелзнаменитый ученый древности Пифагор. Вернувшись после учебы в Грецию, оносновал свою школу, допуск в которую открывал после серии различныхиспытаний, похожих па те, которые он выдержал сам. Пифагор подчеркивалважную роль интеллектуальных способностей, образно утверждая, что «не изкаждого дерева можно выточить Меркурия», и потому придавал значениедиагностике в первую очередь именно этих способностей. Пифагор обращалтакже внимание на смех и походку молодых людей, утверждая, что манерасмеяться служит самым хорошим показателем характера человека. Онвнимательно относился к рекомендациям родителей и учителей, тщательно велнаблюдение за каждым новичком, после того как последнего приглашалисвободно высказываться и, не стесняясь, смелее оспаривать мнениесобеседников. В III тысячелетии до н. э. в Китае существовала широко распространеннаядолжность и профессия правительственного чиновника. Соответственно и здесьпоявились первые элементы профотбора на эту должность. Церемонии заметноспособствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей,осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности.Экзамены эти в китайском обществе воспринимались почти как празднество.Тему экзамена нередко давал сам император, он же проводил непосредственнуюпроверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсногоотбора претендентов. Основателем научного изучения индивидуальных различий считаетсяанглийский ученый         Ф. Гальтон. С целью изучения этих различийон воспользовался случаем проведения в Лондоне Международной выставкимедицинского оборудования и методов охраны здоровья (1884 г,). На выставкепосетители могли проверить свои физические способности, некоторыефизиологические возможности организма и психические свойства — всего по 17показателям. В числе показателей были рост, вес, жизненная емкость легких,становая сила, сила кисти и сила удара, запоминание объектов, различениецветов, острота зрения и др. По полной программе было исследовано 9337человек. В России профориентационная деятельность начала развертываться в первыегоды XX в. Педагогическим музеем учительского дома (Москва) был предпринятряд обследований, касающихся выбора профессии учащимися различных типовшкол. В процессе этой работы было решено выяснить, какие профессиипривлекают наибольшее внимание, в чем причины, побуждающие молодых людейидти по тому или иному трудовому пути. С этой целью музей организовал вшколах опрос учащихся. Им были заданы вопросы: 1. Куда, на какое место тыпоступишь по окончании школы? 2. Почему ты поступишь именно на это место?3. Кем.бы тебе самому больше всего хотелось быть в будущем? 4. Почемуименно им? 5. Кто твои родители? Чем они занимаются? 6. Имя, фамилия,класс, возраст, тип школы. Наряду с ответами учеников сведения о нихсобирались и через учителей.

 




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: