Проблемы неполных семей. Особенности воспитания детей в неполных семьях

В большинстве случаев неполные семьи сталкиваются с различными проблемами социального, материального, бытового, психолого-педагогического характера. Социальные трудности неполных семей связаны в первую очередь с малообеспеченностью, наличием одного трудового дохода в семье, как правило – дохода женщины. В связи с этим важной среди всего спектра социально-экономических проблем неполных семей является проблема трудоустройства, поскольку одинокий родитель нуждается в высокооплачиваемой работе, близко расположенной от дома, возможности иметь свободный график, отсутствии командировок и ночных смен. Работодатели часто неохотно берут на работу женщин с маленькими детьми – таких работников нельзя отправить в командировки, задержать допоздна на работе, неминуемы больничные, отгулы, да и работоспособность после бессонных ночей у них бывает значительно снижена. Но есть и другая категория работодателей, которые, напротив, рады получить в сотрудники мать-одиночку, считая, что эти женщины больше держатся за свое рабочее место, более ответственно относится к выполнению служебных обязанностей.

Еще одной из трудностей, характерных для неполных семей, является жилищный вопрос, который, чаще всего, возникает из-за проблематичности или невозможности размена жилплощади в ситуации расторжения брака между супругами. В одних случаях, разведенные родители вынуждены проживать совместно, что, в свою очередь, способствует обострению конфликтов, приводящих к нервно-психическому истощению как взрослых, так и детей. В других, – одинокий родитель, как правило, мать, – живет со своими родителями.

Не менее важными являются социально-психологические проблемы неполных семей. К данной группе трудностей можно отнести следующие:

- повышение ответственности одинокого родителя за происходящее в семье и с ребенком

- угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Кроме того, тесный контакт с родителем, оставшимся в одиночестве, неудовлетворенность личной жизнью, которую взрослый остро переживает, негативно влияет на формирование личности ребенка, нарушают формирование у него адекватного представления о взаимоотношениях между полами;

- появление чувства вины перед детьми, нередко у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи – это мать, которая одна воспитывает детей), что является причиной их гиперопеки;

- возможное вымещение обиды на ребенке одинокой матерью за неудачную личную жизнь, что приводит к постоянным конфликтам между взрослым и детьми (ребенком) и гипоопеке;

Известно, что даже в полной семье, в которой оба родителя, созданы условия для упорядоченного и размеренного образа жизни, где о детях заботятся, в процессе воспитания неизбежно возникают трудности, много различных проблем, разрешением которых заняты оба родителя. Если в семье один родитель, то он несёт бремя за двоих, вся тяжесть воспитания лежит на нём. Обычно мать является тем членом семьи, который заботится о физическом благе ребёнка, защищая его во время болезни. С матерью ребёнок более ласков и откровенен, с ней он чаще делится своими проблемами. Совсем иные отношения между отцом и ребёнком: отец проявляет больший интерес к развлечениям, спорту. Один воспитатель должен объединить в себе все эти интересы. Жизнь ребёнка только с матерью не развивает в нём какие-то новые специфические качества, которые нельзя найти у других детей. Жизнь с одним родителем вносит в воспитание кое-какие специфические обстоятельства.

Утрата одного из родителей способствует возникновению болезненных переживаний, который влияют на психологический климат в семье. Большой процент неполных семей образуется по причине ухода отца. В таких случаях матери довольно трудно сдерживать свои негативные эмоции по отношению к бывшему мужу, а ее раздражение и недовольство часто бессознательно выливается на совместного ребенка. Бывает и наоборот, когда мать акцентирует внимание на ребенка, как на безвинную жертву. Она пытается восполнить недостаток родительской заботы и опеки, окружая ребенка чрезмерной лаской. И в том и в другом случаях воспитательная атмосфера семьи сильно искажается, что в результате отрицательно сказывается на развитии ребенка, как личности.

Еще одной из социально-психологических проблем неполных семей является затруднение в полоролевой идентификации и ориентации детей. Большое значение имеет тот факт, что отсутствие одного из родителей лишает возможности ребенка полноценно формировать в себе стереотип поведения своего пола. Например, отсутствие в семье отца способствует формированию у мальчика женских черт, поскольку у него нет возможности примера мужского поведения. Также и для девочки, мать совмещает в сложившейся ситуации материнскую и отцовскую роли, в результате чего формируется противоречивое психосексуальное развитие.

Особого внимания заслуживают специфические проблемы отцовской неполной семьи, так как, с одной стороны, как правило, страдает уклад жизни, с другой, – отцы имеют большие шансы на создание новой семьи, чем одинокие матери. Как следствие, возникают проблемы, связанные с построением взаимоотношений детей с мачехой. Повторный брак также может изменить жизнь ребенка, особенно, если новый взрослый входит в семью со своим ребенком, создать проблему рождения общего ребенка, обострить проблему отношений родственников с обеих сторон к повторному браку.

Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Неполная семья, как и любая семья, вообще, призвана выполнять такую важную функцию, как воспитательную. В воспитании детей отец и мать не могут быть взаимозаменяемы, поэтому в неполной семье ребенок многого недополучает. Кроме того, повышенная занятость одного родителя на работе и полное отсутствие в семье – второго, материальные и другие трудности нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В таких семьях чаще всего дети оказываются педагогически запущенными. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе – иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чувство растерянности и неполноценности, поскольку оба родителя являются для него значимыми. Такие дети обычно хуже адаптируются в социальной среде.

Очевидно, что нормы, стандарты, модели поведения и взаимоотношений в неполной семье не могут быть примером для подражания. Основные взгляды и представления о создании, формировании будущей семьи молодежь приобретает в родительской семье, берет за образец распределение ролей, прав и обязанностей, взаимную поддержку и сочувствие, организацию труда, хозяйства, семейного быта и отдыха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: