Содержание дисциплины и ее задачи

Лекция 1. Введение

  1. Содержание дисциплины и ее задачи
  2. Сущность качества
  3. Характеристика требований к качеству продукции.

 

Содержание дисциплины и ее задачи.

«Основы стандартизации, метрологии, сертификации» - одна из тех дисциплин, которые необходимы для профессиональной подготовки специалистов по ряду специ­альностей электротехнического профиля в образовательных учреждениях среднего специального образования.

Стандартизация сегодня распространяется на технику и экономику, медицину и биологию, физику и управление производством. Эта дисциплина формирует знания в области управления качеством. Техник - электрик должен уметь пользоваться стан­дартами, производить определённые измерения, метрологические расчёты, знать осо­бенности сертификации продукции и услуг. На стандартизации, метрологии, серти­фикации базируется качество товаров, а это в условиях рынка основной фактор соз­дания конкурентоспособности продукции, а значит коммерческого успеха.

Дисциплина «Основы стандартизации, метрологии, сертификации» связана с изу­чаемыми математикой, электрическими измерениями и инженерной графикой.
Стандартизация, метрология и сертификация являются ин­струментами обеспечения качества продукции, работ и услуг — важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

За рубежом уже в начале 80-х гг. пришли к выводу, что успех бизнеса определяется прежде всего качеством продукции и услуг. 80% опрошенных при обследовании 200 крупных фирм США от­ветили, что качество является основным фактором реализации то­вара по выгодной цене. Отсюда вывод: овладение методами обес­печения качества, базирующимися на триаде — стандартизация, метрология, сертификация, является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит, и коммерческого успеха.

Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Достаточно вспомнить, как в разбитых и раздавленных во второй мировой войне Японии и Германии умелое применение методов стандартизации и мет­рологии позволило обеспечить качество продукции и тем са­мым дать старт обновлению экономики этих стран. Сейчас час­то вспоминают высказывание русского философа и политичес­кого мыслителя И.А. Ильина (1883—1954): «...русскому народу есть только один исход и одно спасение — возвращение к каче­ству и его культуре. Ибо количественные пути исхожены, выст­раданы и разоблачены, и количественные иллюзии на наших глазах изживаются до конца».

Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремя­щиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конку­рентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требова­ний стандарта. В этом смысле стандартизация является частью современной предпринимательской стратегии. Ее влияние и за­дачи охватывают все сферы общественной жизни. Так, стандар­ты на процессы и документы (управленческие, товаросопрово­дительные, технические) содержат те «правила игры», которые должны знать и выполнять специалисты промышленности и торговли для заключения взаимовыгодных сделок.

Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

Сегодня поставщику недостаточно строго следовать требо­ваниям прогрессивных стандартов — надо подкреплять выпуск товара и оказание услуги сертификатом безопасности или каче­ства. Наибольшее доверие у заказчиков и потребителей вызы­вает сертификат на систему качества. Он создает уверенность в стабильности качества, в достоверности и точности измеренных показателей качества, свидетельствует о высокой культуре про­цессов производства продукции и предоставления услуг.

В перспективе по ряду товаров и услуг подтверждение соот­ветствия установленным требованиям будет производиться не только посредством сертификации, но и самим изготовителем продукции или исполнителем услуги, т.е. первой стороной. В этих условиях возрастают роль и ответственность руководите­лей организаций в грамотном применении персоналом правил стандартизации, метрологии и сертификации.

Соблюдение правил метрологии в различных сферах ком­мерческой деятельности (торговле, банковской деятельности и пр.) позволяет свести к минимуму материальные потери от не­достоверных результатов измерений.

Очень остро стоит вопрос о гармонизации отечественных правил стандартизации, метрологии и сертификации с между­народными правилами, поскольку это является важным усло­вием вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и дальнейшей деятельности страны в рамках этой орга­низации.

Итак, переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителя заставит специ­алистов коммерции шире использовать методы и правила стан­дартизации, метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, ра­бот и услуг.

Целью изучения дисциплины «Стандартизация, метрология и сертификация» является формирование у студентов знаний, умений и навыков в указанных областях деятельности для обес­печения эффективности коммерческой деятельности.
Обеспечение качества товаров и услуг как основная цель деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации

Изложение преследует три цели: объяснение сущности каче­ства; обоснование необходимости применения работ по стандар­тизации, метрологии и сертификации для обеспечения качества (рис. 1); пояснение сущности ряда «сквозных» (ключевых) тер­минов (качество, показатель качества, контроль качества, испы­тание, система качества), применяемых во всех главах учебника и обобщенных в нормативных документах (1—5)*.

 

Рис. 1. Триада методов и видов деятельности по обеспечению качества


Хотя в наименовании учебной дисциплины третьей составляющей является «сертификация», на рис. 1 эта составляющая именуется «оценкой соответствия». Послед­ний термин является более точным и универсальным, посколь­ку сертификация как процедура подтверждения соответствия «третьей стороной» перестала быть основной формой этой дея­тельности. Оценка соответствия может осуществляться в дру­гих формах: декларирование соответствия (подтверждение со­ответствия первой стороной — поставщиком); аккредитация (признание компетентности органа или лаборатории); государ­ственная регистрация (подтверждение безопасности новых пи­щевых продуктов, биологически активных добавок и др.); госу­дарственный надзор (проверка соответствия товаров, услуг, процессов органами Госсанэпиднадзора, ветеринарного надзо­ра и пр.).

Термин «оценка соответствия» (вместо термина «сертифика­ция») применяется в Законе РФ «О защите прав потребителей» (последняя редакция), Федеральном законе «О качестве и безо­пасности пищевых продуктов» и других законодательных ак­тах, принятых в последние годы.

В свете изложенного можно предположить, что в новом по­колении государственных образовательных стандартов будет осуществлена коррекция наименования учебной дисциплины и она будет называться «Стандартизация, метрология и оценка соответствия».

 

2. Сущность качества

 

Деятельность в области стандартизации, метрологии и сер­тификации направлена на обеспечение качества процессов и продукции как результата процесса.
Качество — степень соответствия присущих характеристик требованиям (1). Понятие качества включает три элемента: объект, характеристики, потребности (требования).
Объектом качества могут быть продукция, процесс, органи­зация или отдельное лицо, а также любая комбинация из них. Примером подобной комбинации является такое всеобъемлю­щее свойство, как «качество жизни». За рубежом, а в последнее время и в нашей стране все чаще проблему защиты интересов и прав потребителей стали рассматривать именно с позиции «ка­чества жизни». Это понятие включает целый ряд аспектов про­цесса удовлетворения человеческих потребностей: качество то­варов и услуг, охрана среды обитания, обеспечение физическо­го и морального здоровья, качество образования и пр.

В дальнейшем качество будет рассматриваться применитель­но к такой сфере деятельности, как коммерция, и к основным ее объектам — товарам и услугам.
Товар — любая вещь, свободно отчуждаемая, переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи. Товар — это все, что может удовлетворять потребность или нужды и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Услуга — результат непосредственного взаимодействия ис­полнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.

Рассмотрим второй элемент качества — характеристики. Товары и услуги обладают совокупностью отличительных свойств — характеристик. Характеристики могут быть каче­ственными (например скорость и бесперебойность интернета, запах и вкус пищевого продукта, вежли­вость и профессионализм продавца) и количественными (ско­рость автомобиля, белизна фарфоровой посуды и др.).

Третий элемент — требования. Требования — это прежде всего потребности. Существует иерархия потребностей. В ее ос­новании лежат основные потребности (обеспечение пищей, одеждой, жильем), далее (в порядке возрастания) — потребнос­ти в безопасности, в удобстве и комфортности пользования, эс­тетические, социальные потребности. Вершину пирамиды со­ставляют потребности развития (потребность в творчестве, стремление к самовыражению).

Поставщики* должны обеспечивать удовлетворение пот­ребностей. Достижение высокой удовлетворенности потреби­телей — основа политики качества поставщика. Чтобы успеш­но конкурировать, необходимо своевременно предвидеть малейшие изменения в предпочтениях потребителей, т.е. надо знать предполагаемые, перспективные потребности. «Потреби­тель должен получить то, что хочет, когда он это хочет» — та­ков первый принцип обеспечения качества, сформулированный доктором Э. Демингом*.

Вышеизложенный материал позволяет понять определения терминов, сформулированные отечественными учеными.

Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Показатель качества продукции — количественная характе­ристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления (3). На­пример, при оценке качества эмалевой краски для пола такое свойство, как жаростойкость, не будет приниматься в расчет, тогда как для краски, предназначенной для отделки кухонной плиты, это свойство следует считать важнейшим. Показатель качества количественно характеризует пригодность товара удовлетворять те или иные потребности. Так, потребность иметь прочную ткань определяется показателями «разрывная нагрузка», «сопротивление истиранию» и др.

Показатели качества могут выражаться в различных едини­цах и могут быть безразмерными. При рассмотрении показателя следует различать наименование показателя (разрывная нагруз­ка, ресурс) и значение показателя (соответственно 50 Н, 1000 ч).
* Поставщик — организация или лицо, предоставляющие продукцию (1). В качестве поставщика выступают производитель, оптовое и розничное предприя­тия, исполнитель услуги, поставщик информации.


Э. Деминг — крупнейший ученый в области теории и методологии комп­лексного управления качеством, автор «японского чуда».


3. Характеристика требований к качеству продукции

 

Наиболее универсальными, т.е. применимыми к большин­ству товаров и услуг, являются требования: назначения, безо­пасности, экологичности, надежности, эргономики, ресурсосбе­режения, технологичности, эстетичности.

Требования назначения — требования, устанавливающие свойства продукции, определяющие ее основные функции, для выполнения которых она предназначена (производительность, точность, калорийность, быстрота исполнения услуги и др.), — функциональную пригодность; состав и структуру сырья и ма­териалов; совместимость* и взаимозаменяемость**.
Требования эргономики — это требования согласованности конструкции изделия с особенностями человеческого организ­ма для обеспечения удобства пользования***.
Требования ресурсосбережения — это требования экономно­го использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудо­вых ресурсов.
Требования технологичности — приспособленность продук­ции к изготовлению, эксплуатации и ремонту с минимальными затратами при заданных показателях качества.
Эстетические требования — это требования к способности продукции или услуги выражать художественный образ, соци­ально-культурную значимость в чувственно воспринимаемых человеком признаках формы (цвет, пространственную конфи­гурацию, качество отделки изделия или помещения).

В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" требования, устанавлива­емые государственными стандартами для обеспечения безопас­ности продукции (работ, услуг) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения совместимости и взаи­мозаменяемости продукции, являются обязательными для со­блюдения органами государственного управления, субъектами хозяйственной деятельности. К обязательным требованиям так­же относят методы контроля соответствия товара обязательным требованиям и требования к маркировке как способу информа­ции об опасности (безопасности) товара и о правилах обраще­ния с товаром.

* Совместимость — пригодность продукции (процессов и услуг) к совмест­ному, не вызывающему нежелательных взаимодействий использованию при за­данных условиях для выполнения установленных требований (2).

** Взаимозаменяемость — пригодность одного изделия (процесса, услуги) для использования вместо другого изделия (процесса, услуги) в целях выполне­ния одних и тех же требований (2).

*** Эргономичность можно рассматривать так же, как проявление совмес­тимости в системе «человек — изделие», «человек — техника».

Согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» товар (работа, услуга), на который законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотв­ращение причинения вреда имуществу потребителя, подлежит обязательному подтверждению их соответствия указанным требованиям (обязательной сертификации, декларированию со­ответствия).

Таким образом, согласно двум упомянутым законам, обяза­тельными требованиями к качеству товаров являются безопас­ность, экологичность, совместимость и взаимозаменяемость.

При определении состава обязательных требований нужно иметь в виду два обстоятельства: 1) в соответствии с законода­тельством и стандартами перечень обязательных требований может расширяться, например, за счет требований функцио­нальной пригодности (эффективность действия дезинфицирую­щего средства, точность действия контрольно-кассовой маши­ны, показатели энергопотребления электро- и радиоприборов); 2) для некоторых товаров требования надежности являются од­новременно требованиями безопасности (сохраняемость пище­вого продукта, безотказность транспортного средства).

Положения стандарта, содержащие требования, которые должны быть удовлетворены, называются нормами. Если нор­ма содержит количественную характеристику, то применяют термин «норматив».

Контрольные вопросы:

1. Какие знания формирует дисциплина?

2. С какими дисциплинами связана дисциплина «Основы стандартизации, метрологии, сертификации»?

3. Назовите основную цель деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации.

4. Поясните триаду методов и видов деятельности по обеспечению качества. 

 

Выводы:

Целью изучения дисциплины «Стандартизация, метрология и сертификация» является формирование у студентов знаний, умений и навыков в указанных областях деятельности для обес­печения эффективности коммерческой деятельности. Успех бизнеса определяется прежде всего качеством продукции и услуг и надо подкреплять выпуск товара и оказание услуги сертификатом безопасности или каче­ства. Обеспечение качества товаров и услуг как основная цель деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации

 

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: