Общественно-литературная позиция Чехова. Остров Сахалин

Во второй половине 1880-х годов отношение к творчеству А.П. Чехова изменилось. Одним из первых его талант отметил уважаемый и почитаемый Чеховым писатель Д.В. Григорович. «… У Вас настоящий талант, талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколения», - писал он А.П. Чехову. Вскоре вышел сборник А.П. Чехова «Пёстрые рассказы». Официальное же признание последовало в 1888 году: за сборник рассказов «В сумерках» А.П. Чехов был удостоен Пушкинской премии академии наук. В 1880-е годы Чехов в своем творчестве руководствовался в основном нравственными критериями, пытался понять и объяснить читателю, что такое свобода и счастье. Важную роль в укреплении демократических убеждений А.П. Чехова сыграл Московский университет.

В середине 1880-х годов у Чехова появились рассказы, новые по тону, структуре, характеру действующих лиц. Теперь его герои уже не были механизмами; наоборот, писатель стремился выявить и показать нравственное начало в человеке. В лирических драмах А.П. Чехова все чаще отражалось пробуждение самосознания человека. Героями его становились простые люди, чаще всего мужики («Горе»). Несмотря на то, что это традиционные персонажи в русской литературе (И.С. Тургенев «Записки охотника»), Чехов изобразил по-своему – его герои непривлекательны внешне, но душевно богаты (рассказ «Счастье»).

В конце 1880-х годов художественная система А.П. Чехова значительно изменилась. Его интересовали не просто обездоленные люди, а сама суть социальных конфликтов, проблем, которые стояли перед Россией.

Дальнейшее развитие в творчестве А.П. Чехова получил жанр лирического рассказа. В нем отсутствует событийный сюжет, зато налицо лирический способ раскрытия характера, лирический подтекст; композиционно - это рассказ «без конца» («Ведьма», «Верочка» и т.д.)

В этот период отмечался интерес А. П. Чехова к некоторым сторонам этического учения Л.Н. Толстого. Рассказы «Именины» и «Несчастье» А. П. Чехова – оригинальная трактовка конфликта романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». «Скучная история» А.П. Чехова похожа на ситуацию повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Чехов учился у Толстого, пытался понять его художественную систему, в частности, как показана диалектика человеческой души.

Во второй половине 1880-х годов А.П. Чехова привлекла тема детства («Гриша», «Мальчики», «Детвора», «Ванька», «Спать хочется», «Степь» и др.). Цикл чеховских рассказов о детях имеет переклички с толстовскими мотивами.

В 1887 году Чехов пишет так называемые «степные» рассказы - «Счастье», «Свирель», ставшие подготовкой к повести «Степь».

1888 год стал переломным в творчестве А.П. Чехова. Во-первых, кончилось «многописание». Если в 1887 году он написал 64 произведения, то в 1888 году лишь 10, в том числе и первые крупные вещи: «Степь», «Огни», «Именины», «Припадок». Во-вторых, усилилось стилевое и жанровое разнообразие произведений.

В 1890-ые годы углубилось представление А.П. Чехова о драматизме человеческого бытия, в его творчестве этого периода явно прослеживаются социально-исторические мотивы («Мужики», «Моя жизнь»).

В 1889 году его избрали членом комитета Общества драматических писателей. Он увлёкся этой работой, поскольку театр занимал важное место в его жизни. Постановка водевилей и пьесы «Иванов» ещё больше приблизили его к театральной жизни, он подробнее познакомился с состоянием в театре, узнал его недостатки.

Чехов серьёзно готовился к поездке на Сахалин: изучил историю освоения острова, его экономику, географию, природу. Своей поездкой и изложением его итогов в планируемых публикациях А.П. Чехов хотел возбудить внимание в обществе к острову. Он так и не получил официального разрешения для всестороннего изучения каторжного острова. Ему помогали друзья, знакомые. Изучение жизни, быта, природы Сахалина отнимало много сил и здоровья. А.П. Чехов встречался с правителями острова, знакомился с жителями, проводил перепись населения, изучал каторжные тюрьмы, условия жизни каторжан и ссыльных, быт, нравы, культуры коренных жителей острова, сделал перепись населения.

Путешествие на остров ухудшило состояние здоровья писателя, обострилась чахотка, от которой впоследствии А.П. Чехов умер.

Итогом поездки явилась книга «Остров Сахалин» (1894), которая была научным трактатом, но обладала и высокими художественными достоинствами.

Основные мотивы творчества А.П. Чехова в 1890-х годах.

Уже перед поездкой на Сахалин А.П. Чехов был известным писателем. Он сотрудничал в журнале «Северный вестник», где опубликовал повесть «Степь», пьесу «Иванов» и др. В творчестве Чехова в начале 1890-х годов укрепилось эстетическое кредо объективного повествования, «не позволявшего ему открыто заявлять о собственных «субъективных» симпатиях и антипатиях».

В феврале 1892 года Чехов купил небольшое имение Мелихово в Серпуховском уезде Московской губернии и переехал туда с семьёй. Антон Павлович с увлечением принялся за благоустройство своего владения, одновременно вёл большую общественную работу по оказанию помощи голодающим Воронежской губернии и борьбе с холерой. В своей усадьбе он бесплатно лечил крестьян. В это время он много писал, создал такие шедевры, как «Палата № 6», «Учитель словесности», «Дом с мезонином», «Моя жизнь», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч», пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня».

А.П. Чехов стремился к тому, чтобы в тексте позиция автора отражалась неявно, создавал иллюзию отсутствия автора в произведении. Чехов по-прежнему вёл разговор о подлинном, обычном течении жизни.

В творчестве зрелого А.П. Чехова преобладают произведения, в которых раскрывается внутренний мир человека, его переживания, страдания и озарения. Это прежде всего такие рассказы, как «Скрипка Ротшильда», «Рассказ старшего садовника», «Студент».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: