Вопрос 3. Спорные вопросы в определении статуса слов категории состояния

Лекция 1. Спорные вопросы современной лингвистики в области выделения частей речи.

План:

Спорные вопросы в определении статуса причастия

Спорные вопросы в определении статуса деепричастия

Спорные вопросы в определении статуса слов категории состояния

Научная трактовка слов типа второй, пятый, сотый.

Вопрос 1. Спорные вопросы в определении статуса причастия

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности. И решение спорных вопросов лингвистики способствует развитию аналитических способностей, формирует активное и сознательное, а не «потребительское» отношение к изучению русского языка.

В решении некоторых вопросов лингвистики у учёных нет единого мнения. Все ли слова языка являются частями речи? Ответ «да» – школьная грамматика и Н.М. Шанский с А.Н.Тихоновым; ответ «нет» – В.В.Виноградов (междометия, звукоподражание). Частями речи считать только номинативные единицы и их указательные эквиваленты. (по В.В.Виноградову).

Например, существуют разные точки зрения на то, как квалифицировать причастие, поскольку оно:

· с одной стороны, обладает теми же признаками, что и имя прилагательное (т. е. согласуется с именем существительным в формах рода, числа и падежа),

· а с другой - имеет, как и глагол, формы времени, вида и залога.

 Эта особенность причастий, заключающаяся в совмещении грамматических признаков таких разных частей речи, как глагол и имя прилагательное, и послужила причиной разногласия среди ученых-лингвистов в интерпретации его как части речи.

Традиционно считается, что причастие - всего лишь форма глагола - особая, неспрягаемая, т. е. не изменяющаяся по лицам. Другая точка зрения заключается в том, что причастие признаётся особой, самостоятельной, знаменательной частью речи, а основанием для этого служит:

а) обозначение причастием признака по действию;

б) наличие у него грамматических признаков.

Вопрос 2 Спорные вопросы в определении статуса деепричастия. По-разному и по той же причине подходят учёные к решению вопроса о статусе деепричастия, которое всегда образуется как причастие от глагола, связано с ним грамматическим значением вида, но обладает ещё и признаками наречия (неизменяемостью). Поэтому и деепричастия одни учёные считают, как и причастие, неспрягаемой формой глагола, а другие - самостоятельной частью речи, которая обозначает добавочное действие и показывает, как, каким образом (почему, когда) совершается действие, названное глаголом — сказуемым.

Вопрос 3. Спорные вопросы в определении статуса слов категории состояния

 Существуют разногласия и по некоторым другим вопросам лингвистики, например по поводу так называемых слов категории состояния. В 1928 г. академик Л. В. Щерба выделил особую часть речи, которую он назвал «слова категории состояния». В неё он включил слова типа нельзя, можно, холодно, тепло, светло и т. п., которые являются сказуемым в безличном предложении и обозначают состояние человека, природы, окружающей среды. Главными признаками этих слов он назвал их неизменяемость и способность употребляться со связкой (было темно, стало холодно).

Выделенная часть речи вызвала бурные споры среди учёных. Одни стали сторонниками Л. В. Щербы, другие сочли нецелесообразным выделение этих слов, внешне похожих на наречия, в самостоятельную часть речи, и назвали их особыми, предикативными наречиями (т. е. наречиями в роли сказуемого).

Разные подходы к словам типа грустно, хорошо связаны с тем, что внешне эти слова совпадают с наречиями, однако синтаксические функции их различны:

· Она грустно улыбалась и Ей грустно.

Основанием для выделения слов категории состояния в особую часть речи, таким образом, служит их синтаксическая функция: быть главным членом безличного предложения.

Термин категория состояния подчёркивает лексическое значение этой части речи. Существует и другой термин - безлично-предикативные слова, которые подчёркивают её синтаксические функции. Главным отличительным признаком безлично-предикативных слов является их семантическая общность.

В зависимости от того, какое состояние они выражают, такие слова делятся на следующие группы.

1. Слова, обозначающие состояние окружающей среды, обстановки: темно, жарко, пусто, сыро, бело и т. д.

2. Слова, выражающие физическое состояние живых существ: тошно, больно, зябко, горько, холодно и т. д.

3. Слова, выражающие душевное состояние человека: Ему было неудобно и стыдно.

4. Слова, выражающие состояние временных и пространственных отношений: далеко, близко, глубоко и т. д.

5. Слова, выражающие отрицательную или положительную оценку какого-либо состояния или действия: - Прелестно, клянусь богом!

6. Безлично-предикативные слова, имеющие модальное значение: надо, нужно, возможно, необходимо и т. д.

7. К словам 6-й группы близки слова с модальным значением, выражающее появление чего-нибудь в достаточной по определению говорящего, мере, обозначающие необходимость прекращения действия: достаточно, довольно, полно, хватит, будет.

8. Отдельную группу составляют слова типа крышка, каюк, капут, крест, конец и т. п., традиционно рассматриваемые в междометиях. В отличие от междометий эти слова:

· во-первых, грамматически связаны с другими словами: они управляют дательным падежом субъекта, сочетаются с обстоятельственными словами, обозначающими место, время,

· во-вторых, все они обозначают состояние кого (чего)-либо, которое как бы решает его судьбу: Всему конец.

Вопрос 4. Научная трактовка слов типа второй, пятый, сотый. Нет также единообразия в трактовке слов типа второй, пятый, сотый. В школьной грамматике они традиционно относятся к порядковым числительным. Многие учёные склонны включать эти слова в разряд относительных прилагательных, так как их объединяет система словоизменения (ср.: второй- новый, вторая -— новая, вторые - новые,второго - нового и т. д.) и значение признака(у слов типа второй признак по порядку расположения предметов).

По-разному квалифицируют учёные и морфему –ть (- ти) в глаголах неопределённой формы. В школьном учебнике она традиционно называется окончанием, потому что глагол в неопределённой форме - это начальная форма, от которой образуются личные глагольные формы (идти — иду, идёшь, идём, идёте, идут). Поскольку -у, -ешь, -ет и т. д. - окончания, то и -ть тоже окончание.

Другие учёные считают эту морфему суффиксом, т. к. неопределённая форма интерпретируется ими как неспрягаемая (т. е. неизменяемая) форма глагола. А коль скоро она неизменяемая, то у неё не может быть окончания, ведь окончание, как известно, - изменяемая часть слова, имеющаяся у слов, способных изменяться (склоняться или спрягаться).

  Литература:

1. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. – М:, Просвещение, 2001

2. Задание к лекции:

Изучить материал лекции и рекомендованный дополнительный материал и ответить в комментариях на вопрос:

· Какой точки зрения вы будете придерживаться относительно частеречной принадлежности причастия? И почему?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: