Детская психология как наука. Объект, предмет, задачи, принципы науки

Раздел. Введение в психологию дошкольного возраста

 «Я ни за что не поверю, что ребенка можно воспитать без наказаний. Каким-то образом следует ему показать, чего нельзя делать. Ведь стать плохим — это достаточно сильная тенденция, которая сидит в каждом ребенке. И следует показать ему, что развитие таких черт характера мы не допустим».

Лекция 1. ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК НАУКА

Детская психология – зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX в. Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX в., были связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания – появились более демократические семьи. В истории педагогики и психологии был пройден большой путь до того момента, когда были замечено и признано своеобразие психи­ ки ребенка. Только в конце прошлого века явление «детство» преврати­ лось в социальную идею, когда сразу несколько гениальных психоло­ гов (Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Л.С. Выготский) открыли его качественное своеобразие и принципиальные различия в восприятии мира ребенка и взрослого. До этого дети рассматривались как маленькие взрослые, которые еше многого не знают и не умеют. Многие трудности и ошиб­ ки в воспитании детей связаны с тем, что взрослые не могут и не пы­ таются понять психологию ребенка, — они обращаются и общаются с малышом так, как будто он такой же, как они сами. До сих пор бытует мнение, что дети — это маленькие и несовершенные взрослые: они та­ кие же, как мы, только знают и умеет чуть меньше, чем мы, хуже мыс­ лят, не могут справляться со своими желаниями и эмоциями, не умеют читать, считать и решать задачки и пр. Однако это глубокое заблуждение.

Задача понимания маленького человека стала одной из главных. Желание ребенка понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству более внимательно. Они пришли к выводу, что только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека. Точкой отсчета для систематических исследований детской психологии служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка» В 1882г.. В ней он описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребенка велись задолго до появления книги В. Прейера, его бесспорный приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естественных наук. Взгляды В. Прейера с современной точки зрения воспринимаются как наивные, ограниченные уровнем развития науки XIX в. Он, например, рассматривал психическое развитие ребенка как частный вариант биологического. Однако В. Прейер первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Поэтому, по единодушному признанию психологов, он считается основателем детской психологии. Как правило, возрастная психология изучает закономерности психического развития здорового человека и является отраслью психологических знаний. На этом основании выделяют детскую, подростковую, юношескую психологию, психологию взрослого человека и геронтопсихологию. учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому. Поэтому, вслед за Л, С. Выготским об этой области психологии правильнее говорить: детская, возрастная психология. Типично детскими психологами были Л. С. Выготский, А. Валлон, А. Фрейд, Д. Б. Эльконин. Как образно говорил Д. Б. Эльконин, общая психология — это химия психики, а детская психология — скорее физика, так как она имеет дело с более крупными и определенным образом организованными "телами" психики. Когда материалы детской психологии используются в общей психологии, то там они раскрывают химию процесса и ничего не говорят о ребенке.

ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - отрасль возрастной психологии, это наука, изучающая особенности психиче­ ской жизни ребенка и закономерности психического развития в дошкольном возрасте. Детская психология — один из разделов возрастной психологии. Отличие возрастной психологии, а значит и детской, от других отраслей психологии видят в том, что ее научным объектом являются не сами психические явления, а их развитие или возрастная изменчивость.

 Объектом является процесс развития ребенка.

Предмет науки: закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития детства.

Научные задачи возрастной психологии можно определить следующим образом: 1. Описание развития. 2. Объяснение развития. 3. Прогноз развития.

Задачи научной дисциплины:

 1. Реконструкция истории становления основных подходов, описывающих и объясняющих психологию развития ребенка.. Сначала задача детской психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности.

 2. Описание современного состояния науки о психическом развитии.

 3. Представление целостной, обобщенной картины процесса развития человека с помощью специальной системы категорий и понятий. Особое значение уделяется описанию закономерностей и характера перехода с одного этапа психического развития на другой, механизмам смены ступеней и периодов развития человека.

 4. Обоснование категории возраста и подходов к построению периодизации психического

развития.

 5. Обоснование норм психического развития ребенка на различных этапах.

Уровень развития теории определяет стратегию исследования в науке. Это полностью относится и к детской психологии, где уровень теории формирует цели и задачи этой науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: