Информационные правоотношения

С реализацией информационно-правовых норм связано возникновение информационных правоотношений. Они являются одним из видов правовых отношений, т. е. общественных отношений в информационной сфере, урегулированных правом и являющихся результатом регулирующего воздействия на общественное отношение правовой нормы. Норма права придает конкретному общественному отношению юридическую форму и регламентирует действия (поведение) сторон этого отношения, их взаимные обязанности и права, а также юридическую ответственность за несоответствующее требованиям правовой нормы поведение. Субъекты правовых отношений взаимно связаны между собой корреспондирующими юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными (субъектными). Эта связь и образует правоотношение, в рамках которого праву одной стороны (субъекта правоотношения) соответствует (корреспондирует) обязанность другой стороны, и наоборот.

Основаниями возникновения, изменения или прекращения информационных правоотношений являются юридические факты, которые могут возникать как в результате действий лиц и органов, так и в результате тех или иных событий.

Правовые отношения, в том числе информационные, охраняются государством. За нарушение прав и обязанностей, составляющих правоотношения, устанавливается юридическая ответственность. Этим правовые отношения отличаются от других видов общественных отношений, в частности моральных, основанных на традициях и обычаях.

В настоящее время существуют различные точки зрения на понятие информационных правоотношений. Так, В. А. Копылов понимает под информационным правоотношением урегулированное информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой.

М. М. Рассолов дает предельно обобщенное определение информационно-правовых отношений, считая, что к таковым «относятся те общественные отношения, которые отражены в нормах информационного права и регулируются ими».

Информационные правоотношения имеют следующие черты.

1. Информационные правоотношения возникают, изменяются или прекращаются только на основе информационно-правовых норм, которые порождают эти отношения и реализуются через них. Эти правовые отношения отличаются строгой регламентацией нормами информационного права поведения сторон, их взаимных прав и обязанностей.

Вместе с тем следует иметь в виду, что не любое отношение, сложившееся в информационной сфере, регулируется нормами права, поскольку правовое вмешательство в отдельные сферы жизнедеятельности нецелесообразно. Таким образом, не всякое общественное отношение, сложившееся в связи с поиском, получением, передачей, производством, распространением, преобразованием и потреблением информации, является информационным правоотношением. В этой форме выступают лишь те общественные отношения, которые урегулированы нормами информационного законодательства.

2. Информационные правоотношения складываются в информационной сфере, т. е. в сфере производства, передачи, распространения, поиска и получения информации, применения информационных технологий, а также защиты информации.

3. Для информационных правоотношений характерно то, что в качестве субъекта в них выступает соответствующий государственный орган, коммерческая организация либо физическое лицо, производящее, передающее, распространяющее и получающее информацию.

4. Споры, которые могут возникать между участниками информационных правоотношений, разрешаются обычно в административном (внесудебном) порядке, т. е. путем непосредственного юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа государственного управления (должностного лица) либо в судебном порядке.

С учетом изложенного информационное правоотношение можно определить, как урегулированное информационно-правовой нормой общественное отношение, складывающееся в сфере производства, передачи, распространения, поиска и получения информации, применения информационных технологий, а также защиты информации.

Необходимо подчеркнуть, что эти информационные отношения в рамках права характеризуются через совокупность следующих специфических признаков: наличие специальных субъектов информационной деятельности государства, его органов, средств массовой информации, организаций, физических лиц; наличие специальных объектов информационной деятельности — информации, информационных технологий и др.; опосредованность через информационные правоотношения указанных субъектов и объектов.

В целом сущность информационных правоотношений в обществе можно охарактеризовать следующим образом:

- во-первых, данные отношения определяются объективными экономическими отношениями, основанными на многообразии форм собственности, в том числе и на информацию и информационные технологии, и представляющими собой общественные отношения свободных граждан, средств массовой информации, предприятий, фирм, иных субъектов права;

- во-вторых, информационные правоотношения — это отношения граждан, средств массовой информации, государственных органов и т. д., предусмотренные и урегулированные нормами информационного права, выражающими идеи свободы и демократии в информационно-правовой сфере;

- в-третьих, информационно-правовые отношения являются средством решения задач в области формирования единого информационно-правового пространства страны, защиты прав журналистов, информационного обмена, укрепления информационной безопасности и многих других.

Элементами информационных правоотношений являются субъекты, объекты и юридические факты.

Субъектами информационных правоотношений являются участники информационных правоотношений, субъекты информационного права. Под субъектами информационных правоотношений понимаются физические и юридические лица, а также государственные органы, имеющие предусмотренные информационным законодательством права и обязанности.

Следовательно, субъектами информационных правоотношений могут быть не любые лица, а только те, которые наделены действующим законодательством определенными правами и обязанностями.

К субъектам информационного права относятся физические лица, органы государственной власти, средства массовой информации, архивы, культурные фонды, библиотеки, банки данных, предприятия, учреждения, организации. Они являются субъектами права во всех тех информационных правоотношениях, в которых они осуществляют свои информационные права и интересы в отношении всех перечисленных выше участников правоотношений.

В зависимости от сложности и характера информационного правоотношения число субъектов здесь может быть самое разное, но не менее двух. Это обусловлено тем, что в правоотношении должны быть как минимум две стороны, которые осуществляют свои права и обязанности в информационной сфере.

Правовое положение указанных субъектов может быть различным.

Конкретные лица являются субъектами информационного права в самых различных правоотношениях информационной направленности, в которых они осуществляют свои права и реализуют свои обязанности в соответствии с действующим информационным законодательством. При этом они должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность в данном случае — это способность лица иметь информационные нрава и обязанности. Дееспособность будет характеризовать способность лица, гражданина претворять в жизнь, на практике своими действиями имеющиеся у него информационные права и обязательства.

Так, ст. 7 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» устанавливает, что не может выступать учредителем:

- гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы либо имеющий судимость за совершение преступлений с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, а также гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста или признанный судом недееспособным;

- объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;

- гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Некоторые информационные права принадлежат гражданам в силу Конституции РФ, и для их приобретения не нужно совершать какие-либо действия. Таковы права на свободу слова, мысли и на получение информации. Но в других случаях, для того чтобы приобрести определенные информационные права, гражданин должен изменить свой статус либо в отношении него должны быть совершены определенные юридические действия.

Например, когда лицо лишается права учредить средства массовой информации в связи с тем, что отбывает наказание в местах лишения свободы по приговору суда: для того чтобы получить названное право, человек должен выйти на свободу и приступить к нормальной жизни.

В отличие от правоспособности дееспособность в информационной сфере возникает не у каждого лица, гражданина. Дееспособность возникает у тех лиц, которые в силу своей подготовки, способностей, должности и т. п. получают по информационному законодательству возможность лично использовать свои права и принимать на себя обязательства.

Границы и содержание правоспособности юридического лица в рассматриваемой области определяются информационным законодательством, его уставом, положением и др., в соответствии с которыми юридическое лицо осуществляет информационно-правовую деятельность на основе государственной регистрации.

Однако дееспособность юридического лица имеет здесь свою специфику и выражается в том, что юридические лица в информационной сфере зачастую действуют через своих руководителей либо коллективные органы управления.

В информационных правоотношениях участвуют конкретные субъекты.

Так, в правоотношениях, связанных с поиском и получением информации, основными субъектами являются потребители информации, т. е. лица, реализующие свое конституционное право на поиск и получение информации. В этот круг входят граждане, организации, органы государственной власти и местного самоуправления, в том числе пользователи библиотек, журналисты, потребители рекламы. Участниками данных правоотношений являются, кроме того, собственники и владельцы информационных ресурсов.

В правоотношениях, связанных с производством информации, которые складываются по поводу деятельности средств массовой информации, формирования информационных ресурсов, рекламной деятельности, ведущую роль играют производители информации. Это прежде всего издательства, редакции средств массовой информации, журналисты, органы государственной власти и местного самоуправления.

В правоотношениях, связанных с передачей и распространением информации, участниками выступают организации связи, операторы связи, пользователи связи, лица, участвующие в информационном обмене.

В правоотношениях, связанных с управлением информационными процессами, которые складываются практически во всей информационной сфере, главенствующую роль играют органы государственного управления в информационной сфере.

Это прежде всего Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти в информационной сфере, а также органы, обеспечивающие согласованность действий органов государственной власти (правительственные и межведомственные комиссии).

В правоотношениях, связанных с обеспечением защиты информации, основными субъектами являются Правительство РФ, Совет Безопасности РФ, федеральные органы исполнительной власти и иные государственные органы, обеспечивающие защиту информации и охрану государственной тайны.

В правоотношениях, связанных с созданием и использованием информационных технологий, систем и сетей, а также с процессами информатизации, которые складываются по поводу разработки, применения информационных технологий и средств их обеспечения принимают участие государственные органы, научные центры и организации, занимающиеся выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области информационных технологий.

Объект информационных правоотношений — это все те материальные, духовные и иные социальные блага, явления и процессы, по поводу которых субъекты информационного права вступают в информационно-правовые отношения и которые являются предметом их интересов, прав и обязанностей.

Общим объектом информационных правоотношений являются отношения в сфере производства, передачи, распространения, поиска и получения информации, применения информационных технологий, а также защиты информации. В каждом конкретном правовом отношении объектом является то, на что направлены права и обязанности его участников, ради чего возникает правоотношение. В информационно-правовых отношениях объектами конкретных правоотношений выступает поведение, действия субъектов в информационной сфере и их результаты.

В конкретных информационных правоотношениях объектами являются разнообразные информационные ресурсы и информация, программы, базы данных, печатные произведения, компьютеры, информационные системы, средства связи и многое другое. Именно эти объекты права часто попадают в поле зрения информационных споров, сделок, договоров, соглашений и т. д.

Говоря о конкретных объектах информационных правоотношений, представляется важным рассмотреть объекты информационной сферы, определенные Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Можно выделить пять таких объектов: информация; информационные технологии; информационные системы; информационно-телекоммуникационные сети; защита информации.

1. Информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Среди основных признаков информации как объекта информационного права ученые различают:

- идеальность — опосредуется в результате, в действиях субъектов правоотношений либо после фиксации на материальном носителе как объект правоотношений. Пока информация находится в памяти человека, она идеальна. В случае же ее переноса на материальный носитель (на бумагу, в компьютер и т. д.) информация не материализуется, она остается идеальной для субъектов, ее использующих. Является материальным лишь носитель информации. Несамостоятельность информации проявляется в невозможности для нее существовать и функционировать без материального носителя. Существуют две группы носителей: жесткие носители — такие, к которым информация привязана жестко в виде набора букв, символов, знаков и т. п. (бумага, микроносители, нестирающиеся лазерные диски и т. п.), и виртуальные носители, к которым информацию нельзя привязать жестко, по которым она как бы скользит (дискеты с перезаписью, кассеты магнитных лент, ЭВМ и т. п.). Юридическое свойство, вытекающее из этой особенности, заключается в двуединстве информации и материального носителя, на котором эта информация закрепляется;

- неисчерпаемость (возможность использования неограниченным числом субъектов неограниченное количество раз, в том числе из разных мест и одновременно). После передачи информации от одного субъекта к другому одна и та же информация одновременно остается у передающего и появляется у принимающего субъекта, т. е. одна и та же информация одновременно принадлежит двум участникам информационных отношений;

- количественная определенность, нелинейность (способность к сохранению, агрегированию, интегрированию, накоплению, «сжатию») — отсутствие прямой зависимости между количественными и качественными характеристиками информации при ее воздействии на результат.

Информация представляется в определенных организационных формах — отдельные данные (сведения), документ, массив (база) данных (документов), библиотека, фонд документов, архив и т.п. Юридическое свойство — возможность относить к информации как отдельные исходные документы, так и сложные организационные структуры, содержащие информацию, такие как информационные ресурсы, библиотеки, архивы и т. п., и включать такие объекты в состав имущества;

- системность (информация существует всегда в каком-то организованном виде и организационной форме);

- обособленность — как объект правоотношений информация всегда обособляется от субъекта этих правоотношений в виде набора символов и знаков, отображенных на материальном носителе информации, и вследствие этого существует отдельно и независимо от создателя или обладателя. При этом разнообразные сообщения, имеющие самое различное содержание и относящиеся к самым различным вопросам, могут быть переведены на общий язык, а информация, которую эти сообщения несут, может быть количественно измерена. Отсюда возникает юридическое свойство информации — возможность выступать в качестве объекта, передаваемого от одного субъекта к другому и требующего юридического закрепления факта ее принадлежности субъектам, участвующим в таком ее обращении:

- селективность — возможность выбора или отбора информации при ее использовании, накоплении или переработки;

- трансформируемость — возможность передавать одно и то же содержание в разной форме и при различных способах предъявления;

- универсальность — проявляется в том, что содержание информации может быть связано с любыми явлениями и процессами физической, биологической, социальной реальности;

- комплексное качество информации. Данный признак характеризует соответствие информации потребностям системы по следующим параметрам:

- адекватность — степень соответствия тому содержанию, которое вложил в информацию ее производитель;

- достоверность — соответствие объективной реальности окружающего мира;

- полнота — достаточность для принятия решения;

- избыточность — повышение достоверности информации, в результате чего она занимает больший объем;

- доступность — мера возможности получить ту или иную информацию;

- ценность — степень ее важности, необходимости для принятия тех или иных решений.

Из перечисленных признаков информации ученые-юристы выводят те свойства, которые определяют специфику правового регулирования информационных правоотношений.

Из признака идеальности и субстанциональной несамостоятельности информации вытекает юридическое свойство, которое заключается в двуединстве информации и материального носителя, на котором она закрепляется.

Из признака неисчерпаемости информации следует такое юридическое свойство информации, как бесконечный неисчерпаемый ресурс, ее физическая не отчуждаемость (знания неотчуждаемы) от создателя, обладателя и потребителя информации.

После передачи информации от одного субъекта к другому одна и та же информация одновременно принадлежит двум участникам информационных отношений. Исходя из этого при передаче информации от одного субъекта к другому процедура отчуждения носителя с информацией должна сопровождаться передачей прав на ее использование, а информация должна передаваться вместе с этими правами.

Из качественных характеристик можно выделить такие свойства, как субъективная ценность информации, т. е. ее значимость для конкретного субъекта в каких-либо правоотношениях, и нелинейность — отсутствие зависимости между объемом или количеством информации и процессами, которые начинают протекать благодаря ее воздействию, т. е. количество информации не тождественно ее субъективной ценности.

Таким образом, информация имеет свои, присущие только ей признаки, имеющие важное значение при правовом регулировании тех общественных отношений, в которых она выступает как объект права.

Качество современного уровня правового регулирования отношений по поводу информации во многом зависит от степени учета законодателем этих признаков информации.

Основаниями возникновения, изменения или прекращения информационных правоотношений являются юридические факты.

Юридические факты могут возникать как в результате действий физических и юридических лиц, а также органов исполнительной власти, так и в результате тех или иных событий.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Такие юридические факты называются волевыми.

Например, подача обращения гражданином в орган исполнительной власти о предоставлении информации порождает правоотношения, связанные с ее предоставлением.

По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям информационно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других участников информационных правоотношений.

Неправомерные действия нарушают требования информационно-правовых норм. Это служебные и административные правонарушения, а также нарушения гражданского законодательства, как наиболее характерные для информационной сферы.

Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения.

События — это юридические факты, не зависящие от воли людей, влекущие правовые последствия (неволевые юридические факты).

Таким образом, различие между волевыми и неволевыми юридическими фактами заключается в том, что возникновение волевых юридических фактов зависит от воли людей, а неволевых — не зависит.

Информационные правоотношения можно классифицировать по следующим критериям: по назначению, содержанию, соотношению прав и обязанностей их участников, а также по характеру порождающих их юридических фактов.

По назначению информационные правоотношения делятся на материальные и процессуальные. К материальным отношениям относятся возникающие в информационной сфере и регулируемые материальными нормами информационного права общественные отношения.

Материальные информационные правоотношения складываются по поводу реализации прав и обязанностей субъектов данных отношений. Примерами могут служить отношения, возникшие в результате реализации журналистом права быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации или в результате реализации права гражданина или организации на опровержение не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений.

Процессуальные отношения — это отношения, которые складываются в информационной сфере в связи с порядком разрешения индивидуально-конкретных дел и регулируются процессуальными нормами по поводу процедуры их возникновения, изменения или прекращения.

Информационные правоотношения по характеру можно подразделять на активные информационные действия, пассивные информационные действия, посредническую информационно-правовую работу, вспомогательные информационные действия, а также на организационные, имущественные и неимущественные правоотношения.

В этом аспекте основаниями возникновения информационных правоотношений могут выступать положения законов, конституционные акты, договоры или сделки, причинение вреда или ущерба.

Информационные правоотношения по содержанию подразделяются на регулятивные и охранительные. Правоотношения первого вида связаны с дозволенной деятельностью по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации.

Таковы, например, правоотношения, складывающиеся в связи с доступом физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам. Данные правоотношения возникают из правомерных действий лиц, участвующих в процессе доступа. Правоотношения второго вида возникают в связи с совершенными правонарушениями. Так, за воспрепятствование распространению продукции средств массовой информации виновные лица несут ответственность согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.

По соотношению прав и обязанностей участников информационные правоотношения делятся на две группы: отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения), и отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга (горизонтальные правоотношения).

Вертикальные отношения складываются в рамках подчиненности одного субъекта отношения другому — между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, между органами исполнительной власти и подведомственными организациями, между соподчиненными структурами органов исполнительной власти; между соподчиненными государственными служащими и др.

Горизонтальными отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. Они возникают между субъектами, которые не связаны соподчиненностью: между несоподчиненными государственными органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в связи с реализацией ими прав в информационной сфере.

По характеру порождающих информационные правоотношения юридических фактов данные отношения можно классифицировать как возникающие в результате действий лиц и органов или в результате тех или иных событий.

Важнейшей характеристикой любого правоотношения является взаимодействие его участников, которое проявляется в реализации их взаимных прав и обязанностей. Права и обязанности участников информационных правоотношений составляют юридическое содержание этих правоотношений.

Под правами участников (субъектов) информационных правоотношений понимается мера возможного или дозволенного поведения данного лица. Например, собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти.

Права субъектов информационных правоотношений (субъективные информационные права) имеют общую внутреннюю структуру, которая проявляется в наличии следующих трех основных элементов:

- правомочие на собственные действия, заключающееся в возможности совершения фактических и юридически значимых действий;

- правомочие на чужие действия, заключающееся в возможности требовать от обязанного лица исполнения возложенных на него обязанностей;

- правомочие на защиту, заключающееся в возможности прибегнуть к государственно-принудительным мерам в случае нарушения субъективного права или неисполнения одним из участников правоотношения своих обязанностей.

В частности, собственник информационных ресурсов имеет право:

- назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информационными ресурсами или оперативное управление ими;

- устанавливать в пределах своей компетенции правила использования информационных ресурсов;

- определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.

Субъективное информационное право выступает как право требования, например, в случае притязания пользователя услуг связи на предоставление ему услуг, соответствующих по качеству стандартам, техническим нормам, сертификатам, условиям договора, поскольку это является обязанностью оператора связи.

Важнейшими в содержании информационного правоотношения являются конституционные права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. Эти права реализуются прежде всего через средства массовой информации и информационные сети, которые в настоящее время являются наиболее доступным способом поиска, получения и распространения общественно значимых сведений.

С конституционными информационными правами тесно связаны права на создание произведений науки, литературы, искусства и произведений технического творчества, средств массовой информации, на создание информационных систем, сетей и средств их обеспечения, право на защиту личности от воздействия недостоверной и ложной информации.

Возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае нарушения субъективного права предусмотрена, например, положениями Закона РФ «О средствах массовой информации», в соответствии с которыми моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина или причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.

Под обязанностью участника информационного правоотношения понимается установленная законом мера должного или требуемого поведения, которой, как правило, корреспондирует субъективное право другого лица. Как и субъективное информационное право, юридическая обязанность обладает внутренней структурой, которая характеризуется наличием следующих элементов:

- необходимостью совершить определенные действия или воздержаться от них;

- необходимостью исполнить требования управомоченного субъекта;

- необходимостью нести ответственность за нарушение субъективных прав других участников правоотношения или за неисполнение их законных требований.

Примером необходимости совершить определенные действия будет являться требование, установленное Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов», согласно которому производители документов доставляют через полиграфические организации в федеральный орган исполнительной власти по вопросам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций по одному обязательному федеральному экземпляру всех видов печатных изданий в день выхода в свет первой партии тиража.

Необходимость исполнения требований управомоченного лица определяется, в частности, ст. 21 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне», в соответствии с которым допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне требует от них, в частности, принятия на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну, и письменного согласия на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий.

Ответственность за нарушение субъективных прав другого участника информационного правоотношения предусмотрена, в частности, ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц — от 300 до 500 рублей; на юридических лиц — от 3000 до 5000 рублей.

Возможное и должное поведение участников информационного правоотношения выражает состояние их связанности. При этом каждый из субъектов правоотношения чаще всего одновременно обладает правом и несет обязанности, например, в правоотношении, складывающемся между библиотекой и пользователем библиотеки (положения Федерального закона «О библиотечном деле»).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: