Предмет и задачи методики как педагогической науки

Законспектировать материал. Выучить определения, цели, задачи, принципы,

2. Напишите сочинение – эссе или связный рассказ о возникновении языка и его развитии и приведите свои аргументы, доказывающие огромное значение изучения русского языка для формирования личности ребенка.

 



Предмет и задачи методики как педагогической науки

Методика обучения русскому языку как педагогическая наука ведет свое начало с середины 19 в. В 1861 году был издан первый учебник по методике – книга Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка». У истоков методики стояли такие известные ученые, мыслители, как К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой, Д.И.Тихомиров, В.П.Вахтеров, А.М. Пешковский, В.П. Шереметьевский и др.

Методика – самостоятельная наука. Она относится к педагогическим наукам. Особенно тесно связана с дидактикой. Как известно, дидактика рассматривает общие проблемы теории обучения: цели и задачи обучения, средства, методы, формы, приёмы, современные образовательные технологии и др. Дидактика – это общая теория обучения. Методика же – частная теория обучения, теория обучения какому-либо конкретному предмету (русскому языку, математике и др.). Все проблемы дидактики в методике, например, русского языка рассматриваются применительно к обучению русскому языку.

Предмет методики обучения русскому языку и литературе – процесс обучения русскому языку в начальной школе.

Что понимают под процессом обучения?

Сущность понятия «процесс обучения» в настоящее время трактуется как единство четырех компонентов: целей обучения, содержания обучения, преподавания и учения. М.Р.Львов включает в это понятие еще один компонент: результаты обучения. Эти компоненты тесно связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены.

Цели обучения. Цель – это ожидаемый результат, то, чего хочется добиться, четкое описание желаемого состояния, которое предполагается достигнуть.

Цель обучения – это четко прорисованные результаты обучения, которые продумываются и прописываются изначально. В педагогике и методиках принято говорить о триединой цели (обучения, воспитания и развития). Понятие «цели обучения» - систематизирующий компонент процесса обучения. Именно цели в значительной степени влияют на содержание обучения, деятельность учителя и ученика. Цели могут быть определены по отношению к процессу обучения в целом, а также к каждому конкретному уроку. Цели реализуются через систему конкретных задач. Цели и задачи обучения прописываются в государственных стандартах и образовательных программах, методических рекомендациях к изучаемым курсам, в конспектах уроков. В последнее время в контексте целей и задач обучения употребляется также термин «учебная задача». Учебная задача – это цель, уточненная в конкретных условиях урока. Например, на конкретном уроке русского языка или литературного чтения может быть поставлена одна образовательная цель и множество учебных задач, которые сопровождают каждый этап урока, каждое задание или вид работы.

Что значит – поставить перед ребенком учебную задачу урока? Ее недостаточно просто сформулировать учителю, задача должна быть принята учеником, то есть стать его собственной задачей. Постановка учебной задачи связана с двумя принципиально новыми открытиями, которые совершает ученик: 1) он должен обнаружить, что что-то не знает; 2) он должен захотеть решить эту задачу, стремиться к ее решению.

Содержанием обучения называют то, чему обучают на уроках русского языка и литературного чтения. Оно находит свое отражение в программах и учебниках для начальной школы. До 80-х годов 20 в. все школы РФ работали по единой программе и единым учебникам. В последние десятилетия 20 в. ситуация резко изменилась. И в настоящее время мы имеем большое разнообразие учебно-методических комплектов, утвержденных Министерством образования РФ («Школа России», «Школа – 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Начальная школа 21 в.» и др.). Кроме программ и учебников, содержание обучения раскрывается также в Федеральных государственных образовательных стандартах. Они регулируют содержание образовательных программ, не допускают слишком большого разброса в объеме изучаемого материала и распределении его по годам обучения.

Преподавание – это деятельность учителя в процессе обучения. Она может быть разнообразной: постановка целей обучения, отбор содержания, планирование материала, разработка структуры и содержания урока, обдумывание каждого его этапа и вида работы, организация взаимодействия с детьми и др. В современной школе педагог в своей деятельности по обучению и воспитанию учащихся руководствуется принципами гуманной педагогики, личностно-ориентированного подхода в обучении, системно-деятельностного подхода в обучении и др.

Учение – это деятельность учащихся в процессе обучения. Она также может быть очень разной по своему содержанию: участие в осмыслении поставленной учителем учебной задачи, участие в исследовании с целью получения новых знаний, анализ изучаемого материала, обобщение, формулирование выводов, определений и правил, выполнение практических работ на основе изучаемого материала, рефлексия и др. Учащиеся – активные субъекты процесса обучения. Они обладают устойчивым познавательным интересом к процессу обучения, отличаются активностью, инициативностью, самостоятельностью и другими качествами, необходимыми в учебном процессе.

Итак, предметом методики русского языка как педагогической науки является процесс обучения русскому языку в начальной школе. Исходя из характеристики предмета методики, можно наметить ее задачи. Традиционно они формулируются в виде 4 вопросов, на которые призвана ответить методика:

1 Зачем учить? (Определение целей и задач обучения).

2 Чему учить? (Определение содержания обучения).

3 Как учить? (Определение методов, приемов, форм и средств преподавания и учения).

4 Почему учить так, а не иначе? (Осмысление и выбор наиболее эффективных средств, форм, методов и приёмов обучения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: