Карта – схема расположения экзотических фруктов

ПРОГРАММА

 детской краткосрочной образовательной практики

По формированию первичных представлений о профессиональном мире взрослых  

«Программист робота»

(4 встречи)

Возраст 6-7 лет

                                            Разработали:  Заместитель заведующего по ВМР Савранчук Анна Викторовна

                                                                        Учитель-логопед Корепанова Галина Анатольевна

                                                                       МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад № 2» г. Перми

Аннотация для родителей: Дети расширят представления о профессии «Программист», его трудовых умениях и навыках. С помощью программируемого робота Ботли дети могут с легкостью изучать программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения), освоить процесс алгоритмизации робота. Этот яркий, красочный, простой в эксплуатации, и дружелюбный маленький робот является замечательным инструментом для игры и обучения!
Цель практики: Сформировать умение  составления программы и запуска ее для движения робота Ботли к заданной цели.
Количество часов: 4 встречи  
Максимальное количество участников: 6- 8 человек  
Перечень материалов и оборудования для проведения: · Навигатум. Игровые профориентационные материалы (фрагмент мультфильма Программист) https://www.youtube.com/watch?v=h56nD886kdU ·  Мультфильм «Программа» из сериала «Фиксики». https://www.youtube.com/watch?v=EQWQLM2SfiU&t=44s · Набор «Программируемый ROBOT BOTLEY» (77 деталей) на каждую пару  детей. -робот Ботли, для активации робота необходимы 3 батарейки AAA. - пульт дистанционного управления, для активации пульта управления   необходимы 2 батарейки AAA - руки робота (отсоединяются) - 40 карточек с заданиями для программирования, - 6 панелей для программирования - аксессуары для создания препятствий на пути робота: 8 палочек, 12 кубов, 2 конуса, 2 флажка, 2 мяча и ворота. · Карточки по теме «Экзотические фрукты»: манго, банан, маракуя, апельсин, папайя, личи, хурма, карамбола, киви. · Приз за победу в соревновании. · Разлинованные на квадраты 20 *20 см листа ватмана – 2 шт, старт обозначен стрелкой
Предполагаемые результаты Умение программирования робота Ботли, задавая ему алгоритм действий для выполнения определенного задания.
Список литературы, использованной при подготовке краткосрочной образовательной практики 1  Робот Ботли:основы программирования.https://static-eu.insales.ru/files/1/4435/5493075/original/LER_2936_Робот_Ботли._Базовый..pdf 2. Робот Botley  для обучения кодированию превращает детей в волшебников. http://www.toybytoy.com/toy/Botley-the-robot-for-teaching-coding-turns-children-into-wizards

 



Тематический план

                                                            Тема встречи № 1: « Кто такой программист? Знакомство с профессией»

Цель: Формирование представлений о трудовом процессе программиста.

Задачи:

ü  Дидактическая: расширить представление детей о профессии «Программист», его трудовых умениях и навыках. Показать значимость и важность данной профессии.

ü Развивающая: развивать у детей навыки речевого общения: поддерживать беседу на заданную тему, слушать собеседника, умения задавать вопросы.

ü Воспитательная: воспитывать положительное отношение к труду взрослых и заинтересованность в результатах труда.

Этап Содержание Предполагаемый результат
Вводный   Основной   Заключительный Есть ли у вас дома компьютер, ноутбук или планшет? Для чего они нужны? Трудно представить современную жизнь без компьютера. С его помощью можно составлять расписание движения поездов и управлять технологическим процессом на заводе, делать сложные хирургические операции и руководить полётом космической станции. А как здорово общаться с людьми, которые находятся в разных точках земного шара. Чтобы нам было проще управлять компьютером и решать такие сложные задачи,необходимо их снабдить специальными программами.   Хотите узнать, кто этим занимается? 1.Показ фрагментов мультфильмов «Программист» и «Программа» из сериала «Фиксики» 2.Кто для компьютера программы составляет он всегда. Циклы, сайты, подпрограммы- инструмент его труда. (ответы детей) Это программист. Чтобы компьютерная техника выполняла разные функции, он занимается разработкой компьютерных программ. Что нужно, чтобы стать программистом? Ответы детей Действительно, для того чтобы стать профессиональным программистом, требуется не только огромное терпение, но и особый склад ума, позволяющий разговаривать на одном языке с компьютером. Очень редко программисту удаётся сделать всё с первого раза, приходится долго сидеть, искать ошибки, тестировать различные методы выполнения поставленной задачи. Одна неправильная запятая может привести к тому, что вся программа перестанет работать как надо! А знаете ли вы, что компьютеры могут складывать, умножать, сортировать или делать одновременно сотни других вычислений. Есть умные машины, которые помогают людям собирать разные интересные штуки. Например - звезд очень много и один человек будет считать их очень долго, потому что ему нужно кушать, спать, а если он чихнет и собьется - то придется начинать считать заново. Потому можно заставить это сделать компьютер - он посчитает их быстрее и точнее человека, потому что он не кушает, не спит и не чихает. Только компьютеру нужно рассказать, что такое звезды, потому что он этого не знает, и научить их считать, потому что он этого не умеет. И учат их специальные люди - программисты, которые умеют разговаривать с компьютерами на их языке. Умная машина решает задачи, которые включают в себя огромное количество информации. Она состоит из чисел, выраженных цифрами, слов, составленных из букв, а также сочетания цифр, букв или других знаков. (Изображение 1) Такая информация называется «машинным словом» или «языком программирования». 3. Посмотрите внимательно на картинки. См. изображение 2 (монитор, клавиатура, подзорная труба, шприц, кастрюля, компьютерная мышь, системный блок). Скажите, что нужно программисту для работы? На интерактивной доске дети выполняют задание.   Так кто же такой программист? Ответы детей Таким образом, программист — человек, умеющий разрабатывать программы. Они нужны для телефонов, компьютеров, планшетов, игровых приставок, цифровых видеокамер, фотоаппаратов и даже для роботов (см. изображение 3). Без специальных программ это все не будет работать. Все, что мы видим на экране, когда включаем компьютер или сотовый телефон, сделали программисты, в том числе все компьютерные игры и сайты в интернете. Умение детей различать атрибуты профессиональной деятельности программиста и его трудовые навыки и умения.

 

                                                                                                   Тема встречи № 2: « Первая программа для робота».

Цель: Формирование умения самостоятельно программировать робота Ботли по заданной траектории движения.

Задачи:

ü Дидактическая: познакомить детей с понятием «Программа», дать представление «шаг» для составления основы программы.

ü Развивающая: развивать умение составления программы для робота Ботли с помощью карточек и его программирование для продвижения робота от старта до финиша.

ü Воспитательная: воспитывать интерес к программированию и алгоритмизации.

 

Этап Содержание Предполагаемый результат
Вводный   Основной     Заключительный 1.Беседа. Показывает коробку. Ребята, вы, наверное, поняли кто находится в коробке (робот). Ребята, а что вы понимаете под словом «робот»? Робот - это устройство помогающее человеку. -Это одушевлённый предмет или неодушевлённый? -Кто управляет роботом? (Объяснение воспитателя). Давайте откроем и поближе познакомимся с этим роботом. Посмотрите, какой необычный робот, давайте рассмотрим его.   2.Описание набора робота. Этого робота зовут – малыш Ботли В наборе есть все, для того, чтобы первое знакомство с программированием прошло весело и увлекательно: сам робот Ботли, пульт дистанционного управления, руки робота (отсоединяются), карточки с заданиями для программирования, 6 панелей для программирования, набор наклеек, различные предметы для создания препятствий на пути робота: 8 палочек, 12 кубов, 2 конуса, 2 флажка, 2 мяча и ворота 3.Показ, какие задания и команды выполняет робот Ботли. Знакомство с кнопками управления. У малыша Ботли есть на пульте дистанционного управления стрелочки. Что мы можем сделать с этими стрелочками (нажать стрелочки в нужном нам направлении и запрограммировать и робот будет выполнять действия) А хотите узнать, какие действия может выполнять малыш Ботли? (для сведения: максимальное количество действий в последовательности – 80, длина шага составляет приблизительно 20 см.) Двигаться вперед (по шагу за одно нажатие) Поворачиваться налево Поворачиваться направо Двигаться назад (по шагу за раз) Обнаруживать объект Обходить объект Издавать звуки Повторять заданную последовательность 4.Игра: «Заставь робота двигаться» Цель: закрепление понятий вправо, влево, вперёд, назад. Умение ориентироваться в пространстве. Понятие «шаг» для человека и робота. Одному участнику завязывают глаза - это робот, другой участник задаёт пространственное положение прямо, влево, направо и т. д. Участник с закрытыми глазами двигается в заданном направлении. 5. Приглашаю к столу, на котором находится конструктор. Из панелей нужно сделать прямоугольник, но сделать так, чтобы детали были не подвижны. А для этого их нужно зафиксировать. Выберите нужные детали и зафиксируйте. Сейчас вы будете выполнять роль программиста и зададим программу действий для робота Ботли. Задайте программу для робота Ботли с помощью карточек. Где должен оказаться робот Ботли, пройдя путь? (обозначение конечной точки кубиком) Проведите робота по заданному маршруту.   6. С какой новой игрушкой мы познакомились на занятии? Понравилось вам быть маленькими программистами? Что понравилось больше всего? (Задавать программу, управлять роботом…)   Дети научаться самостоятельно программировать робота Ботли для продвижения его от старта до финиша, используя при этом наглядно карточки.

 

                                                                                               Тема встречи № 3: «Лабиринт загадок».

Цель: Формирование умения находить для робота оптимальный путь до объекта, составлять программу движения к цели.

Задачи:

ü Дидактическая: закрепить представления детей об экзотических фруктах, умение определять их по изображению. Продолжать знакомить детей с процессом программирования с помощью наглядных карточек.

ü Развивающая: продолжать развивать умение находить оптимальный способ прокладывания пути робота до правильной картинки по лабиринту.

ü Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; побуждать детей к взаимопомощи при поиске ответов.

 

Этап Содержание Предполагаемый результат
Вводный   Основной     Заключительный 1.Игра «Робот». Дети должны к Роботу обращаться вежливо и четко, по очереди формулировать различной сложности задания. На роль Робота ребенок либо назначается, либо вызывается по желанию. Когда Робот выбран, он отходит в сторону или выходит за дверь. Педагог вместе с детьми определяет путь Робота (направление движения и количество шагов, например, не менее 2 и не более 5, темы вопросов). Затем дети прячут какой-либо предмет: игрушку, книги и т. д. Руководя Роботом, дети должны привести Робота к месту, где спрятан предмет. Входит Робот, встает у двери. Все дети по очереди дают задание Роботу. Игра заканчивается тогда, когда Робот доходит до назначенного места и находит спрятанный предмет. Легко ли было управлять Роботом? Чтобы, управлять роботом, нужно для него создать четкую программу действий.   2. Робот может двигаться не только по панелям, но и по другим поверхностям, например, по разлинованной на квадраты бумаге (лабиринт с экзотическими фруктами) На поле спрятаны разные экзотические фрукты. Робот Боли должен собрать все фрукты и вернуться к месту старта. Задайте программу для робота с помощью условных знаков (зарисовать знаки на листочке). Дети делятся на 2 команды и выполняют задание.   3. Команды рассказывают, используя нарисованные схемы, как двигался робот Ботли во время сбор экзотических фруктов.   4.Легко ли было управлять роботом при сборе экзотических фруктов?  Кому понравилось больше управлять роботом?  Кому понравилось больше задавать программу для робота? Умение находить оптимальный путь до правильного ответа, составлять программу для робота для движения его к цели.

 

                                                                                            Тема встречи № 4: «Футбол для роботов»

Цель: Формирование умения алгоритмизации робота при прокладывания пути

Задачи:

ü Дидактическая: продолжать закреплять составлять программу для робота Ботли, используя при этом наглядные карточки, при игре в футбол.

ü Развивающая: развивать умение вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, умение договариваться, помогать друг другу.

ü Воспитательная: воспитывать самостоятельность при составлении программы для движения робота к цели.

 

Этап Содержание Предполагаемый результат
Вводный     Основной     Заключительный 1.Роботы также, как и дети, любят играть и соревноваться. Наши роботы Ботли хотят сыграть в известную спортивную игру футбол. Но программы для этой игры у них нет. Сможете ли вы им помочь создать программу. Необходимо от середины поля роботу Ботли провести мяч до ворот соперника, сделав 5 движений. Движение может состоять как из одного шага (команды), так и из 2-3. Например: 2 шага вперед или 1 шаг направо, 2 шага прямо, 1 шаг направо. Чья команда быстрее забьет гол в ворота, та будет победителем в соревнованиях по программированию.   2.Определение местонахождения «своего» робота Ботли на футбольном поле. Составление программы прохождения пути робота для «соперников». – 5-7 минут 3. Прохождение пути от центра поля до ворот по алгоритму, созданному «соперниками»   4. Итог. Награждение победителей.      Умение алгоритмизации робота при прокладывании пути для  забивания мяча в цель.

 

 


                                                                                                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ

    

 

                 Изображение 1. Так выглядит компьютерная программа, созданная программистом

 

 

 


                       Изображение 3. Программисты создают и программы для роботов.


       

 

 

 

 

 


        Изображение 2. Что нужно программисту для работы?

     

 

 


Эта профессия появилась меньше 100 лет назад, когда создавалась                                Человек, выбравший эту профессию, должен много знать о компьютерах

первая электронно-вычислительная машина, похожая на огромный калькулятор.          и компьютерных программах, знать английский, уметь логически мыслить.  

                                                                                                                                                     Важное качество программиста – внимательность, потому что программы с           

                                                                                                                                                  ошибками работать не будут.

 


     


 

                                                                                                                                                                 Приложения.








Карта – схема расположения экзотических фруктов

МАНГО     КИВИ
  БАНАН      
      ПАПАЙЯ
    СТАРТ МАРАКУЙЯ      

Схема движения:

3 шага вперед - манго

1 шаг направо, 3 шага направо - маракуйя

2 шага назад, 1 шаг налево- банан

1 шаг налево, 2 шага направо 0- киви

2 шага направо - папайя

1 шаг вперед, 5 шагов направо - финиш

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: