Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный
лесотехнический университет имени С. М. Кирова»
(СПбГЛТУ)
Институт леса и природопользования
Кафедра защиты леса, древесиноведения и охотоведения
Допускаю к защите Заведующий кафедрой защиты леса, древесиноведения и охотоведения А.В. Селиховкин 25.07.2020. |
Отчёт по учебной практике
«Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (лесная фитопатология и защита леса)»
Место прохождения практики: кафедра защиты леса, древесиноведения и охотоведения
Разработали: студенты 2-го курса очной формы обучения, направления подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
№ п/п | Ф.И.О. | Подпись | Академическая группа | № зачётной книжки | Оценка |
1 | ЛПб-ЭКПР-18-1 | ||||
2 | ЛПб-ЭКПР-18-1 | ||||
3 | ЛПб-ЭКПР-18-1 | ||||
4 | ЛПб-ЭКПР-18-1 | ||||
5 | ЛПб-ЭКПР-18-1 |
Руководитель
|
|
Практики
Е.Ю. Варенцова |
25.07.2020
Санкт-Петербург 2020
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный
лесотехнический университет имени С. М. Кирова»
(СПбГЛТУ)
Кафедра защиты леса, древесиноведения и охотоведения | УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой А.В. Селиховкин 22.07.2020. |
ЗАДАНИЕ
на Учебную практику. Практику по получению первичных профессиональных умений и навыков (лесная фитопатология и защита леса)
Студентам группы ЛПб-ЭКПР-18-1
Институт: ИЛИП
Направление: 05.03.06 Экология и природопользование
Профиль: Природопользование
Форма обучения: очная
Место прохождения практики: кафедра защиты леса, древесиноведения и охотоведения
Сроки прохождения практики: 22–25 июля 2020 г.
Целью практики является закрепление знаний, полученных студентами при изучении курса «Лесная фитопатология и защита леса», ознакомление с основными видами фитопатогенных организмов, в первую очередь, вызывающими инфекционные заболевания, приводящие к гибели древесных пород в питомниках, культурах и в насаждениях; методами и приёмами осуществления лесопатологических обследований, проведение работ по фитопатологическому мониторингу; натурное ознакомление с типами болезней в древостоях различного состава, возраста, типов леса. Приобретение студентами навыков сбора гербарных образцов, и определения повреждений, наносимых фитопатогенными организмами древесным растениям.
|
|
В 2020 г. практика проводится в дистанционном формате.
Студенты формируют бригаду из своей академической группы.
Задание напрактику:
1. Ознакомиться с основными типами болезней и повреждений деревьев – повторить презентации из общего курса по фитопатологии:
Лекция 9: «Листовые инфекции и поражения хвои»; «Некрозно-раковые заболевания»;
ЛР-10: «Дереворазрушающие грибы»; «Трутовики»;
ЛР-11: «Болезни, вызываемые ржавчинными грибами».
2. Составить перечень типов болезней, проиллюстрировать примерами: 3–5 рисунков или фото, желательного небольшого размера, с указанием источника – страница, откуда взято, авторство. Авторские фотографии повреждений, сделанные вами в природе, повысят оценку работы.
3. Дать письменную характеристику 10 видов патогенов, повреждающих разные органы определённого древесного растения (см. ниже): систематическое положение (класс, семейство, род или вид) или наиболее часто встречаемые повреждения различных органов растения в результате хозяйственной деятельности, под воздействием рекреационной нагрузки и т.д.; указать характер повреждения растения, возраст повреждаемого растения, меры борьбы и т.д. Авторские фотографии патогенов и повреждений, сделанные вами в природе, повысят оценку работы.
Вид древесного растения выбираем по последней цифре зачетки руководителя бригады:
0 – ель 1 – вяз 2 – сосна
3 – ива 4 – береза 5 – осина
6 – липа 7 – дуб 8 – ясень
9 – тополь
4. Заполнить отчет по приложенной форме, прислать на проверку по адресу varentsova.elena@mail.ru:
название файла: ИЛИП_Фамилия_бригадира,
тема письма: ИЛИП_Фамилия_бригадира.
Не удалять никакие разделы (задание, заключение, отзывы (отзывы должны быть на каждого члена бригады).
5. По принятому отчёту вам придет инструкция, как его правильно разместить в портфолио.
6. Принятый отчет разместить в портфолио, прислать принт-скрин из портфолио по адресу musolin@gmail.com.
Результаты освоения ООП (компетенции), на формирование которых ориентировано прохождение практики:
Код | Результат освоения ООП (компетенция) |
ОПК-2 | владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользования; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации |
ПК-1 | способностью осуществлять разработку и применение технологий рационального природопользования и охраны окружающей среды, осуществлять прогноз техногенного воздействия, знать нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения ресурсопользования в заповедном деле и уметь применять их на практике |
ПК-15 | владением знаниями о теоретических основах биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов |
Планируемые результаты изучения практики (знания, умения и навыки, опыт деятельности в данной области), необходимые для формирования результатов освоения ООП (компетенций), указанных выше:
Для формирования компетенции ОПК-2 обучающийся должен:
Знать: | - основные термины и определения; - морфологию, биологию и экологию основных хозяйственных групп фитопатогенных организмов; - видовой состав возбудителей основных типов инфекционных болезней леса; - основные понятия систематики грибов; - методы отбора и анализа биологических проб. |
Уметь: | - исследовать компоненты лесных биоценозов; - определять в полевых условиях систематическую принадлежность фитопатогенных организмов, прежде всего, грибов; - определять степень пораженности древесных растений; - отбирать и анализировать степень поражения. |
Владеть: | - основными методами определения систематической принадлежности грибов и других фитопатогенных организмов; - методами учета и определения вредоносности фитопатогенными организмами; - навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации. |
|
|
Для формирования компетенции ПК-1 обучающийся должен:
Знать: | - технологии рационального природопользования и охраны окружающей среды, в т.ч. методы защиты леса; - нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения ресурсопользования, в т.ч. проведения лесопатологического обследования; |
Уметь: | - применять технологии рационального природопользования и охраны окружающей среды, в т.ч. методы защиты леса; - применять на практике нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения ресурсопользования, в т.ч. проведение лесопатологического обследования. |
Владеть: | - теоретическими основами прогноза техногенного воздействия и его влияния на развитие фитопатогенных организмов, прежде всего, грибов. |
Для формирования компетенции ПК-15 обучающийся должен:
Знать: | - основные компоненты лесных и урбо-экосистем, в т.ч. фитопатогенные организмы; - основы биологии фитопатогенных организмов, прежде всего, грибов |
Уметь: | - применять современные методы исследования лесных и урбо-экосистем |
Владеть: | - теоретическими основами биологии фитопатогенных организмов |
Наименование этапов (разделов) практики и их содержание
Этапы (разделы) практики и их содержание | Трудо-ем-кость, дни
| Результаты обучения по практике | |||
1. Подготовительный этап В составе бригады ознакомление с целью, задачами и программой практики. с видовым составом грибов и наносимыми ими повреждениями по презентациям и литературным источникам. | 9 ч | Знать: - базовые методы геохимических и геофизических исследований, в т.ч. лесопатологических обследований. Уметь: - обрабатывать, анализировать и синтезировать полевые и лабораторные экологические информации, в том числе результаты лесопатологических обследований. Владеть: - теоретическими основами прогноза техногенного воздействия и его влияния на развитие вредителей и болезней леса, вызываемых фитопатогенными организмами, прежде всего, грибами; - методами геохимических и геофизических исследований, в т.ч. лесопатологических обследований; - - методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации, в том числе результатов лесопатологических обследований. | |||
2. Основной этап 1 Составление переченя типов болезней, проиллюстрировать примерами: 3–5 рисунков или фото, желательного небольшого размера, с указанием источника – страница, откуда взято, авторство. Авторские фотографии повреждений, сделанные вами в природе, повысят оценку работы.
| 9 ч | Знать: - базовые методы геохимических и геофизических исследований, в т.ч. лесопатологических обследований; - нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения ресурсопользования, в т.ч. проведения лесопатологического обследования; Уметь: - применять технологии рационального природопользования и охраны окружающей среды, в т.ч. методы защиты леса; - применять на практике нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения ресурсопользования, в т.ч. проведение лесопатологического обследования: - обрабатывать, анализировать и синтезировать полевые и лабораторные экологические информации, в том числе результаты лесопатологических обследований. Владеть: - теоретическими основами прогноза техногенного воздействия и его влияния на развитие вредителей и болезней леса, вызываемых фитопатогенными организмами, прежде всего, грибами; - методами геохимических и геофизических исследований, в т.ч. лесопатологических обследований; - методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации, в том числе результатов лесопатологических обследований | |||
3. Основной этап 2 Письменная характеристика 10 видов патогенов, повреждающих разные органы древесного растения: систематическое положение (класс, семейство, род или вид) или наиболее часто встречаемые повреждения различных органов растения в результате хозяйственной деятельности, под воздействием рекреационной нагрузки и т.д.; указать характер повреждения растения, возраст повреждаемого растения, меры борьбы и т.д. Авторские фотографии патогенов и повреждений, сделанные вами в природе, повысят оценку работы.
| 9 ч | Знать: - базовые методы геохимических и геофизических исследований, в т.ч. лесопатологических обследований. - технологии рационального природопользования и охраны окружающей среды, в т.ч. методы защиты леса; - нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения ресурсопользования, в т.ч. проведения лесопатологического обследования; Уметь: - - применять технологии рационального природопользования и охраны окружающей среды, в т.ч. методы защиты леса; - применять на практике нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения ресурсопользования, в т.ч. проведение лесопатологического обследования: - обрабатывать, анализировать и синтезировать полевые и лабораторные экологические информации, в том числе результаты лесопатологических обследований. Владеть: - теоретическими основами прогноза техногенного воздействия и его влияния на развитие вредителей и болезней леса, вызываемых фитопатогенными организмами, прежде всего, грибами; - методами геохимических и геофизических исследований, в т.ч. лесопатологических обследований; - методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации, в том числе результатов лесопатологических обследований | |||
4. Заключительный этап подготовка отчета, сдача зачета преподавателю побригадно. Итогом практики является отчет, на основании которого студенты получают зачет | 9 ч | Знать: -технологии рационального природопользования и охраны окружающей среды, в т.ч. методы защиты леса; Уметь: - применять технологии рационального природопользования и охраны окружающей среды, в т.ч. методы защиты леса; - - обрабатывать, анализировать и синтезировать полевые и лабораторные экологические информации, в том числе результаты лесопатологических обследований. Владеть: -теоретическими основами прогноза техногенного воздействия и его влияния на развитие вредителей и болезней леса, вызываемых фитопатогенными организмами, прежде всего, грибами. | |||
Учебная практика представляет собой самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя (4 дня). Студенческая группа разбивается на бригады по 5–7 человек в каждой. Бригада выбирает руководителя (бригадира). Студенты получают комплект документов в СДО (https://edu.spbftu.ru/course/view.php?id=1988).
В последний день практики по мере готовности студентов бригады дистанционно сдают отчет руководителю практики и получают зачет с отметкой в зачетной книжке.
Отчет включает следующие основные структурные элементы:
- титульный лист с подписью каждого студента;
- оглавление;
- задание с подписью каждого студента
- основная часть (введение, отражающее цели и задачи практики, краткая методика проведенных исследований, иллюстрированный перечень повреждений, иллюстрированное описание вредителей, согласно заданию).
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения (эскизы, схемы, фотографии, таблицы, документы и т.д., при необходимости);
- отзыв руководителя отдельно на каждого студента с подписями.
Задание составлено:
Е.Ю. Варенцова
С заданием ознакомлены:
бригадир _______________ /______________________________/
члены бригады _______________ /______________________________/
_______________ /______________________________/
_______________ /______________________________/
_______________ /______________________________/
_______________ /______________________________/
_______________ /______________________________/
_______________ /______________________________/
22 июля 2020 г.
Пояснительная записка (отчет)
– содержание
– текст, таблицы, по 3-5 фото и т.д.
за ней идут:
– общее заключение,
– отзыв на КАЖДОГО студента (нужно вписать фамилию в каждый лист).
Содержание:
1. Титульный лист
2. Видовой состав патогенных грибов на хвойных деревьях и кустарниках.
3. Видовой состав патогенных грибов на лиственных деревьях и кустарниках.
4. Болезни ели, вызванные патогенами
5. Справочные материалы
6. Заключение
Видовой состав патогенных грибов на хвойных деревьях и кустарниках.
1. Отдел Ascomycota.
Возбудители болезней | Вызываемая болезнь |
Cenangium abietis Pers. | Ценангиевый некроз |
Cyclaneusma minus (Butin) | Пожелтение хвои |
Lophodermium juniperinum | шютте |
L. macrosporum Rehm | - |
L. pinastri Chev. | Обыкновенный шютте |
Scleroderris lagerbergii Gremm | Побеговый рак |
Valsa friesii Sacc. | Некроз |
2. Отдел Basidiomycotа.
Cronartium ribicola | Пузырчатая ржавчина стволов |
Gymnosporangium sabinae | Ржавчина стволов |
3. Отдел Deuteromycota.
Ascochyta piniperda | Некроз побегов |
Brunchorstia pinea | Побурение хвои (побеговый рак) |
Camarosporium picastrum | Некроз |
Ceuthospora abietina Delacr | Побурение хвои |
Cytospora pinastri F | Побурение хвои, некроз |
Dothistroma septospora (Doroguin) Morelet | Красная пятнистость хвои (дотистромоз) |
Неndersonia acicola Munch. et Tub | Побурение хвои |
H. notha Sacс | ---- |
Leptostroma pinastri Desm | Обыкновенное шютте |
Megaloseptoria mirabilis | Отмирание почек |
Pestalotiopsis funerea | Побурение хвои, некроз |
Sphaeropsis sapinea | Побурение хвои, некроз стволов и ветвей |
Phoma eguttulata | Побурение хвои |
Видовой состав патогенных грибов на лиственных деревьях и кустарниках.
1. Отдел Ascomycota
Возбудители болезней. | Вызываемая болезнь |
Cucurbitaria caraganae | Некроз |
Dothidella ulmi | Чёрная пятнистость |
Microsphaera | Мучнистая роса |
Ophiostoma ulmi | Голландская болезнь |
Taphrina bullata | Деформация листьев |
Uncinula flexuosa | Мучнистая роса |
2. Отдел Basidiomycota.
Возбудители болезней | Вызываемая болезнь |
Chondrostereum purpureum | Белая гниль |
Cumminsiella sanguinea | Ржавчина |
Irpex lacteus | Белая гниль |
3. Отдел Deuteromycotа.
Возбудители болезней | Вызываемая болезнь |
Ascochyta piricola Sacc | Сероватая пятнистость |
A. borjomi Bond. | Охряная пятнистость |
Camarosporium caraganae Karst | Некроз |
Colletotrichum gloeosporioides | Бурая пятнистость |
Coryneum longestipitatum Berl | Некроз |
Diplodina tatarica Allesch | Диплодиевый некроз |
И другие возбудители болезней у растений.
1. Шютте
2. Ржавчина стволов
4. Белая гниль
5. Голландская болезнь
6. Некроз
7. Мучнистая роса
Болезни ели
- Болезни хвои
1. Обыкновенное шютте. (возбудитель – гриб Lirula macrospora). Поражаются разные виды ели. Летом хвоя приобретает бурый или красно-бурый цвет, на ее нижней стороне образуются плодовые тела гриба, имеющие вид черных удлинённых, плоских или выпуклых подушечек, вытянутых до половины длины хвои и больше.
2. Низинное шютте. (возбудитель – гриб Lophodermium piceae- Род грибов семейства Rhytismataceae). Летом поражённая хвоя приобретает красно-бурую окраску, на ее обеих сторонах образуются плодовые тела гриба в виде округло-овальных, черных, выпуклых подушечек длиной до 1,5 мм, отделённых друг от друга тонкими черными поперечными линиями.
3. Побурение (возбудитель – гриб Rhizosphaera kaekhoffii). Осенью поражённая хвоя приобретает светло-коричневую или ржаво-красную окраску. Весной с нижней стороны хвои образуется спороношение гриба, имеющее вид мелких черных точек, расположенных цепочками вдоль средней линии.
4. Северная ржавчина (возбудитель – гриб Chrysomyxa ledi). В начале лета на нижней стороне хвои появляется спороношение гриба в виде оранжевых цилиндрических мелких пузырьков, часто сплошь покрывающих хвою.
5. Золотистая ржавчина (возбудитель – гриб Chrysomyxa abietis). Во второй половине лета на нижней стороне хвои развивается спороношение гриба в виде ярко-оранжевых плоских восковидно-бархатистых подушечек длиной до 1 см.
6. Бактериальная водянка (возбудитель – бактерия Erwinia multivora). На стволах наблюдается обильное смолотечение. Позже образуются продольные, прямые или слегка извилистые трещины в коре и древесине, из которых в виде черных потёков выступает жидкость. Поражённая древесина стволов и ветвей пропитана жидкостью и издаёт характерный кислый запах. Хвоя буреет и быстро опадает.
7. Пёстрая ядровая гниль корней и стволов (возбудитель – корневая губка – Heterobasidion annosum). Гниль ядровая, пёстрая, ямчато-волокнистая, развивается в корнях и на стволах,
поднимаясь на высоту до 3–4 м и более. Поражённая древесина отделяется от здоровой серо-фиолетовым кольцом. Плодовые тела гриба многолетние деревянистые, преимущественно распростёртые, сверху коричневые или бурые, снизу светло-жёлтые. Их можно обнаружить на корнях, у основания стволов, на пнях.
8.Бурая ядровая гниль корней и стволов (возбудитель – трутовик Швейница – Phaeolus schweinitzii). Гниль ядровая бурая призматическая развивается в корнях и комлевой части стволов, поднимаясь на высоту 2–3 м. Плодовые тела однолетние, в виде жёлто- или темно-коричневых, воронковидных крупных шляпок на центральных ножках. Они образуются у основания стволов, на корневых лапах, на пнях.
9. Белая заболонная гниль корней и стволов (возбудитель – опёнок осенний – Armillaria mellea). Гниль белая волокнистая с тонкими черными извилистыми линиями, развивается в корнях и на стволах, поднимаясь на высоту 2–3 м и более. Под корой образуются белые веерообразные плёнки грибницы и темно-бурые, почти черные, ветвящиеся шнуры (ризоморфы), которые служат характерными признаками болезни. Главным признаком поражения опёнком являются плодовые тела гриба, которые образуются большими группами на корнях, стволах и пнях. Они имеют вид однолетних желтовато-бурых шляпок на длинных ножках.
10. Пёстрая ядровая гниль стволов и ветвей (возбудитель – еловая губка – Porodaedalea chrysoloma). Гниль бурая с белыми продолговатыми пятнами, ямчато-волокнистая, отделяющаяся от здоровой древесины бурым или темно-коричневым кольцом, заметным на поперечном срезе. Плодовые тела многолетние, деревянистые, распростёртые или распростёрто-отогнутые, коричневые или желтовато-коричневые, трещиноватые. Образуются на стволиках и с нижней стороны ветвей.
Использованные материалы:
http://yandex.ru (фотографии)
«ГРИБНЫЕ БОЛЕЗНИ ДРЕВЕСНЫХ ИНТРОДУЦЕНТОВ В НАСАЖДЕНИЯХ МОСКВЫ И ПОДМОСКОВЬЯ» Лесной вестник (5-2009)г.
Www.Progrib.ru
Заключение
В результате прохождения учебной практики. Практики по получению первичных профессиональных умений и навыков профессиональной деятельности по «Лесной фитопатологии и защите леса» были закреплены знания, полученные при изучении курса, освоен ряд компетенций, на формирование которых ориентировано прохождение практики.
В подготовительный этап практики мы ознакомились с основным видовым составом возбудителей болезней растений древесных пород, факторами, влияющими на ослабление и способствующие заражению древесных пород по презентациям и литературным источникам (ОПК-2).
На основном этапе практики в процессе самостоятельной работы мы составили перечень основных типов болезней древесных пород в разном возрасте и дали письменную характеристику 10 видов патогенов, повреждающих разные органы древесного растения: систематическое положение (ОПК-2, ПК-1).
На заключительном этапе практики мы обобщили полученные материалы практики, подготовили и сдали отчет. Мы самостоятельно изучили (по презентациям и литературным источникам) особенности биологии основных патогенов древесных растений и способы борьбы с ними (ПК-15).
ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ
Обучающийся ИЛИП 2-го курса очной формы обучения Кнейб Е.Н (Ф.И.О.) проходил Учебную практику. Практику по получению первичных профессиональных умений и навыков (лесная фитопатология и защита леса) на кафедре защиты леса, древесиноведения и охотоведения.
За время прохождения учебной практики проявил себя как добросовестный студент с высоким уровнем теоретической подготовки. Отличается коммуникабельностью, исполнительностью и ответственностью.
Программа практики выполнена полностью. В процессе практики студентом освоены следующие профессиональные компетенции: ОПК-2 - владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользования; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации; ПК-1 - способностью осуществлять разработку и применение технологий рационального природопользования и охраны окружающей среды, осуществлять прогноз техногенного воздействия, знать нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения ресурсопользования в заповедном деле и уметь применять их на практике; ПК-15 - владением знаниями о теоретических основах биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов
В результате прохождения практики студент ______________________________
Знает:
- базовые методы геохимических и геофизических исследований, в т.ч. лесопатологических обследований;
- технологии рационального природопользования и охраны окружающей среды, в т.ч. методы защиты леса;
Умеет:
- применять технологии рационального природопользования и охраны окружающей среды, в т.ч. методы защиты леса;
- обрабатывать, анализировать и синтезировать полевые и лабораторные экологические информации, в том числе результаты лесопатологических обследований.
Владеет:
- теоретическими основами прогноза техногенного воздействия и его влияния на развитие вредителей и болезней леса, вызываемых фитопатогенными организмами, прежде всего, грибами;
- методами геохимических и геофизических исследований, в т.ч. лесопатологических обследований;
- методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации, в том числе результатов лесопатологических обследований.
Оценка______________.
Руководитель: Е.Ю. Варенцова
25.07.2020