Тема 1.5 История философии эпохи возрождения и нового времени

 

Возрождение и Новое время: тип философствования - деятельностный, философский интерес - человек и общество (интерес к человеку и обществу). Человечество впервые осознало, что оно обречено жить в пределах одного исторического пространства и времени. Европа с XV в. осуществила всемирную экспансию и поняла, что не одна в мире. Сменившая у власти монархов буржуазия несла новую идеологию: вопросы о месте человека в мире, о новой системе управления обществом - идею народовластия, республики. В борьбу включилась социалистическая идея. Все это отражалось в философской мысли. Человек - автономно мыслящий субъект, нуждающийся в новом юридическом мировоззрении для обоснования и защиты прав гражданина.

Философия Возрождения характеризуется неприятием католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт + польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук (физика, химия, биология, астрономия, география, геология, экология). В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику — природа трактуется пантеистически (философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее Бога и мир). Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

Гуманизм (человечность) — система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, все материальные и нематериальные ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной. Представители: Леонардо да Винчи, Жан Боден, Томас Элиот, Иоганн Рейхлин и д.р.

Основная проблема философии Возрождения: человек, проблемы государства.

Основные особенности философии Возрождения:

1. Антропоцентризм – учение о том, что человек –центр мира.

2. Гуманизм – человек –высшая ценность.

3. Антисхоластика – мировоззрение, направленное против злоупотребл ений Церкви, представители (Георгий Гемист Плифон) данного направления выступали за отделение Церкви от государства, а также развитие светского образования.

4. Постулирование творчество сущности человека - он никому не подражает: ни богу, ни природе, он сам творит.

5. Личностно материальное положение мира: все существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.

6. Посюсторонность – акцент на земной, а не на потусторонний жизни человека.

Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский философ, один из последних представителей философии эпохи Возрождения. Придерживался пантеизма, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. Призывал познавать не Бога, а саму природу, являющуюся «Богом в вещах». Высказывал идею диалектического единства противоположностей (на бесконечности прямая смыкается в окружность, периферия совпадает с центром, материя сливается с формой). Единицей сущего считал монаду (согласно пифагорейцам, обозначала «божество», или «первое существо», «единицу» или «единое, как неделимое».), в деятельности которой оказываются единое телесное и духовное, объект и субъект. Самой главной и единственной единицей измерения является Бог.

Философия Нового времени —характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально- математ ического мировоззрения. Этот период также называют эпохой научной революции.

Основная проблема философии Нового времени: роль разума в познавательной деятельности человека.

Основные особенности Нового времени:

· Наукоцентризм – стремление научно объяснять все происходящее в мире.

· Логоцентризм – опора философии на логику.

· Математизация мышления.

Философия 17 и 18 веков разделяются на две основные группы:

1. Рационалисты, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых «врождённых идей», присутствующих в уме.

2. Эмпиристы, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Представители эмпиризма (сенсуализма): Френсис Бэкон, Джон Локк, Томас Бокс.

Френсис Бэкон (1561 - 1626 эмпирист) - Он считается основоположником методологии экспериментального естествознания. Указал на значимость опыта в постижении истины. Считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам». Постижение законов природы возможно путём анализа и обобщения отдельных проявлений, то есть с помощью индукции. Был глубоко верующим человеком, разделял науку на теологию (занимающуюся изучением высшего, познать которое невозможно умом, а возможно лишь через божественное откровение) и философию (изучающую природу с помощью опыта и разума).

Томас Гоббс (1588 - 1679 эмпирист) — английский философ, автор трактата «Левиафан». Приверженец сенсуализма и фатализма, рассматривал волю как «силу природы». Был сторонником механи сти ческой картины мира, согласно которой объективно существуют лишь тела, а такие характеристики как размер, вес и т. п. субъективны. Признавал существование Бога как «энергию мироздания, как первопричину всего сущего», но при этом не вмешивающуюся в земные дела. Основной предмет его философии — человек как гражданин государства. Считает, что государство было создано в результате общественного договора, но потом отошло от людей и стало над ними господствовать. Суть добра и зла определяет государство, а остальные люди должны этих критериев придерживаться.

Рене Декарт (1596 - 1650 рационалист) — французский математик и философ, ставил во главу всего - разум, а опыт считал лишь инструментом, подтверждающим выводы разума. Впервые ввел идеи эволюции, но доказывал их исходя исключительно из механистических представлений. Одно из центральных мест его философии занимает проблема поиска истины и метода, с помощью которого возможно получение достоверного знания. Широко известно его знаменитое рассуждение по этому вопросу, завершающееся знаменитым высказыванием: «Я мыслю, следовательно, я существую».

 

Политическая философия — раздел философии, изучающий идеи, относящиеся к политике, политическим ценностям, сущности политической действительности. Является областью знаний, которая изучает политику как целое, её природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью и разрабатывает идеалы, а также общие критерии оценки политики.

Объект политической философии — политическая рефлексия. Предмет — основные понятия политической рефлексии («обращение назад»). Субъектом политической рефлексии может быть один индивид, партия, народ.

Жан-Жак Руссо (1812 – 1878) считает, что развитие культуры ведет к деградации человека и общества, науки и искусства являются причиной упадка нравственности, а культ разума заменяет сердечность. Критикуя цивилизацию, он призывает: «Назад к природе!». Руссо критикует не только официальную религию, но и атеизм. Руссо отстаивает интересы и достоинство самых бедных слоев населения. Борясь за свободу и равенство, он выдвигает гипотезу о причине происхождения неравенства, а также предлагает свою программу преобразования общества, основанную на народовластии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: