Занятие 2: Типология стран современного мира.
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие о типологии стран современного мира, изучить формы правления и административно-территориального устройства;
Воспитательные: формирование и развитие научного мировоззрения, выявление взаимосвязей между разделами географии, взаимосвязи географии с другими науками;
Развивающие: развитие познавательного интереса у студентов, развитие внимания, памяти, самостоятельности;
Оборудование: политическая карта мира, атлас по географии за 10 класс «Экономическая и социальная география мира» (у каждого студента).
Тип занятия: изучение нового материала.
Структура занятия:
№ п/п | Компонент занятия | Длительность |
1. | Организационный момент | 5 минут |
2. | Подготовка к восприятию и изучению нового материала | 5 минут |
3. | Изучение нового материала | 60 минут |
4. | Проверка усвоения (понимания) новых знаний | 15 минут |
5. | Домашнее задание | 5 минут |
Ход занятия.
1. Организационный момент
Приветствие студентов, проверка присутствующих.
2. Подготовка к восприятию и изучению нового материала.
Объяснение задач занятия студентам.
3. Изучение нового материала
Типология стран.
Вотличие от классификации (группировки) стран, основанной преимущественно на количественных показателях, в основу типологии обычно берутся более важные качественные признаки, определяющие место той или иной страны на политической и экономической карте мира.
В свою очередь, они также могут быть различными и учитывать уровень социально-экономического развития стран, их политическую ориентацию, степень демократизации власти, включенности в мировую экономику и др.
До начала 90-х гг. все страны мира было принято подразделять на три типа: 1) социалистические, 2) развитые капиталистические и 3) развивающиеся. После фактического распада мировой социалистической системы на смену этой типологии пришли другие. Одна из них, также трехчленная, подразделяет все страны мира на экономически развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой, т. е. осуществляющие переход от планово-централизованной к рыночной экономике (это прежде всего так называемые постсоциалистические страны Восточной Европы и СНГ, а также Китай).
Наряду с этим широко применяется и двучленная типология с подразделением всех стран на экономически развитые и развивающиеся. Основным критерием при такой типологии служит уровень социально-экономического развития того или иного государства, выраженный через показатель валового внутреннего продукта из расчета на душу населения.
Валовой внутренний продукт (ВВП)—показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год (в долларах США).
В последнее время Организация Объединенных Наций (ООН) и другие международные организации начали применять новый синтетический показатель уровня социально-экономического развития стран мира — так называемый индекс человеческого развития (ИЧР). Он учитывает не только уровень душевых доходов людей, но и среднюю продолжительность их жизни, а также уровень их образованности. Самые высокие показатели ИЧР имеют Канада, США и Япония, самые низкие — африканские страны Сомали, Сьерра-Леоне и Нигер. Россия в этом перечне замыкает группу стран с высоким уровнем ИЧР.
Мы за основу типологии стран мира принято подразделение их на: 1) экономически развитые и 2) развивающиеся.
Экономически развитые страны. К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Все они отличаются более высоким уровнем экономического и социального развития и соответственно валового внутреннего продукта из расчета на душу населения. Однако эта группа стран отличается довольно значительной внутренней неоднородностью и в ее составе можно выделить четыре подгруппы.
Первую из них образует «большая семерка стран Запада», в которую входят США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Канада. Это страны-лидеры западного мира, отличающиеся наибольшими масштабами экономической и политической деятельности.
Пример. На долю стран «семерки» приходится около 50% мирового валового национального продукта и промышленного производства, свыше 25% сельскохозяйственной продукции. ВВП из расчета на душу населения составляет в них от 20 до 30 тыс. долларов.
Ко второй подгруппе можно отнести менее крупные страны Западной Европы. Хотя политическая и экономическая мощь каждой из них не столь велика, в целом они играют большую, все возрастающую, роль в мировых делах. ВВП из расчета на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах «большой семерки».
Третью подгруппу образуют внеевропейские страны — Австралия, Новая Зеландия и Южно-Африканская Республика (ЮАР). Это бывшие переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, которые фактически не знали феодализма, да и в наши дни отличаются некоторым своеобразием политического и экономического развития. Обычно к этой группе причисляют и Израиль.
Четвертая подгруппа находится еще в стадии формирования. Она образовалась в 1997 г., после того как в разряд экономически развитых были переведены такие страны и территории Азии, как Республика Корея, Сингапур и Тайвань. Эти государства вплотную приблизились к другим экономически развитым странам по показателю ВВП на душу населения. Они обладают широкой и разнообразной структурой экономики, включая быстро растущий сектор обслуживания, активно участвуют в мировой торговле.
Развивающиеся страны.
Кразвивающимся странам относятся около 150 стран и территорий, которые вместе занимают более половины площади земной суши и концентрируют около 3/5 мирового населения. На политической карте мира эти страны охватывают обширный пояс, простирающийся в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании к северу и особенно к югу от экватора. Некоторые из них (Иран, Таиланд, Эфиопия, Египет, страны Латинской Америки и другие) обладали независимостью еще задолго до второй мировой войны. Но большинство завоевало ее в послевоенный период.
Огромный разноликий мир развивающихся стран (когда существовало деление на мировую социалистическую и капиталистическую системы, его обычно называли «третьим миром») внутренне очень неоднороден, и это затрудняет типологию входящих в него стран. Подобные типологии предлагались многими учеными, но ни одна из них не стала общепринятой. Тем не менее хотя бы в первом приближении развивающиеся страны можно подразделить на шесть следующих подгрупп.
Первую из них образуют так называемые ключевые страны — Индия, Бразилия и Мексика, которые обладают очень большим природным, людским и экономическим потенциалом и во многих отношениях являются лидерами развивающегося мира.
Пример. Три эти страны производят почти столько же промышленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые. Но ВВП из расчета на душу населения в них значительно ниже, чем в экономически развитых странах, а в Индии, например, составляет 350 долларов.
Во вторую группу входят некоторые развивающиеся страны, также достигшие относительно высокого уровня социально-экономического развития и имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1 тыс. долларов. Больше всего таких стран в Латинской Америке (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.), но они есть также в Азии и в Северной Африке.
К третьей подгруппе можно отнести так называемые новые индустриальные страны. В 80-х и 90-х гг. они добились такого скачка в своем развитии, что получили прозвище «азиатских тигров». В «первый эшелон» таких стран и вошли Республика Корея, Сингапур, Тайвань, а также Гонконг. А ко «второму эшелону» обычно относят Малайзию, Таиланд, Индонезию.
Четвертую подгруппу образуют нефтеэкспортирующие страны, в которых благодаря притоку «нефтедолларов» душевой ВВП достигает 10, а то и 20 тыс. долларов. Это прежде всего страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Иран), также Ливия, Бруней и некоторые другие страны.
В пятую, самую большую подгруппу входит большинство «классических» развивающихся стран. Это страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год. В них преобладает довольно отсталая многоукладная экономика с сильными феодальными пережитками. Больше всего таких стран в Африке, но они есть также в Азии и Латинской Америке.
Шестую подгруппу образуют примерно 40 стран (с общим населением более 600 млн человек), которые по классификации ООН относятся к наименее развитым странам (иногда их называют «четвертым миром»), В них преобладает потребительское сельское хозяйство, почти нет обрабатывающей промышленности, 2/3 взрослого населения неграмотно, а среднедушевой ВВПсоставляет всего 100—300 долларов в год.
Пример. ВАзии к этой подгруппе относятся Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен, в Африке — Мали, Нигер, Чад, Эфиопия, Сомали, Мозамбик, в Латинской Америке — Гаити. Последнее место даже среди них занимает Мозамбик с душевым ВВП80 долларов в год (или немногим более 20 центов в день).
Страны с переходной экономикой.
Включение в данную двучленную типологию постсоциалистических стран с переходной экономикой представляет определенные трудности. По своим социально-экономическим показателям большинство стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия и др.), а также страны Балтии, безусловно, относятся к экономически развитым. Среди стран СНГ были и экономически развитые (Россия, вместе с ведущими странами Запада образующая «большую восьмерку» стран мира, Украина и др.), и страны, занимающие как бы промежуточное положение между развитыми и развивающимися. Такое же противоречивое положение занимает в этой типологии и Китай, который имеет свои особенности как в политическом строе (социалистическая страна), так и в социально-экономическом развитии. В последнее время Китай, развивающийся очень высокими темпами, стал поистине великой державой не только в мировой политике, но и в мировом хозяйстве. Но душевой ВВПв этой стране с огромным населением составляет всего 500 долларов.
Основные формы правления.
Государственный строй любой страны характеризуется прежде всего формой правления. Существуют две основные формы правления.
Республиканская форма правления распространена особенно широко: 3/4 всех стран мира — республики.
Республика — такая форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу — парламенту, а исполнительная — правительству. После завоевания политической независимости республиканскую форму правления приняло большинство освободившихся стран. Республиками были провозглашены и такие тысячелетние монархии, как Египет, Эфиопия, Иран.
В свою очередь, республики подразделяются на президентские и парламентские.
В президентских республиках (США, Аргентина, Бразилия и др.) президент, наделенный очень большими правами, сам возглавляет правительство.
В парламентских республиках (ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.) главной фигурой является не президент, а глава правительства. Но в реальной жизни многие парламентские республики с правительствами, возглавляемыми премьер-министрами, предоставляют своим президентам такие большие полномочия, что фактически они мало чем отличаются от президентских республик. Таковы, например, Франция, Югославия, Египет, а также Россия и большинство других стран СНГ. Можно добавить, что Китай, Вьетнам, КНДР, Куба, несмотря на распад мировой социалистической системы, и ныне по форме правления должны быть отнесены к социалистическим республикам.
Монархическая форма правления имеет меньшее распространение: монархий в мире всего 30.
Монархия — такая форма правления, при которой главой государства считается император, король, герцог, князь, султан и т. д. Эта верховная власть передается по наследству. Среди них преобладают конституционные монархии, где реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная—правительству, тогда как сам монарх, можно сказать, «царствует, но не правит». Монархический строй сохраняется в них в качестве своеобразной, иногда тысячелетней, традиции, напоминающей о былом величии «короны».
Пример. Великобритания — самая старая в мире конституционная монархия. Король (ныне королева Елизавета II) считается главой государства. судебной системы, главнокомандующим вооруженными силами, светским главой государственной англиканской церкви, а также возглавляемого Великобританией Содружества, членами которого являются более 50 стран, ранее входивших в состав Британской империи. Король подписывает законы, принятые парламентом. Со времени нормандских завоеваний королевская санкция дается в традиционной формулировке: «Так хочет король (королева)!». Пример. Япония—конституционная монархия, в которой император традиционно служит символом государства и единства нации, хотя вся законодательная власть находится в руках парламента, а исполнительная — кабинета министров.
В абсолютных монархиях, напротив, власть монарха почти не ограничена. Но таких стран на современной
политической карте мира осталось мало, в основном в районе Персидского залива.
Пример. Саудовская Аравия — абсолютная монархия, где глава государства (король) осуществляет законодательную и исполнительную власть, одновременно являясь премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей, а также духовным правителем. Правительство формируется в основном из членов королевской семьи.
Одной из более редких разновидностей абсолютной монархии может считаться теократическая монархия. В теократических монархиях (от греч. Теос — бог) монарх является одновременно и светским государем, и главой церкви Примеры теократических монархий — город-государство Ватикан в Риме, королевство Саудовская Аравия, султанат Бруней в Юго-Восточной Азии.
Общее число монархий в мире остается относительно стабильным. Обычно бывшие монархии становятся республиками. Но за последние четверть века все же было два случая провозглашения новых монархий. В 1975 г. после смерти генерала Франко, долго правившего Испанией, эта страна стала монархией во главе с королем Хуаном Карлосом I из династии Бурбонов. В 1993 г. после 23-летнего существования республиканского строя монархическая форма правления была восстановлена в Камбодже.
Основные формы административно-территориального устройства.
Государственный строй любой страны характеризуется также формой административно-территориального устройства (деления). В этом отношении все страны подразделяются на унитарные и федеративные.
Унитарное государство (от лат. — единство) имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть. Государств с унитарным устройством в мире подавляющее большинство
Федеративное государство (от лат.— союз, объединение) имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т. д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Федеративное устройство имеют лишь 22 страны. В некоторых из них (Россия, Швейцария, Индия, Нигерия) оно связано с национально-этническим принципом, в других (ФРГ, Австрия, США) — с историко-географическими особенностями.
В наши дни проблема административно-территориального устройства во многих странах приобретает характер важнейшей политической проблемы. В первую очередь это относится к федеративным государствам, таким, как Россия, Югославия, Индия, ЮАР, Канада.
Пример. Бельгия до недавнего времени относилась к числу унитарных государств. Однако обострение национальных противоречий между населяющими ее валлонами и фламандцами привело к тому, что в 1993 г. парламент специальным законом ввел в этой стране федеративное административно-территориальное устройство.
4. Проверка усвоения (понимания) новых знаний
Обобщающая беседа со студентами.
Ответы на вопросы:
Ø Чем различаются страны по формам правления и административно-территориального устройства?
Ø Какие из перечисленных ниже стран могут являться примерами:
А) стран, имеющих республиканскую форму правления – Болгария, Польша, Великобритания, Франция, Япония, Саудовская Аравия?
Б) стран, имеющих федеративное административно-территориального устройства – Великобритания, Куба, США, Германия, Франция, Индия, Египет, Бразилия?