Развивающиеся страны

Занятие 2: Типология стран современного мира.

Задачи:

Образовательные: сформировать понятие о типологии стран современного мира, изучить формы правления и административно-территориального устройства;

Воспитательные: формирование и развитие научного мировоззрения, выявление взаимосвязей между разделами географии, взаимосвязи географии с другими науками;

Развивающие: развитие познавательного интереса у студентов, развитие внимания, памяти, самостоятельности;

Оборудование: политическая карта мира, атлас по географии за 10 класс «Экономическая и социальная география мира» (у каждого студента).

Тип занятия: изучение нового материала.

Структура занятия:

№ п/п Компонент занятия Длительность
1. Организационный момент 5 минут
2. Подготовка к восприятию и изучению нового материала 5 минут
3. Изучение нового материала 60 минут
4. Проверка усвоения (понимания) новых знаний 15 минут
5. Домашнее задание 5 минут

Ход занятия.

1. Организационный момент

Приветствие студентов, проверка присутствующих.

2. Подготовка к восприятию и изучению нового материала.

Объяснение задач занятия студентам.

3. Изучение нового материала

Типология стран.

  Вотличие от классификации (группировки) стран, основанной преимущественно на ко­личественных показателях, в основу типологии обычно берутся более важные качественные признаки, оп­ределяющие место той или иной страны на политической и экономи­ческой карте мира.

В свою очередь, они также могут быть различными и учитывать уровень социально-экономического развития стран, их политическую ориентацию, степень демократизации власти, включенности в мировую экономику и др.

До начала 90-х гг. все страны ми­ра было принято подразделять на три типа: 1) социалистические, 2) раз­витые капиталистические и 3) разви­вающиеся. После фактического рас­пада мировой социалистической сис­темы на смену этой типологии при­шли другие. Одна из них, также трехчленная, подразделяет все стра­ны мира на экономически развитые, развивающиеся и страны с переход­ной экономикой, т. е. осуществляю­щие переход от планово-централизо­ванной к рыночной экономике (это прежде всего так называемые пост­социалистические страны Восточной Европы и СНГ, а также Китай).

Наряду с этим широко применя­ется и двучленная типология с под­разделением всех стран на экономи­чески развитые и развивающиеся. Основным критерием при такой типо­логии служит уровень социально-эко­номического развития того или ино­го государства, выраженный через по­казатель валового внутреннего про­дукта из расчета на душу насе­ления.

Валовой внутренний продукт (ВВП)—показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год (в долларах США).

В последнее время Организация Объединенных Наций (ООН) и дру­гие международные организации начали применять новый синтетический показатель уровня социально-экономического развития стран мира — так называемый индекс человеческого развития (ИЧР). Он учитывает не только уровень душевых доходов людей, но и среднюю продолжитель­ность их жизни, а также уровень их образованности. Самые высокие по­казатели ИЧР имеют Канада, США и Япония, самые низкие — африкан­ские страны Сомали, Сьерра-Леоне и Нигер. Россия в этом перечне замы­кает группу стран с высоким уровнем ИЧР.

Мы за основу типологии стран мира принято под­разделение их на: 1) экономически развитые и 2) развивающиеся.

 

  Экономически развитые стра­ны. К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН отно­сит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австра­лии и Океании. Все они отличаются более высоким уровнем экономи­ческого и социального развития и со­ответственно валового внутреннего продукта из расчета на душу населе­ния. Однако эта группа стран отли­чается довольно значительной внут­ренней неоднородностью и в ее соста­ве можно выделить четыре подгруппы.

Первую из них образует «боль­шая семерка стран Запада», в которую входят США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Канада. Это страны-лиде­ры западного мира, отличающиеся наибольшими масштабами эконо­мической и политической деятель­ности.

Пример. На долю стран «семерки» приходится около 50% мирового ва­лового национального продукта и про­мышленного производства, свыше 25% сельскохозяйственной продук­ции. ВВП из расчета на душу насе­ления составляет в них от 20 до 30 тыс. долларов.

Ко второй подгруппе можно от­нести менее крупные страны Западной Европы. Хотя поли­тическая и экономическая мощь каждой из них не столь велика, в целом они играют большую, все воз­растающую, роль в мировых делах. ВВП из расчета на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах «большой семерки».

Третью подгруппу образуют вне­европейские страны — Австра­лия, Новая Зеландия и Южно-Афри­канская Республика (ЮАР). Это бывшие переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, кото­рые фактически не знали феодализ­ма, да и в наши дни отличаются не­которым своеобразием политического и экономического развития. Обычно к этой группе причисляют и Израиль.

Четвертая подгруппа находится еще в стадии формирования. Она образовалась в 1997 г., после того как в разряд экономически развитых были переведены такие страны и территории Азии, как Республика Корея, Сингапур и Тайвань. Эти государства вплотную приблизились к другим экономически развитым странам по показателю ВВП на душу населе­ния. Они обладают широкой и разнообразной структурой экономики, включая быстро растущий сектор обслуживания, активно участвуют в мировой торговле.

Развивающиеся страны.

  Краз­вивающимся странам относятся око­ло 150 стран и территорий, которые вместе занимают более половины площади земной суши и концентри­руют около 3/5 мирового населения. На политической карте мира эти страны охватывают обширный пояс, простирающийся в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании к се­веру и особенно к югу от экватора. Некоторые из них (Иран, Таиланд, Эфиопия, Египет, страны Латинской Америки и другие) обладали независимостью еще задолго до второй мировой войны. Но большинство за­воевало ее в послевоенный период.

Огромный разноликий мир разви­вающихся стран (когда существова­ло деление на мировую социалисти­ческую и капиталистическую систе­мы, его обычно называли «третьим миром») внутренне очень неодноро­ден, и это затрудняет типологию вхо­дящих в него стран. Подобные типо­логии предлагались многими учены­ми, но ни одна из них не стала обще­принятой. Тем не менее хотя бы в первом приближении развивающиеся страны можно подразделить на шесть следующих подгрупп.

Первую из них образуют так на­зываемые ключевые страны — Индия, Бразилия и Мексика, которые обладают очень большим природным, людским и экономическим потенциа­лом и во многих отношениях явля­ются лидерами развивающегося ми­ра.

Пример. Три эти страны производят почти столько же промышленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взя­тые. Но ВВП из расчета на душу на­селения в них значительно ниже, чем в экономически развитых странах, а в Индии, например, составляет 350 долларов.

Во вторую группу входят некото­рые развивающиеся страны, также достигшие относительно высокого уровня социально-экономического развития и имеющие душевой пока­затель ВВП, превышающий 1 тыс. долларов. Больше всего таких стран в Латинской Америке (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.), но они есть также в Азии и в Северной Африке.

К третьей подгруппе можно от­нести так называемые новые ин­дустриальные страны. В 80-х и 90-х гг. они добились такого скачка в своем развитии, что получи­ли прозвище «азиатских тигров». В «первый эшелон» таких стран и во­шли Республика Корея, Сингапур, Тайвань, а также Гонконг. А ко «второму эшелону» обычно относят Малайзию, Таиланд, Индонезию.

Четвертую подгруппу образуют нефтеэкспортирующие стра­ны, в которых благодаря притоку «нефтедолларов» душевой ВВП дос­тигает 10, а то и 20 тыс. долларов. Это прежде всего страны Персидско­го залива (Саудовская Аравия, Ку­вейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Иран), также Ливия, Бру­ней и некоторые другие страны.

В пятую, самую большую под­группу входит большинство «класси­ческих» развивающихся стран. Это страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год. В них преоб­ладает довольно отсталая много­укладная экономика с сильными фео­дальными пережитками. Больше все­го таких стран в Африке, но они есть также в Азии и Латинской Америке.

Шестую подгруппу образуют при­мерно 40 стран (с общим населением более 600 млн человек), которые по классификации ООН относятся к наименее развитым странам (иногда их называют «четвертым ми­ром»), В них преобладает потреби­тельское сельское хозяйство, почти нет обрабатывающей промышлен­ности, 2/3 взрослого населения негра­мотно, а среднедушевой ВВПсостав­ляет всего 100—300 долларов в год.

Пример. ВАзии к этой подгруппе от­носятся Бангладеш, Непал, Афганис­тан, Йемен, в Африке — Мали, Ни­гер, Чад, Эфиопия, Сомали, Мозам­бик, в Латинской Америке — Гаити. Последнее место даже среди них за­нимает Мозамбик с душевым ВВП80 долларов в год (или немногим более 20 центов в день).

Страны с переходной экономи­кой.

  Включение в данную двучленную типологию постсоциалистических стран с переходной экономикой представляет определенные трудно­сти. По своим социально-экономиче­ским показателям большинство стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия и др.), а также страны Бал­тии, безусловно, относятся к эконо­мически развитым. Среди стран СНГ были и экономически развитые (Рос­сия, вместе с ведущими странами Запада образующая «большую вось­мерку» стран мира, Украина и др.), и страны, занимающие как бы проме­жуточное положение между развиты­ми и развивающимися. Такое же противоречивое положение занимает в этой типологии и Китай, который имеет свои особенности как в политическом строе (социалистическая страна), так и в социально-эконо­мическом развитии. В последнее вре­мя Китай, развивающийся очень высокими темпами, стал поистине ве­ликой державой не только в мировой политике, но и в мировом хозяйстве. Но душевой ВВПв этой стране с огромным населением составляет все­го 500 долларов.

Основные формы правле­ния.

  Государственный строй любой страны характеризуется прежде все­го формой правления. Существуют две основные формы правления.

Республиканская форма правления распространена осо­бенно широко: 3/4 всех стран ми­ра — республики.

Республика — та­кая форма государственного правле­ния, при которой высшая законода­тельная власть принадлежит выбор­ному представительному органу — парламенту, а испол­нительная — правительству. После завоевания политической независи­мости республиканскую форму прав­ления приняло большинство освобо­дившихся стран. Республиками были провозглашены и такие тысячелетние монархии, как Египет, Эфиопия, Иран.

В свою очередь, республики под­разделяются на президентские и пар­ламентские.

 В президентских респуб­ликах (США, Аргентина, Бразилия и др.) президент, наделенный очень большими правами, сам возглавляет правительство.

 В парламентских рес­публиках (ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.) главной фигурой явля­ется не президент, а глава прави­тельства. Но в реальной жизни мно­гие парламентские республики с правительствами,    возглавляемыми премьер-министрами, предоставляют своим президентам такие большие полномочия, что фактически они ма­ло чем отличаются от президентских республик. Таковы, например, Фран­ция, Югославия, Египет, а также Россия и большинство других стран СНГ. Можно добавить, что Китай, Вьетнам, КНДР, Куба, несмотря на распад мировой социалистической системы, и ныне по форме правле­ния должны быть отнесены к социалистическим республикам.

Монархическая форма правления имеет меньшее рас­пространение: монархий в мире все­го 30.

  Монархия — такая форма правления, при которой главой госу­дарства считается император, король, герцог, князь, султан и т. д. Эта вер­ховная власть передается по наслед­ству. Среди них преобладают консти­туционные монархии, где реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная—пра­вительству, тогда как сам монарх, можно сказать, «царствует, но не пра­вит». Монархический строй сохраня­ется в них в качестве своеобразной, иногда тысячелетней, традиции, на­поминающей о былом величии «ко­роны».

Пример. Великобритания — самая старая в мире конституционная мо­нархия. Король (ныне королева Ели­завета II) считается главой государства. судебной системы, главнокоман­дующим вооруженными силами, светским главой государственной англиканской церкви, а также возглавля­емого Великобританией Содружества, членами которого являются более 50 стран, ранее входивших в состав Британской империи. Король подписывает законы, принятые парла­ментом. Со времени нормандских завоеваний королевская санкция дается в традиционной формулировке: «Так хочет король (королева)!». Пример. Япония—конституционная монархия, в которой император тра­диционно служит символом государ­ства и единства нации, хотя вся за­конодательная власть находится в руках парламента, а исполнитель­ная — кабинета министров.

В абсолютных монархиях, напро­тив, власть монарха почти не ограни­чена. Но таких стран на современной

политической карте мира осталось мало, в основном в районе Персид­ского залива.

Пример. Саудовская Аравия — аб­солютная монархия, где глава госу­дарства (король) осуществляет зако­нодательную и исполнительную власть, одновременно являясь премь­ер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей, а также духовным правите­лем. Правительство формируется в основном из членов королевской семьи. 

Одной из более редких разновид­ностей абсолютной монархии может считаться теократическая монар­хия. В теократических монархиях (от греч. Теос — бог) монарх является одновременно и светским государем, и главой церкви Примеры теократических мо­нархий — город-государство Ватикан в Риме, королевство Саудовская Ара­вия, султанат Бруней в Юго-Восточ­ной Азии.

Общее число монархий в мире остается относительно стабильным. Обычно бывшие монархии становятся республиками. Но за последние четверть века все же было два случая провозглашения новых монархий. В 1975 г. после смерти генерала Франко, долго правившего Испанией, эта страна стала монархией во главе с королем Хуаном Карлосом I из династии Бурбонов. В 1993 г. после 23-летнего существования республи­канского строя монархическая форма правления была восстановлена в Камбодже.

 

Основные формы администра­тивно-территориального устройства.

  Государ­ственный строй любой страны харак­теризуется также формой админист­ративно-территориального устройства (деления). В этом отношении все страны подразделяются на унитар­ные и федеративные.

Унитарное государство (от лат.   — единство) имеет такую форму админист­ративно-территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть. Государств с унитарным устройством в мире по­давляющее большинство

Федеративное государство   (от лат.— союз, объединение) имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными   (феде­ральными) законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся террито­риальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т. д.), имеющие собственные зако­нодательные, исполнительные и судебные органы власти. Федератив­ное устройство имеют лишь 22 страны. В некоторых из них (Россия, Швейцария, Индия, Нигерия) оно связано с национально-этническим принципом, в других (ФРГ, Австрия, США) — с историко-географическими особенностями.

В наши дни проблема админист­ративно-территориального устройст­ва во многих странах приобретает характер важнейшей политической проблемы. В первую очередь это от­носится к федеративным государствам, таким, как Россия, Югославия, Индия, ЮАР, Канада.

Пример. Бельгия до недавнего времени относилась к числу унитарных го­сударств. Однако обострение нацио­нальных противоречий между насе­ляющими ее валлонами и фламанд­цами привело к тому, что в 1993 г. парламент специальным законом ввел в этой стране федеративное административно-территориальное устройство.

4. Проверка усвоения (понимания) новых знаний

Обобщающая беседа со студентами.

 Ответы на вопросы:

Ø Чем различаются страны по формам правления и административно-территориального устройства?

Ø Какие из перечисленных ниже стран могут являться примерами:

А) стран, имеющих республиканскую форму правления – Болгария, Польша, Великобритания, Франция, Япония, Саудовская Аравия?

Б) стран, имеющих федеративное административно-территориального устройства – Великобритания, Куба, США, Германия, Франция, Индия, Египет, Бразилия?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: