double arrow

Природа и сущность политики, ее структура и функции

С давних времен политика остается важнейшим механизмом организации совместной жизни людей. При этом она является едва ли не самым таинственным и многоликим общественным явлением, многие парадоксы и противоречия которого человек так и не смог «расколдовать» за тысячелетия человеческой цивилизации.

Политика прямо или косвенно затрагивает каждого человека, поскольку от нее во многом зависит распределение общественных ресурсов, социальное положение индивидов и различных слоев общества, их возможности по реализации своих жизненно важных потребностей и интересов. В этой связи наличие правильных и ясных представлений о политике является необходимой предпосылкой для понимания этой сложной и неоднозначной сферы общественных отношений.

Изначально происхождение политики вызвано разрушением монолитного единства первобытных форм организации жизни людей, усложнением взаимодействия индивидов и групп, системы производства, потребления и распределения материальных благ, возникновением социально-экономического неравенства людей. Первобытные общественные отношения, основанные на традиционных инструментах регулирования частных и групповых противоречий, таких как обычаи, традиции, религиозные установления, авторитет старейшин с утратой приоритета кровнородственных связей становились неэффективными и недейственными.

Соответственно, в сложном социально дифференцированном обществе возникла необходимость в новых, более эффективных способах организации совместной жизнедеятельности людей, согласования их интересов и поведения. И таким способом организации общественных отношений становится политика.

Политика как способ организации и упорядочения жизнедеятельности социально неоднородного общества означала принципиально новое качество и характер взаимоотношений и взаимодействия людей, их деятельности. Иначе она становится необходимым регулятором жизнедеятельности общества, в котором присутствует выраженная дифференциация различных социальных групп, их социально-экономического, властного, этнического и другого положения, условий жизни.

Итак, в наиболее общем смысле политика представляет собой процесс, в рамках которого люди создают, сохраняют и изменяют нормы собственного общежития. Политика неразрывным образом связана с такими явлениями, как конфликт и сотрудничество. Это так, поскольку, с одной стороны, суще­ствующие в обществе расхождения во мнениях, потребностях и интересах создают разногласия в отношении различных социальных норм, с дру­гой – имеется общее понимание, что для изменения или сохранения этих правил и норм необходимо сотрудничать.

В истории общественной мысли сложилось широкое многообразие концепций с различных позиций, объясняющих природу и сущность политики. Основанные на определенных мировоззренческих позициях они носят конкретно-исторический характер, отвечая актуальным запросам того или иного периода общественного развития, тех или иных социально-по­ли­тических сил.

Вместе с тем в большинстве этих концепций присутствует идея о том, что, во-первых, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и обреченного взаимодействовать с другими людьми… Человек по природе своей есть существо политическое (Аристотель). Другими словами, политика порождается биосоциальной сущностью человека, нуждающегося во взаимодействии с другими людьми, в регулировании их совместного проживания и деятельности ради достижения частных и общих интересов.

Во-вторых, имеется также принципиальное единство в том, что политика складывается в процессе управления и регулирования общественных отношений, господства-подчинения, главным элементом которых является власть. С помощью последней субъекты этих отношений проводят свою волю, добиваются определенных целей. Политика и власть рассматриваются как взаимообусловленные явления.

Политика имеет предельно широкое влияние на все сферы общественной жизни, оказывает непосредственное воздействие на них, проявляясь в различных формах и видах – соперничестве, примирении, сотрудничестве, борьбе, согласии и т.д., на различных уровнях отношений и контактов людей. По мнению известного ученого М. Вебера, политика имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. В сложноорганизованных обществах для проведения политики складываются формализованные органы (советы, совещательные органы и т.п.), которые позволяют определенным индивидам и социальным группам эффективно отстаивать и реализовывать свои интересы, господствовать в системе общественных отношений. При этом основным институтом политики становится государство. Неслучайно этимология термина «политика» дословно означает государственные и общественные дела.

Политика как общественное явление имеет разнообразные формы проявления. Поэтому ее изучение осуществляется в различных ракурсах, например, как сфера общественной жизни, особый вид взаимоотношений индивидов, социальных групп и институтов, поведение и деятельность людей, способ завоевания и использования власти, управление и регулирование общественных отношений и т.д.

Определение политики – предмет многолетних дискуссий, которые продолжаются по настоящее время. Дело в том, что в понятии «политика» заложено множество вполне приемлемых значений.

Так, мыслители прошлого определяли политику по-разному: как «царское искусст­во», которое управляет всеми иными искусствами (ораторским, военным, судебным и т.д.), как способность «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон); как «воля к власти и знание об умелом правлении» (Н. Макиавелли); как «способность проводить волю, обеспечивая лидер­ство государственного аппарата или влияние на это лидерство» (М. Вебер); как «область борьбы за реализацию классовых интересов» (К. Маркс); как «отношения между публично борющимися группами людей, которые взаимно определяющихся в понятиях “друг–враг”» (К. Шмитт).

Современная российская политическая мысль чаще всего определяют поли­тику как область деятельности по поводу реализации общественных интересов, связанную с управлением и властными отношениями.

Как бы то ни было осмысление политики определяется самыми что ни на есть глубокими интеллектуальными и идеологическими предпочтениями тех, кто изучал и изучает данный феномен. На сегодняшний день сложились следующие традиции понимания политики:

· политика как искусство государственного управления;

· политика как публичный процесс;

· политика как компромисс и консенсус;

· политика как власть и распределение ресурсов.

Каждая из этих традиций опирается на различные и при этом вполне веские основания, чтобы быть признанной. Впрочем, также как у всех их, есть свои пробелы в объяснения политической реальности. В отечественной политической науке, наиболее распространенным является толкование политики с позиций властного подхода и распределения ресурсов, так как в конечном итоге центральным вопросом политики выступает вопрос власти.

Итак, политика – это отношения между различными социальными группами и институтами по поводу завоевания и удержания государственной власти, ее использования для реализации общественно значимых интересов.

Качественная определенность политики как особой сферы отношений выражается в ее свойствах, которые в совокупности позволяют отличать ее от других общественных явлений. Важнейшими свойствами политики являются: проникновение, конкурентность, асимметричность, рациональность, рискованность, пространственность, темпоральность, взаимодействие элитарных и неэлитарных групп, процессуальность.

Проникновение политики проявляется в том, что она интегрирована во все сферы общественной жизни и тем самым способна придать решаемым в них вопросам публичный характер. Свойство проникновения политики, прежде всего, заключается в подвижности и разнообразии проблем, которые воспринимаются государственной властью как общественно значимые.

Как известно, явление, процесс или проблема имеют политический характер, если они: 1) касаются вопроса государственной власти; 2) затрагивают интересы широких слоев населения; 3) граждане проявляют к ним свое отношение посредством различных механизмов политической активности; 4) становятся предметом соперничества и борьбы за власть разных социальных групп; 5) публичная власть, ее структуры и лица признают за собой право решать эту проблему или массы требуют от них такого решения.

Конкурентность – это свойство политики, которое проявляется в том, что содержание отношений и взаимодействия политических субъектов является результатом столкновения различных групповых интересов, сопутствующих им норм и правил, ценностей и традиций. Политика складывается и функционирует на основе постоянного противоборства социально-политических сил, ориентирующихся на различные жизненные стандарты, ценности, социальные институты.

Асимметричность политики выражается в сложности, а порой и невозможности поддержания постоянного баланса интересов и сил между участниками политических отношений. Заметим, что ключевой вопрос политики – власть также представляет собой асимметрическое отношение. Другими словами, политика – внутренне обратимое, принципиально несбалансированное явление, в котором переплетены сознательные и стихийные действия, организация и дезорганизация, порядок и хаос, стабильность и нестабильность, устойчивость и неустойчивость. В реальной жизни можно периодически наблюдать, как тот или иной политический режим под воздействием обстоятельств меняет социальную и идеологическую ориентацию, переходит от методов использованию силы к убеждению, обретает и вновь утрачивает легитимность.

Рациональность. Политика, вырабатывая механизмы согласования различных интересов и позиций участников политической жизни, имманентно ориентирована на поиск оптимального выстраивания политических отношений и политических институтов, ограничение иррационального компонента, утверждение рациональных принципов и процедур. Рациональное начало политики имеет особое значение для жизнедеятельности общества, поскольку социальное взаимодействие нередко имеет неадекватные проявления (следование суевериям, предрассудкам, ритуалам, мифам), несоизмеримые со сложившимися условиями.

Рискованность политики обусловлена тем, что борьба социально-политических сил за государственную власть может привести к непредсказуемым последствиям. Политика, представляет собой вид деятельности, довольно затратной и не гарантирующей компенсацию вложенных капиталов и человеческой энергии. Неожиданный проигрыш на выборах, политические кризисы и конфликты, вызывающие дестабилизацию социальных и экономических порядков, заставляют относиться к политике как к области деятельности, связанной с повышенной опасностью невыполнения намеченных планов.

Пространственность – это свойство политики, которое связано с ограниченностью политических отношений определенным социаль­но-территориальным пространством, конкретными местами и регионами. Очевидно, что в каждом пространстве складываются различные условия для политического участия и волеизъявления населения, формирования политических институтов и структур, механизмов их функционирования, разные социокультурные параметры организации политической жизни.

Темпоральность характеризует временное измерение политики. Политические отношения и процессы могут протекать и оцениваться в диапазонах: реального времени (политические события и действия воспринимаются непосредственно с точки зрения их актуальной значимости); исторического времени (оценка происходящего в его взаимосвязи с прошлыми событиями, что требует обобщения различных фактов и определенной логики истолкования эволюции политических событий); эпохального времени (используются масштабные критерии оценки, адаптированные для анализа крупных этапов политической истории не только отдельных государств, их объединений, но и цивилизаций). Одно и то же политическое событие может иметь различные временны́е координаты. Так, одни события со временем теряют свое значение, а роль других возрастает.

Взаимодействие элитарных и неэлитарных групп. Политика немыслима без этих групп, каждая из которых выполняет в ней определенную роль. Элиты представляют интересы различных слоев населения и осуществляют управление обществом. Неэлитарные группы влияют на отбор элит, в определенной мере контролируют их деятельность и проводимый ими политический курс. В силу этого политика формируется и реализуется как результат взаимодействия властвующих и подвластных, как следствие взаимодействия управляющих и управляемых, профессионалов и непрофессионалов. На разных стадиях и уровнях политического процесса (например, при принятии важных политических решений) могут меняться содержание и характер, степень согласования действий элитарных и неэлитарных групп, набор выполняемых ими функций, их удельный вес и значение.

Процессуальность. Данное свойство политики определяется всей совокупностью действий различных субъектов, что придает ей динамичность и исключительную изменчивость. Политика есть сосредоточение множества процессов, обусловленных взаимодействием элит, власти и гражданского общества, противоборством субъектов политических отношений, кон­куренцией за государственную власть. Таким образом, политика представляет собой интенсивно меняющуюся и конфликтную область общественной жизни, где постоянно сталкиваются интересы широких слоев населения.

Политика имеет свою структуру. Ее составляют: субъекты политики, политические интересы, политическое сознание, политические отношения, объекты политики. Представленные элементы тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности образуют политику как целостную и качественно определенную область жизнедеятельности общества.

Субъекты политикисоциальные силы и институты, конкурирующие в борьбе за государственную власть и ее использование. Они подразделяются на институциональные и социальные. К институциональным субъектам политики относятся государство, политические партии, общественно-политические организации и движения. Социальными субъектами политики являются отдельные индивиды и социальные группы, обладающие возможностями и способностью вести борьбу за государственную власть и распоряжаться ею: общественные (политические) лидеры, общественная (политическая) элита. Кроме того, социальными субъектами политики выступают также индивиды, социаль­ные группы и образования (класс, нация, социально-демогра­фические и профессиональные группы, народ), не принимающие постоянного и непосредственного участия в политике. Они могут оказывать влияние на политику через политическое участие (референдумы, собрания, местное самоуправление, выборы), а также осуществлять давление на власть с помощью массовых, как правило, протестных, действий (демонстрации, митинги, забастовки, голодовки), других форм выражения своих интересов. Субъекты политики взаимодействуют друг с другом, между ними складываются отношения подчинения и соподчинения, зависимости, сотрудничества и противоборства, вместе с тем они обладают и относительной автономностью.

Политические интересы являются побудительной силой включения людей в политику. Они представляют собой осознанную людьми потребность участия в политике, достижения и использования политической власти (прежде всего государственной) или влияния на нее в целях обеспечения жизненно важных условий своего существования, социального развития. Субъекты политики организуют свою деятельность исходя из общих и частных интересов. Общие интересы субъектов политики ориентированы на обеспечение их совместного существования и устойчивого развития общества. Частные интересы – это, как правило, классовые, узкогрупповые, профессиональные, национальные и др., которые могут совпадать или не совпадать с общими интересами. Политические интересы составляют основу формирования политического сознания людей, определяют цели, задачи и направленность деятельности субъектов политики, содержание политических отношений.

Политическое сознание – это теоретические, ценностные, нор­мативные, мифологические и другие представления человека, социальной группы, в которых отражено их отношение к политической действительности. С этой точки зрения политика предстает как область формирования разнообразных идейных проектов, которые воплощаются в реальной общественной жизни людей. Функционально политическое сознание выражается в постоянном преобразовании различных способов мышления из духовной формы в материальную, и наоборот. Политическое сознание на рациональных и отчасти иррациональных началах проектирует властные взаимосвязи субъектов политики, определяет направленность и характер властного регулирования и управления.

Политические отношения представляют собой устойчивые взаимосвязи и взаимодействия индивидов, социальных групп и институтов по поводу государственной власти. Их формами являются: борьба, сотрудничество, консенсус, конфликт, кооперация, компромисс, уступка, соглашение и т.п. Политические отношения оказывают влияние на поведение и взаимодействие социальных субъектов во всех сферах общественной жизни.

Объекты политики это общественные явления, процессы, ситуации, события, а также общественные силы, организации, отдельные индивиды и их группы, на которые направлена деятельность субъектов политики. Наиболее общими объектами политики являются общество, человеческая цивилизация в целом, все их ключевые сферы и происходящие в них процессы.

Взаимодействие структурных элементов политики придает ей внутреннее единство и целостность, представляет собой источник самовоспроизводства и саморазвития политики как общественного явления. Предназначение политики выражается в ее общественно значимых функциях, которые характеризуют востребованность и значимость политики в системе общественных отношений.

Основные функции политики:

· выражение и реализация политических интересов социальных групп и слоев общества, их притязаний на государственную власть;

· обеспечение преемственности и инновационности социального развития;

· рационализация конфликтов, придание межгрупповым отношениям цивилизованного характера;

· распределение и перераспределение общественных ресурсов с учетом приоритетов развития общества и интересов господствующих социально-политических сил;

· управление и руководство социальными процессами в интересах тех или иных групп, общества в целом;

· социализация личности, включение ее в политическую жизнь;

· интеграция общества, обеспечение стабильности общественной системы, целостности и порядка;

· обеспечение социально-политической коммуникации.

Функции политики динамичны и изменчивы. Значимость каждой из них определяется состоянием социальной среды, характером политических отношений и соотношением ролей их субъектов. Подвижность функций политики означает, что отдельные из них в тех или иных условиях могут осуществляться с разной степенью полноты и эффективности, иметь как позитивное, так и негативное значение для общества. В ряде случаев отдельные функции носят асоциальный, противоположный своему общественному назначению характер.

Политика в силу присущих ей свойств, влияет на организацию социального порядка, как на уровне конкретного общества, так и мирового сообщества. Как правило, выделяют два основных уровня функционирования политики: макро и мега. На макроуровне государство обеспечивает организацию и функционирование общества как единого целого и его отдельных сфер. Здесь политика выступает как процесс: выдвижения и реализации коллективных целей; принятия решений, затрагивающих различные сферы общественного развития, интересы различных социальных групп и определяющих распределение власти и благ; применения санкций; соперничества политических партий, общественно-политических организаций и движений, социальных групп и образований, отдельных индивидов в борьбе за государственную власть; противостояния интересов и т.д. На мегауровне (мировая политика) государство выступает субъектом международных политических отношений, взаимодействует с другими государствами, их союзами и блоками, участвует в деятельности международных организаций (например, ООН, НАТО, ЕС).

Как явление политику можно классифицировать, используя различные основания. Так, по масштабам охватываемых проблем политика может быть мировой, региональной и национальной (отдельная страна). По направленности национальная политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. По сферам общественной жизни – на экономическую, социальную, духовно-нравст­вен­ную, научно-техническую, экологическую, демографическую, военную и другие виды. В соответствии с субъектами политических отношений различают государственную политику, политику политических партий, общественно-политических движений и ор­ганизаций. Для классификации политики используются и другие основания. При этом нельзя не отметить, что любая классификация политики носит условный характер.

Политика, обладая относительной самостоятельностью, в то же время всегда находится в тесной взаимосвязи с другими явлениями и сферами общественной жизни. Она не только испытывает влияние с их стороны, но и оказывает обратное воздействие на них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: