Группа ученых выделяет следующие причины и виды детской агрессивности

Лекция 1. Понятие об агрессивном поведении

В Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012) написано: «Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации…, простейшим навыкам самоконтроля, культурой»

Проблеме агрессивного поведения посвящено много фундаментальных теоретических исследований отечественных и зарубежных ученых. Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Л. Берковиц, А. Бандура, А. А. Реан, Г.Э. Бреслав,                 Л. Б. Гиппенрейтер, А. И. Захаров, Л. М. Семенюк, Л. С. Выготский систематизировали знания о причинах возникновения агрессивного поведения.

Агрессия (от лат. Agressio- нападение, угроза) – общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. Агрессивность – намерение, состояние, пред­шествующее агрессивному действию. А само агрессивное дейст­вие – это поведение ребенка, которое направлено на причинение вреда другим людям. Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п.

Несмотря на то, что интуитивно смысл агрессивного поведения понятен каждому, по поводу терминологических определений до сих пор среди ученых идут споры. Дело в том, что агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести – от легких, не­преднамеренных и случайных, до тяжелых и умышленных. Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда дру­гим. Школь­ной агрессией можно назвать всякое умышленное действие учителей или учеников, причинившее душевную или физическую травму другим.

Агрессивностью в той или иной степени страдают все люди. Умеренная агрессивность – качество больше положительное, чем, отрицательное. Что было бы, если бы все люди вдруг оказались не способны­ми отстаивать свои права? Опасна чрезмерная, неуправляемая и неконтролируемая агрессивность, выходящая за разумные пределы.

Существует несколько теорий, объясняющих вспышки агрес­сивности. Первая исходит из того, что агрессивное поведение дано человеку от природы. Так он защищается от своих врагов и выживает. Вторая теория утвер­ждает, что агрессивное поведение формируется постепенно и яв­ляется результатом воспитания. Третья теория считает агрессию естественной реакцией орга­низма на состояния депривации и фрустрации.

Депривация (позднелат. deprivatio - потеря, лишение) - психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей.

Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным. Фрустрация может возникать как вследствие столкновения с внешними преградами, так и при внутриличностном конфликте.

В научной литературе предлагаются самые разнообразные классификации агрессии и агрессивного поведения. А. Басс отмечает 3 вида агрессии:

– аутоагрессия - это механизм направления агрессии на самого себя (самоунижение, самообвинение);

– спонтанная агрессия - это подсознательная радость, которую испытывает личность, наблюдая трудности у других;

– реактивная агрессия - проявляется в недоверчивости к людям.

А. Дарки выделяет пять видов агрессии: 

– физическая агрессия – использование физической силы против другого лица (драки);

– вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);

– косвенная агрессия – направленная (сплетни, шутки);

– ненаправленная (крики в толпе, топание ногами);

– раздражение (вспыльчивость, грубость);

– негативизм – оппозиционная манера поведения [8, с. 45].

Э. Фромм подразделяет агрессию на пять основных видов:

– доброкачественная - способствующую поддержанию жизни;

– злокачественная - реакция на угрозу интересам индивида;

– инструментальная - представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности;

– псевдоагрессия (непреднамеренная, игровая, самоутверждение) - действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения;

– оборонительная (нападение, бегство, сопротивление, конформизм) - появляется в момент опасности и носит оборонительный характер.

Американский психо­лог А. Бандура считает, что дети усваивают агрессивную манеру поведения, наблюдая за действиями взрослых и отмечая послед­ствия этих действий.

Как подтверждают ученые, сильные боли, жара, тесно­та усиливают агрессивное поведение. Такое поведение нарастает и в группах.  То, что ребенок никогда бы не сделал один, в группе он может сделать и, скорее всего, сделает.

Провоцирует агрессивное поведение массовая культура: нет большего зла в современном мире, чем телевидение и пресса, возбуждающие низменные ин­стинкты людей. Установлено, что наблюдение детьми насилия по телевизору: ведет к усилению агрессивности, повышает по­рог нечувствительности к насилию, формирует взгляды на на­силие как единственный способ разрешения возникающих про­блем, вводит насилие в норму социальной жизни.

Группа ученых выделяет следующие причины и виды детской агрессивности.

1. Естественная реакция на унижение достоинства ребенка, постоян­ные насмешки, издевательства. Это вынужденная, ситуативная аг­рессивность. Поведе­ние ребенка провоцируется обстоятельствами. Если будут устранены породившие ее причины, исчезнет и сама агрессивность.

2. Следствие ограничения свободы, самостоятельности, чрезмер­ной опеки, подавление взрослыми инициативы ребенка. Воз­никает агрессивная реакция ребенка. Исправляется легко и быстро, если правильно поняты причи­ны и найден индивидуальный подход к ребенку.

3. Проявление соперничества между детьми (в семье, классе, школе, во дворе) с целью добиться превосходства. Это весьма рас­пространенный вид проявления агрессии. Корректируется пе­дагогом, если правильно установлены причины.

4. Проявление комплекса неполноценности, стремление доказать другим свое преимущество. Эти дети терроризируют класс.

5. Результат депривации и фрустрации – гнетущего пережива­ния неудач в удовлетворении потребностей и достижении цели. Таким способом ребенок пытается освободиться от угнетающих его переживаний, отомстить другим за свои неудачи. Вид счаст­ливых, удачливых детей его раздражает.

Как показывают изучение психолого-педагогической литературы, агрессивное поведение педагогов особо сильно влияет на ухудшение физического, психического и нравственного здоровья школьников.

Профессионально непригодным считает известный педагог Ш. Амонашвили каждого десятого учителя начальной школы. Комментируя его оценку, директор школы из Казани подтверждает, что в его школе, наоборот, только 10% профессионально пригодных учи­телей. Страдают дети. Им очень трудно с некомпетентным, а порой и злым, агрессивным учителем. Сама по себе школа «в невроз не вгоняет». Это всегда вина конкретного человека – недоброго, раздражен­ного, морально ущербного, некомпетентного. Боязнь учи­теля, учения, школы, нежелание что-либо делать, неверие в свои силы –очевидные следствия дидактогении.

Дидактогения (от греч. didaktikos – поучительный, genos – происхождение) – вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т. д.) негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрация), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях. Дидактогения может являться причиной неврозов.

Как отмечают ученые, агрессивное поведение учащихся младших классов может дифференцироваться:

1. По степени личностной вовлечённости: ситуативные агрессивные реакции (краткосрочная реакция); агрессивное состояние (на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации); устойчивое агрессивное поведение личности.

2. По степени активности: пассивное агрессивное поведение (бездействие или отказ); активное агрессивное поведение (разрушение, ущерб окружающим).

3. По эффективности: конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации к школе, успеху и совладению со стрессовыми ситуациями); деструктивное агрессивное поведение (наносящее ущерб самой личности или окружающим).

4. По структуре нескольких взаимосвязанных уровней: поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, действия); аффективный (негативные эмоциональные состояния и чувства - гнев, злость, ярость); когнитивный (неадекватные представления, негативные ожидания и установки); мотивационный (сознательные цели или бессознательные агрессивные стремления оборонительная (нападение, бегство, сопротивление, конформизм) - появляется в момент опасности и носит оборонительный характер [18, с. 105]. 

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно выделить уровни агрессивного поведения: высокий, средний и умеренный; критерии агрессивного поведения: драки, швыряние предметов, раздражительность, вспыльчивость, грубость; вербальное (словесное) оскорбление, провокации, сплетни, ябедничество; низкий уровень школьной мотивации и показатели такого поведения.

Показателями высокого уровня агрессивного поведения являются осуществление физического действия, направленные против одноклассников и других лиц, либо наносящие вред предметам, выражение агрессии в словесной форме – он кричит, угрожает, оскорбляет окружающих, а также проявляет косвенную агрессию: сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников.

Показатели среднего уровня агрессивного поведения ребенка: может осуществлять физические действия, направленные против одноклассников, либо наносящие вред предметам, выражать агрессию в словесной форме, проявлять косвенную агрессию, но во всех случаях повышенная агрессивность у учащегося не наблюдается, он пытается контролировать свое агрессивное поведение, но не всегда это ему удается.

Показатели умеренного уровня агрессивного поведения: отсутствуют признаки агрессивного поведения. Ребенок уверенный в себе. Утверждает собственную позицию; действует в своих интересах; адекватно выражает свои чувства; уважает права других людей, своих целей обычно достигает, сохраняет уважение к себе и к другим, высокая мотивация к школьной жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: