Рекомендованная литература
Сергеева И.И., Чекулина Т.А., Тимофеева С.А. Статистка: учебник.- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА_М, 2009.-272с.- (Профессиональное образование).
Тема: Статистика как наука. Предмет, метод и задачи статистики как науки.
Задание: стр. 23 ответить в тетради на контрольные вопросы
Тема: Статистическое наблюдение
Задание: стр. 42 ответить в тетради на контрольные вопросы
Выполнить Практическую работу 1
Тема: Способы наглядного представления статистических данных (Статистические таблицы и Статистические графики)
Задание: стр. 87 ответить в тетради на контрольные вопросы
Выполнить Практическую работу 2
Тема: Сводка и группировка статистических данных и ее роль в анализе информации
Задание: стр. 73-74 ответить в тетради на контрольные вопросы
Выполнить Практическую работу 3
Тема: Статистические показатели
ü Абсолютные и относительные величины –
Задание: стр. 102 ответить в тетради на контрольные вопросы
стр. 103 – 105 используя материал темы, решите задачи 1, 6,7,8
|
|
ü Показатели вариации -
Задание: стр. 128 ответить в тетради на контрольные вопросы 14-19
Стр. 129-132 используя материал темы, решите задачи1,5,8
Тема: Индексы и их использование в экономико-статистических исследованиях
Задание: стр. 175 ответить в тетради на контрольные вопросы 1-8,11-14
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
Тема: «Статистическое наблюдение»
Цель: собирать и регистрировать статистическую информацию; проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения
Задачи: научиться разрабатывать план статистического наблюдения; составлять анкету для проведения наблюдения
Задание 1. Разработайте план проведения статистического наблюдения:
1. Установите цели и задачи наблюдения (явление или процесс выбрать самостоятельно);
2. Определите объект и единицу наблюдения;
3. Разработайте анкету наблюдения не менее 15 вопросов (открытого и закрытого типа);
4. Определите вид и способ наблюдения.
Задание 2.Представлены следующие статистические наблюдения:
Рейтинговая оценка популярности политиков;
Изучение бюджета типичной городской семьи на основе ответов 5% семей на разосланные им по почте опросные листы;
Изучение потребительского спроса населения на выставке-продаже товаров путем регистрации фактов покупки товаров;
Изучение потребительского спроса населения на выставке-продаже товаров путем проведения опроса посетителей выставки.
Сформулируйте цель и задачи проведения каждого статистического наблюдения из перечня.
Укажите объект и единицу, а также определите форму и вид статистического наблюдения.
|
|
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
Тема: «Построение и анализ статистических таблиц»
Цель: научить студентов правильно составлять таблицы на основное статистических данных.
Средства обучения:
1.Методические указания по выполнению практической работы.
2.Задачи.
После выполнения работы студент должен:
Знать: порядок составления статистический таблиц.
Уметь: составить статистическую таблицу.
Порядок выполнения работы:
Задание 1. На основании исходных данных составьте простую статистическую таблицу. Назовите подлежащее и сказуемое.
Динамика роста цен международного проезда в Ялтинском автотранспортном предприятии составила:
а) Ялта - Севастополь: 2011-25руб; 2012-28руб; 2013-30руб; 2014-32руб;
б) Ялта - Алушта: 2011-5руб; 2012-6руб; 2013-8руб; 2014-10руб;
в) Ялта - Симферополь: 2011-20руб; 2012-22руб; 2013-25руб; 2014-30руб;
г) Ялта - Феодосия: 2011-18руб; 2012-24руб; 2013-28руб; 2014-35руб;
Сделайте выводы.
Задание 2. На основании исходных данных произвести статистическую группировку единиц изучаемой совокупности по назначениям изучаемого признака.
Результат оформить таблицей.
Штатное расписание продавцов ТЦ «Магистраль» дифференцируется по стажу работы и категории.
1. Михайлова Т. И. I категория, стаж работы - 10 лет.
2. Петрова А. Б. II категория, стаж работы - 8 лет.
3. Сергеева В. Г. II категория, стаж работы - 7 лет.
4. Борисова Д Е III категория, стаж работы - 5 лет.
5. Иванова Ж. И. II категория, стаж работы - l 1 лет.
б. Кузьмина 3. И. II категория, стаж работы - 9 лет.
7. Андреева К. Л. II категория, стаж работы - 15 лет.
8. Павлова М. Н. II категория, стаж работы - 17 лет.
9 Костина О. П. II категория, стаж работы - 3 года.
1 О.Сидорова Р. С. III категория, стаж работы - 1 год.
Задание3. Сгруппируйте и составьте групповую статистическую таблицу по прилагаемым данным количественного состава студентов, отразить в таблице:
а) общее количество студентов:
б) количество выбывших студентов;
в) количество восстановившихся студентов.
Данные отразить на начало и конец года.
Исходные данные на 2014год:
1. Группа КД - 11 - 21 человек, в том числе 5 юношей, 16 девушек,
выбыло 3 человека.
2. Группа ТКД - 22 - 20 человек, в том числе 3 юношей 17 девушек,
восстановился 1 студент.
3. Группа ТКД - 23 - 22 человека, в том числе 4 юношей, 18 девушек,
выбыл 1 студент, восстановился 1 студент.
4. Группа ТП - 19 - 28 человек, в том числе 9 юношей, 19 девушек,
выбыло 2 студента.
5. Группа ТП - 20 - 27 человек, в том числе 11 юношей, 16 девушек,
выбыло 2 человека.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
Тема: «Сводка и группировка материалов статистического наблюдения»
Цель: научиться производить сводку, группировку и перегруппировку статистических данных
В результате выполнения данной работы студент должен
уметь: - выполнять простую сводку, структурную, аналитическую, комбинированную группировку и перегруппировку данных;
знать: - принципы построения статистических группировок.
Теория по решению задачи
Статистическая сводка – научно обработанный материал статистического наблюдения в целях получения обобщенной характеристики изучаемого явления.
Группировка – распределение единиц изучаемого объекта на однородные типичные группы по существенным для них признакам.
Интервал – разница между максимальным и минимальным значением признака в каждой группе.
Или
, где
i – величина интервала;
R – размах колебания (R=Хmax-Хmin)
n – принятое число групп;
Хmax, Хmin – наибольшее и наименьшее значение признака в изучаемой совокупности.
, где
N – число наблюдений
Задание 1.
А) Пользуясь формулой Стерджесса, определите интервал группировки сотрудников фирмы по уровню доходов, если общая численность сотрудников составляет 58 человек, а минимальный и максимальный доходы соответственно равны 5000 и 21000 руб.;
Б) Пользуясь формулой Стерджесса, определите интервал группировки коммерческих банков определенного региона, если общая численность составляет 30 банков, а минимальный и максимальный капитал соответственно равен 31070 и 62276 руб.;
|
|
В) Пользуясь формулой Стерджесса, определите интервал группировки студентов очного отделения, если общая численность составляет 546 человек, а минимальный и максимальный возраст соответственно составляет 15 лет и 21 год;
Г) Пользуясь формулой Стерджесса, определите интервал группировки работников по стажу работы, если общая численность сотрудников составляет 25 человек, а минимальный и максимальный стаж работы соответственно равен 1 и 15лет;
Д) Пользуясь формулой Стерджесса, определите интервал группировки сотрудников фирмы по возрасту, если общая численность сотрудников составляет 158 человек, а минимальный и максимальный возраст соответственно составляет 21 и 65 лет.
Теория по решению задачи
Статистический ряд распределения – упорядоченное распределение единиц совокупности на группы по определенному варьирующему признаку.
Дискретный вариационный ряд – характеризует распределение единиц совокупности по дискретному (прерывному) признаку.
Интервальный вариационный ряд – характеризует распределение единиц совокупности по интервальному (непрерывному) признаку.
Задание 2.
Имеются следующие данные об успеваемости 24 студентов группы по теории статистики в летнюю сессию 2019г.: 5, 4, 2, 4, 3, 4, 5, 3, 4, 3, 4, 3, 2, 5, 2, 5, 3, 2, 3, 5, 5, 4, 4, 3. Постройте:
а) ранжированный ряд студентов по баллам оценок, полученных в сессию;
б) ряд распределения студентов по баллам оценок, полученных в сессию;
в) ряд распределения студентов по уровню успеваемости, выделив в нем две группы студентов: неуспевающие (2 балла), успевающие (3 балла и выше);
г) укажите, каким видом ряда распределения (вариационным или атрибутивным) является каждый из этих двух рядов.
Задание 3.
Известны следующие данные о результатах сдачи абитуриентами вступительных экзаменов на I курс колледжа в 2019г. (баллов):
|
|
9 | 7 | 7 | 9 | 8 | 6 | 9 |
8 | 7 | 8 | 6 | 10 | 7 | 8 |
10 | 6 | 6 | 8 | 8 | 9 | 9 |
7 | 8 | 8 | 9 | 9 | 8 | 6 |
Постройте:
а) ряд распределения абитуриентов по результатам сдачи ими вступительных экзаменов, выделите четыре группы абитуриентов с равными интервалами;
б) ряд, делящий абитуриентов на поступивших и не поступивших в вуз, учитывая, что проходной балл составил 8 баллов.
в) укажите, по какому группировочному признаку построен каждый из этих рядов распределения: атрибутивному или количественному.
Задание 4.
Известны следующие данные о стаже работы 25 рабочих бригады строителей: 2, 4, 5, 3, 15, 6, 5, 6, 9, 7, 14, 8, 5, 9, 10, 11, 4, 2, 3, 4, 6, 5, 13, 10, 1.
Постройте:
а) ранжированный ряд стажа работы рабочих бригады строителей;
б) ряд распределения работников по стажу работы (в годах);
в) определите формулой Стерджесса, интервал группировки работников по стажу работы (оформит в табл);
в) укажите, какой стаж работ имеет основная масса работников бригады.