Изучите материал. Заполните таблицу которая находится после лекции. Инструкция по заполнению после лекции. Все вопросы в личных сообщениях.
Хорошего дня!!!
Тема занятия:
Типы и виды проектов. Типы проектов по сферам деятельности (технический, организационный, экономический, социальный, смешанный).
Типы и виды проектов
Проекты, реализуемые в различных областях, разными специалистами имеют значительные различия между собой. Поэтому для выбора того или иного подхода к управлению конкретным проектом предварительно необходимо разобраться с особенностями именно данного типа или вида проекта.
Классификация проектов может быть проведена по различным основаниям. Мы рассмотрим лишь наиболее распространенные ее варианты:
1.3.1. Типы проектов
Различаются по сферам деятельности, в которых осуществляется проект:
1. Технический (строительство здания или сооружения, внедрение новой производственной линии, разработка программного обеспечения и т. д.);
2. Организационный (реформирование существующего или создание нового предприятия, внедрение новой системы управления, проведение международной конференции и т. д.);
|
|
3. Экономический (приватизация предприятия, внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, введение новой системы налогообложения и т. д.);
4. Социальный (реформирование системы социального обеспечения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений);
5. Смешанный (проекты, реализуемые сразу в нескольких областях деятельности, – к примеру, проект реформирования предприятия, включающий внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, разработку и внедрение специального программного обеспечения и т. д.).
1.3.2. Классы проектов
Различаются по составу, структуре и предметной области проекта:
1. Монопроекты – отдельные проекты различного типа и назначения, имеющие определенную цель, четко очерченные рамки по финансам, ресурсам, времени, качеству и предполагающие создание единой проектной группы (инвестиционные, инновационные и другие проекты);
2. Мультипроект – комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления (реформирование существующих и создание новых предприятий, разработка и внедрение внутрифирменных систем многопроектного управления);
3. Мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и др. образований, включающие в свой состав ряд моно – и мультипроектов («План Маршалла», создание Общеевропейского рынка, развитие Южной Кореи и т. д.).
|
|
1.3.3. Масштабы проектов
В американской практике существует деление проектов по масштабности:
1. Малые проекты – капиталовложения до $10-15 млн.; трудозатраты 40-50 тыс. человеко-часов. Примеры: опытно – промышленные установки, небольшие промышленные предприятия, модернизация действующих производств.
2. Мегапроекты – целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенными на их выполнение временем. Отличительные черты: капиталовложения – от $ 1 млрд. и более, нетрадиционные формы финансирования (акционерные, смешанные) – обычно консорциум фирм, трудоемкость – 2 млн. человеко-часов – на проектирование, 15- 20 млн. человеко-часов – на строительство, 5 -7 и более лет – срок реализации.
1.3.4. Виды проектов
Различаются по характеру предметной области проекта:
1. Инвестиционный – главная цель – создание или реновация основных фондов организаций, требующие вложения инвестиций;
2. Инновационный – главная цель – разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие организаций;
3. Научно – исследовательский;
4. Учебно-образовательный;
5. Смешанный.
1.3.5. По длительности
1. Краткосрочный – до 3-х лет;
2. Среднесрочный – от 3-х до 5-ти лет;
3. Долгосрочный – свыше 5-ти лет.
а) По видам конечного результата:
· изделия: результат – изделие, поделка, конструкция, в том числе информационная продукция (книга, мультфильм, открытка, песня, и т.д.),
· мероприятия: результат – само проведенное мероприятие (праздники, викторины, конкурсы, показы мод, концерты, соревнования),
· решения проблем: результат – решённая проблема,
· исследования: результат – самостоятельно полученные новые знания.
б) По предметно-образовательным областям:
· монопредметные (в рамках одной предметной области)
· межпредметные (в рамках нескольких предметов)
· надпредметные (включают дисциплины, не входящие в школьную программу)
в) По количеству участников:
· индивидуальные;
· парные;
· коллективные;
· групповые.
г) По продолжительности:
· краткосрочные (мини-проекты, рассчитанные на срок от 2-х недель до 1 месяца).
· долгорочные (от 1 месяца до 1-2 четвертей или в течение учебного года).
4.2. Типы проектов:
Исследовательский проект по содержанию может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов), надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить»).
Творческий проект – определенной структуры не имеет. Предполагает максимально авторский подход в решении проблемы. Результат – альманахи, совместная газета, драматическая постановка, спортивная игра, шоу-праздник, арт-мастерские.
Игровой проект – определенной структуры не имеет. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.
Информационный проект – направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат – статья, тезисы, реферат, видеофильм.
Практический проект – четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Этот результат ориентирован на социальные интересы самих участников (справочный материал, задачник, словарь, проект зимнего сада, школьной оранжереи и др.).
4.3.Возможные результаты детского проектирования (выходами) могут быть:
· справочник,
· газета,
· журнал,
· альбом,
· гербарий,
· карта,
· экскурсия,
· сценарий праздника,
· игра,
· макет,
· модель,
· сувенир,
· мультимедийный продукт,
· учебное пособие и другое.
|
|
Защита проектов может проходить на уроке, во внеурочное время, на родительском собрании.
Заполните таблицу, распечатайте ее. Можно таблицу распечатать и заполнить от руки. Если что-то не понятно из лекции под таблицей есть еще дополнительный материал который можно использовать для ее заполнения. Главное принести ее на следующее занятие.