Ваш преподаватель - Домбек Светлана Олеговна

МБУ ДО «Детская художественная школа г. Пскова»

Группы эстетики

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУПП ЭСТЕТИКИ!

        

    Дистанционное обучение предполагает использование различных форм взаимодействия. Для начала предлагаю некоторые материалы с описанием нашей работы с детьми и общие рекомендации по организации изобразительной деятельности дошкольников.

 

Группа эстетики

Второе полугодие

    Выполнены работы на темы:

· «Снежинка» (гуашь).

· «Сказка» (гуашь).

· «Автопортрет» (гуашь).

· «Море» (гуашь).

· «Любимая игрушка» (гуашь, сухие материалы).

· «Портрет мамы» (гуашь).

    К сожалению, не все дети успели полностью выполнить ту или иную работу.

    План работы на период с 21 марта по 30 мая:

· Монотипия. Волшебные пятна (гуашь) - 21 марта.

· «Любимое животное» (гуашь) - 28 марта, 4 апреля.

· «Натюрморт с самоваром» (гуашь) - 11, 18, 25 апреля.

· «Синички» (сухие материалы, тонированная бумага) - 2 мая.

· Свободная тема (гуашь, сухие материалы - на выбор) - 16 мая 23 мая.

· Просмотр - 30 мая.

 

    Общие рекомендации по компоновке листа:

    1. Так как дома (без мольбертов, за столами) сложно работать на листах формата А2 (половина листа ватмана), то можно заменить этот формат на А3 (одна четвертая листа ватмана). Желательно не использовать меньший формат (особенно при работе с красками), чтобы дети не привыкали "мельчить".

    2. Расположение листа - вертикальное или горизонтальное в зависимости от темы или задумки юного художника. Обязательно спросите: " Как ты хочешь расположить лист?"

    3. Делать рисунок карандашом для того, чтобы потом работать в цвете, желательно. Однако тему «Любимое животное» можно сразу выполнять красками (гуашь).

    4. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок не "мельчил", особенно работая гуашью. Уточняйте: "Лист не маленький, значит главный герой картины должен быть не маленький".

    5. Обращайте внимание на то, чтобы юный художник не располагал изображение на краю листа. Представьте, что работу поместят в рамку: часть изображения спрячется под нее...

 

    Общие рекомендации по работе с гуашью:

    1. Работая гуашью, нужно помнить, что эта краска "не любит" много воды. Мазок должен быть достаточно плотным, не размытым.

    2. Обязательно используем палитру, чтобы смешивать цвета. Это и интересно, и грамотно, и имеет развивающий эффект (развитие цветоощущений, эстетических чувств, наблюдательности, аккуратности).

    3. Накладывать краску на краску, слой за слоем, не следует. Напоминайте детям, что сначала нужно подумать, выбрать цвет, смешать краску, а потом "давать команду руке". У нас с детьми девиз: "Сначала думаем, потом делаем". Правда, еще сложно его воплотить в работе полностью, так как очень хочется быстрее воплотить задуманное... Но все делается постепенно.

    4. Пусть юный художник не забывает менять воду по мере необходимости.

    5. Пусть юный художник сам выбирает кисти под формат листа и размер объекта изображения. Только напоминайте ребенку: крупное изображение - кисть побольше, мелкое - поменьше. ВНИМАНИЕ: для гуаши используется достаточно жесткая кисть (щетина, синтетика), а не мягкая (белка, колонок). После работы желательно мыль кисти с мылом.

    6. На занятиях мы стараемся заполнить лист полностью (в том числе фон). Напомните об этом ребенку, тем более что на листе формата А3 это будет сделать несложно.

    7. Когда дети смешивают цвета, просите дать название полученному цвету. Пусть называют, придумывают, ассоциируют (цвет малинового йогурта, фисташкового мороженого, молочного шоколада и т.п.). Это развивает цветоощущения и речь.

    8. Стараемся не использовать черную гуашь. Черный цвет не "плохой" (как иногда внушают детям...), черный цвет - сложный, а мы еще не научились его грамотно использовать.

    Общие рекомендации по работе с сухими материалами:

    1. Детям работать сухими материалами (восковые мелки, масляная пастель, карандаши, фломастеры) сложнее, чем красками, так как быстро устает рука. Поэтому можно работу отложить на время, а потом закончить.

    2. Фон при работе цветными материалами желательно, кроме случаев использования тонированной бумаги.

    3. При работе масляной пастелью (мелками) нельзя штриховать изображение, держа мелок плашмя (по длине). Дети иногда хитрят, желая побыстрее заштриховать изображение, а такой способ помогает это сделать. Однако результат не очень радует глаз...

 

    Психолого-педагогические рекомендации по общению с детьми:

    1. Не заставляете ребенка рисовать. Помните, что заставляя мы отбиваем желание. Для дошкольника действенный мотив деятельности - ИНТЕРЕСНО, а не НАДО.

    2. Мотивируйте ребенка своим интересом к его работе и вопросами типа: "Интересно, что у тебя получится...", "Неужели ты справишься? Ведь это очень сложное задание!", "Научи меня смешивать оранжевый (лавандовый, розовый, голубой и т.п.) цвет", "Покажи, пожалуйста, как ты это делаешь. Очень любопытно!", "Славно у тебя получается, у меня, наверное, так не получится!", "Какая любопытная идея!" и т.п.

    3. Похвалите за старание, прекрасную работу, замечательную картину. НИКОГДА не говорите, что вы не понимаете, что изобразил ребенок.

 

Каждая детская работа – это попытка узнать мир. Любой сюжет детского произведения, будь то мягко выполненный осенний пейзаж, яркий портрет мамы или картинка из «кошачьей» жизни, отражают склонность ребенка исследовать все окружающее. Красочные пятна, линии, образы помогают ему постичь большое и малое, доброе и безнравственное, землю и небо, природу и человека… Ребенок переносит на чистый лист свои знания об окружающем мире, чувства и мысли, свое внутреннее «Я». Нам, взрослым, НЕОБХОДИМО осознать и еще одну важную вещь: дошкольник с помощью рисунка не только открывает мир, но и открывает миру себя. «Я не понимаю, что ты здесь нарисовал!», «Какой неправильный натюрморт!», «Почему у тебя волосы на портрете зеленого цвета?»... Всем нам знакомы эти фразы, сказанные взрослыми в адрес детского рисунка. Но ведь совсем не обязательно искать в работе полное сходство с тем, что изображают дошкольники. Совсем не страшно, что начав изображать крону дерева зеленой краской, ребенок, увлекшись процессом и находясь под впечатлением возникшего образа, продолжает рисовать зеленым цветом и ствол дерева, и цветы, и человека. В этот момент мы - родители, близкие люди, педагоги - должны быть мудрым и терпеливым, должны стремиться понять рисующего ребенка, а не технику рисунка. Главное – душа работы, в которую вложена душа ребенка. А техника придет, ведь впереди еще так много времени для кропотливого труда, художественного поиска, ошибок и находок.  (из буклета выставки, посвященной 20-летию групп эстетики ДХШ г. Пскова)

 

    4. Не ругайте за небрежность, неаккуратность, нежелание, лучше уточните причину.

 

    Несколько рекомендаций по отдельным темам:

    1. Для темы «Натюрморт с самоваром» необходимо найти и рассмотреть с ребенком изображения самоваров (а может у вас дома имеется старый самовар...). Рассматривание и сравнение развивает наблюдательность и обогащает память образами.

    2. Для темы «Синички» также необходимо найти и рассмотреть с ребенком изображения синичек. Попросите ребенка описать эту птичку.

    По мере возможности можно в качестве тонированного листа можно использовать обратную сторону неиспользованных, ненужных обоев, бумагу для эскизов, почтовую бумагу и др.

    3. В теме «Любимое животное» можно попробовать использовать черную и серую краску.

    4. Тема «Монотипия. Волшебные пятна» - общеразвивающая.

Монотипия – одна из простых графических техник. Название происходит от двух греческих слов: «monos» - один, единственный, «typos» - отпечаток. Монотип может стать основой для удивительных композиций.

Материалы: гуашь (свежая, жидкая), лист формата А3, несколько небольших листочков плотной бумаги, кисть, баночка, фломастеры.

Ход работы.

Детям занятия предлагается сделать краской цветное пятно на небольшом листочке бумаги, затем отпечатать пятно на листе бумаги формата А3. На другом листочке бумаги сделать еще одно пятно (можно другими цветами), отпечатать на листе бумаги формата А3. Повторить несколько раз. Цветные пятна располагаются в разным местах, а не накладываются друг на друга.

Выбор цветов не ограничен.

Пятна можно оставить в «чистом» виде, не дорисовывая его до образа. В этом случае детям предлагается рассмотреть образы, которые «спрятаны» в пятне. Лист с пятнами рекомендуется «повращать», чтобы была возможность разглядеть больше образов.

Можно предложить дорисовать каждое полученное пятно фломастером до какого-либо образа или соединить все пятна в общую картину (это очень высокий уровень развития воображения!).

 

ВСЕГО САМОГО ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО!

 

Ваш преподаватель - Домбек Светлана Олеговна

 

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

    Если кого-нибудь заинтересует моя статья, посвященная детской изобразительной деятельности, в журнале "Педагогика искусства", то ее можно найти в Интернете на официальном сайте журнала.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: