Работы диагностического тестирования по физике

Контрольных измерительных материалов для проведения диагностического тестирования учащихся 10-х классов по ФИЗИКЕ

Пояснения к демонстрационному варианту работы диагностического тестирования

При ознакомлении с демонстрационным вариантом следует иметь в виду, что включённые в него задания не отражают всех элементов содержания, кото- рые будут проверяться с помощью вариантов КИМ.

Полный перечень элементов содержания, которые могут контролировать- ся на диагностическом тестировании, приведён в кодификаторе элементов со- держания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ос- новного государственного экзамена по физике, размещённом на сайте: www.fipi.ru.

Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возмож- ность любому участнику диагностического тестирования составить представ- ление о структуре будущей работы, количестве и форме заданий, об уровне их сложности.

.


Инструкция по выполнению работы

На выполнение диагностической работы по физике отводится 90 минут.

Экзаменационная работа включает в себя 19 заданий.

Ответы к заданиям 1, 2, 4, 11–14, 16 и 17 записываются в виде последова- тельности цифр. Ответом к заданиям 3 и 15 является одна цифра, которая соот- ветствует номеру правильного ответа. Ответы к заданиям 5–10 записываются в виде целого числа или конечной десятичной дроби с учётом указанных в ответе единиц. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов. Единицы измерения в ответе указывать не надо.

При вычислениях разрешается использовать линейку и непрограммируе- мый калькулятор.

Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается ис- пользование гелевой или капиллярной ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Поста- райтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количе- ство баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланке ответов был записан под правильным номером.

 

Желаем успеха!


СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ФИЗИКЕ

Десятичные приставки

Наименование

Обозначение

Множитель

гига

Г

9

10

мега

М

6

10

кило

к

3

10

гекто

г

2

10

санти

с

–2

10

милли

м

–3

10

микро

мк

–6

10

нано

н

–9

10

Константы

ускорение свободного падения на Земле

𝑔 = 10 м

с2

гравитационная постоянная

−11 Н ∗ м2

𝐺 = 6,7 · 10     кг2

скорость света в вакууме

𝑐 = 3 · 108 м

с

элементарный электрический заряд

–19

e = 1,6·10 Кл

Плотность

бензин

710 кг

м3

древесина (сосна)

400 кг м3
спирт

800 кг

м3

парафин

900 кг м3
керосин

800 кг

м3

лёд

900 кг м3
масло машинное

900 кг

м3

алюминий

2700 кг м3
вода

1000 кг

м3

мрамор

2700 кг м3
молоко цельное

1030 кг

м3

цинк

7100 кг м3
вода морская

1030 кг

м3

сталь, железо

7800 кг м3
глицерин

1260 кг

м3

медь

8900 кг м3
ртуть

13 600 кг

м3

свинец

11 350 кг м3
           

Удельная

теплоёмкость воды 4200 Дж кг·°С теплота парообразования воды 6  Дж 2,3·10 кг

теплоёмкость спирта

2400 Дж

кг·°С

теплота парообразования

спирта

5  Дж 9,0·10 кг

теплоёмкость льда

2100 Дж

кг·°С

теплота плавления

свинца

4  Дж 2,5·10 кг

теплоёмкость

алюминия

  Дж

920 кг·°С

теплота плавления стали

4  Дж 7,8·10 кг

теплоёмкость стали

500 Дж

кг·°С

теплота плавления олова

4  Дж 5,9·10 кг

теплоёмкость цинка

400 Дж

кг·°С

теплота плавления льда

5  Дж 3,3·10 кг

теплоёмкость меди

400 Дж

кг·°С

теплота сгорания спирта

7  Дж 2,9·10 кг

теплоёмкость олова

230 Дж

кг·°С

теплота сгорания

керосина

7  Дж 4,6·10 кг

теплоёмкость свинца

130 Дж

кг·°С

теплота сгорания

бензина

7 Дж 4,6·10  кг

теплоёмкость бронзы

420 Дж

кг·°С

 

 

Температура плавления

Температура кипения

свинца

327 °С

воды

100 °С

олова

232 °С

спирта

78 °С

льда

0 °С

 

 

Удельное электрическое сопротивление, Ом·мм𝟐 (при 20 °С)

м

серебро

0,016

никелин

0,4

медь

0,017

нихром (сплав)

1,1

алюминий

0,028

фехраль

1,2

железо

0,10

 

 

               

Нормальные условия: давление 10 Па, температура 0 °С
5







Часть 1

Ответом к заданиям 1, 2, 4, 11–14, 16 и 17 является последовательность цифр. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Ответом к заданиям 3 и 15 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Отве- том к заданиям 5–10 является число. Единицы измерения в ответе указы- вать не надо. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ справа от номера соответствующего за- дания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1
Установите соответствие между физическими величинами и единицами этих величин в СИ. К каждой позиции первого столбца подберите соот- ветствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу вы- бранные цифры под соответствующими буквами.

 

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ЕДИНИЦЫ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН
А) давление газа 1) Ом (1 Ом)
Б) количество теплоты 2) Ньютон (1 Н)
В) сопротивление резистора 3) Джоуль (1 Дж)
  4) Кулон (1 Кл)
  5) Паскаль (1 Па)

 

 

A Б В
     

 

Ответ:

 

 

2
Установите соответствие между формулами для расчёта физических ве- личин и названиями этих величин. В формулах использованы обозначе- ния: m – масса тела; ν – скорость тела. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запи- шите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

 

ФОРМУЛЫ ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
А) 1) работа силы
Б) 𝑚ν2 2 2) кинетическая энергия тела
  3) давление твёрдого тела
  4) модуль импульса тела

 

A Б
   

 

Ответ:


3
Два одинаковых по размеру стержня с закреплёнными на них с помощью парафина гвоздиками нагревают с торца (см. рисунок). Слева от свечи расположен медный стержень, а справа – железный стержень. По мере нагревания парафин плавится, и гвоздики поочерёдно падают.

 


 

Наблюдаемый процесс быстрее происходит для медного стержня, так как

 

1) плотность меди больше
2) плотность железа больше
3) теплопроводность меди больше
4) теплопроводность железа больше

 

 

Ответ:

4
Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Для изучения электрических свойств стержней, изготовленных из раз- ных материалов (рис. 1), провели следующие опыты. Взяли два одина- ковых электрометра. Первый зарядили от наэлектризованной палочки, а второй оставили незаряженным (рис. 2).


Когда шары электрометров соединили друг с другом одним из стерж- ней, показания приборов не изменились. Это объясняется тем, что ма- териал этого  стрежня  является (А). Такие  материалы


            (Б), поэтому второй электрометр остался незаряженным. Ко- гда шары электрометров соединили другим стержнем, стрелка незаря- женного электрометра практически моментально отклонилась от вер- тикального положения. Это объясняется тем, что материал данного стержня  является (В). В таких материалах  имеются


            (Г), поэтому второй электрометр заряжается.

Список слов и словосочетаний:

1) проводник

2) кристалл

3) диэлектрик

4) электризуются при соприкосновении

5) не проводят электрический заряд

6) свободные электрические заряды

7)

A Б В Г
       

 

связанные электрические заряды Ответ:

 

5
Шар 1 последовательно взвешивают на рычажных весах с шаром 2 и шаром 3 (рис. а и б). Для объёмов шаров справедливо соотношение V 1 = V 3 < V 2.


Какой шар имеет максимальную плотность? Запишите в ответе цифру, которой обозначен шар.

Ответ:                        .

 

6
На рисунке представлен график зависимости давления воздуха от коор- динаты в некоторый момент времени при распространении звуковой волны.


Какова длина данной звуковой волны? Ответ:                 м.


7
Какое количество теплоты необходимо, чтобы кусок олова массой 1 кг нагреть на 10 °С?

 

Ответ:                     Дж.

 

8
Металлический шарик 1, укреплённый на длинной изолирующей ручке и имеющий заряд + q, приводят в соприкосновение с таким же шариком 2, расположенным на изолирующей подставке и имеющим заряд –3 q.

 


 

Во сколько раз в результате взаимодействия уменьшится заряд на шари- ке 2?

 

Ответ: в                       раз(а).

 


9
Чему равно общее сопротивление участка цепи, изображённого на ри- сунке, если R 1 = R 2 = 4 Ом, R 3 = R 4 = 6 Ом?

Ответ:                         Ом.

 

 

10
Чему равно массовое число частицы Х, которая выделяется в результате следующей ядерной реакции:

19𝐹 + 1𝑝 = 16𝑂 + 𝑋

9       1           8

 

Ответ:                    .


11
Герметично закрытый сосуд, частично заполненный водой, длительное время хранился при комнатной температуре, а затем был переставлен в холодильник. Как изменятся скорость движения молекул водяного пара и относительная влажность воздуха в сосуде?

Для каждой величины определите соответствующий характер измене- ния:

1) увеличится

2) уменьшится

3) не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величи- ны.

Цифры в ответе могут повторяться.

 

Скорость движения молекул пара Относительная влажность воздуха
   

 

 

12
Пассажир в аэропорту переводит взгляд с электронного табло на цифер- блат наручных часов. Как при этом меняются фокусное расстояние и оп- тическая сила хрусталика глаза человека?

Для каждой величины определите соответствующий характер измене- ния:

1) увеличивается

2) уменьшается

3) не изменяется

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величи- ны.

Цифры в ответе могут повторяться.

 

Фокусное расстояние Оптическая сила
   

13
На рисунке представлены графики зависимости проекции скорости от времени для трёх тел, движущихся вдоль оси О х.


Используя данные графиков, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Запишите в ответе их номера.

 

1) В начальный момент времени все три тела имели одинаковую ско- рость.

2) Тело (1) движется с наибольшим по модулю ускорением.

3) Тело (3) с начала наблюдения движется в отрицательном направлении оси Ох.

4) Уравнение зависимости проекции скорости от времени для тела (1) имеет вид: υx = 30 + t (единицы СИ).

5) В течение первых 20 с тело (1) пройдёт максимальный путь.

 

 

Ответ:


14
В справочнике физических свойств различных материалов представлена следующая таблица.

    Вещество Плотность в твёрдом состоянии, г/см3 Удельное электрическое сопротивление (при 20 °С), Ом · мм𝟐   м
Алюминий 2,7 0,028
Железо 7,8 0,1
Константан (сплав) 8,8 0,5
Латунь 8,4 0,07
Медь 8,9 0,017
Никелин (сплав) 8,8 0,4
Нихром (сплав) 8,4 1,1
Серебро 10,5 0,016

 

Используя данные таблицы, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Запишите в ответе их номера.

 

1) При равных размерах проводник из латуни будет иметь меньшую массу и меньшее электрическое сопротивление по сравнению с провод- ником из меди.

2) При равных размерах проводник из серебра будет иметь меньшую массу по сравнению с проводниками из константана и нихрома.

3) Проводники из константана и никелина при одинаковых размерах бу- дут иметь одинаковые массы.

4) При замене спирали электроплитки с никелиновой на нихромовую та- кого же размера электрическое сопротивление спирали уменьшится.

5) При параллельном включении проводников из железа и никелина, имеющих одинаковые размеры, потребляемая мощность у никелина бу- дет в 4 раза меньше.

 

Ответ:


15
С помощью барометра проводились измерения атмосферного давления. Верхняя шкала барометра проградуирована в кПа, а нижняя шкала – в мм рт. ст. (см. рисунок). Погрешность измерений давления равна цене деления шкалы барометра.


Чему равны показания барометра с учётом погрешности измерений? 1) (764 ± 1) мм рт. ст.

2) (764 ± 0,1) мм рт. ст.

3) (764 ± 1) кПа

4) (764 ± 0,1) кПа

 

Ответ:



16
Изучая магнитные свойства проводника с током, ученик собрал элек- трическую схему, содержащую неподвижно закреплённый прямой про- водник, и установил рядом с проводником магнитную стрелку (рис. 1). При пропускании через проводник электрического тока магнитная стрелка поворачивается (рис. 2 и 3).

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответ- ствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. За- пишите в ответе их номера.

1) Проводник при прохождении через него электрического тока взаимо- действует с магнитной стрелкой.

2) При увеличении электрического тока, протекающего через провод- ник, магнитное действие проводника усиливается.

3) Направление линий магнитного поля, создаваемого проводником с током, зависит от направления тока в проводнике.

4) Магнитные свойства проводника зависят от его размеров.

5) Магнитное действие проводника с током зависит от среды, в которую он помещён.

 

Ответ:

 

17
Установите соответствие между техническими устройствами и физиче- скими явлениями, лежащими в основе их работы. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующи- ми буквами.

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
А) зеркальный перископ 1) поглощение света
Б) проекционный аппарат 2) отражение света
  3) магнитное действие электрического тока
  4) преломление света

 

A Б
   

 

Ответ:


Прочитайте текст и выполните задания 18–19.

 

 

Свойства льда

Между давлением и точкой замерзания (плавления) воды наблюдается интересная зависимость (см. таблицу).

 

  Давление, атм   Температура плавления льда, °С Изменение объёма при кристаллиза- ции, см3/моль   Давление, атм   Температур а плавления льда, °С

Изменение объёма при кристалли- зации,

см3/моль

1 0,0 –1,62 5280 –10,0 1,73  
610 –5,0 –1,83 5810 –5,0 1,69  
1970 –20,0 –2,37 7640 10,0 1,52  
2115 –22,0 0,84 20000 73,8 0,68  

 

С повышением давления до 2200 атмосфер температура плавления па- дает: с увеличением давления на каждую атмосферу она понижается пример- но на 0,0075 °С. При дальнейшем увеличении давления точка замерзания во- ды начинает расти: при давлении 20 670 атмосфер вода замерзает при 76° С. В этом случае будет наблюдаться горячий лёд.

При нормальном атмосферном давлении объем воды при замерзании внезапно возрастает примерно на 11%. В замкнутом пространстве такой про- цесс приводит к возникновению избыточного давления до 2500 атм. Вода, замерзая, разрывает горные породы, дробит многотонные глыбы.

В 1850 г. английский физик М. Фа- радей обнаружил, что два влажных куска льда при 0 ○С, будучи прижаты друг к другу, прочно соединяются или смерза- ются. Однако, по Фарадею, этот эффект не наблюдался с сухими кусками льда при температуре ниже 0 ○С. Позже он назвал это явление режеляцией.

В 1871 г. англичанин Дж.-Т. Бот- томли продемонстрировал подобное яв- ление на другом опыте. Поставив на два столбика ледяной брусок и перекинув через него тонкую стальную проволоку (диаметром 0,2 мм), к которой был под- вешен груз массой около 1 кг (рис. а), Боттомли наблюдал при температуре чуть выше нуля, как в течение несколь-


ких часов проволока прорезала лёд и груз упал. При этом ледяной брусок остался целым и невредимым, и лишь там, где проходила проволока, образо- вался тонкий слой непрозрачного льда. Если бы мы в течение этих часов непрерывно наблюдали за проволокой, то увидели бы, как постепенно она опускается, как бы разрезая лёд (рис. б, в, г), при этом выше проволоки ника- кого разреза не остаётся – брусок оказывается монолитным.

Долгое время думали, что лёд под лезвиями коньков тает потому, что испытывает сильное давление, температура плавления льда понижается, и лёд плавится. Однако расчёты показывают, что человек массой 60 кг, стоя на коньках, оказывает на лёд давление, при котором температура плавления льда под коньками уменьшается примерно на 0,1 °С, что явно недостаточно для катания, например, при –10 °С.

 

18
Вода, замерзая, может разрывать горные породы, потому что

1) температура замерзания воды зависит от давления, а в горных поро- дах оно достигает 2500 атм.

2) с повышением внешнего давления до 2200 атмосфер температура за- мерзания падает.

3) объём вещества увеличивается и создаёт огромное внешнее давление.

4) при замерзании под давлением наблюдается явление режеляции льда.

 

Ответ:

 

 

19
Выберите верное утверждение, соответствующее содержанию текста.

 

1) Под режеляцией льда понимают процесс таяния льда под давлением и восстановление льда после снятия давления.

2) Катание на коньках возможно за счёт изменения температуры плавле- ния льда под действием внешнего давления.

3) При давлении 7640 атмосфер объём льда при замерзании увеличива- ется в 1,5 раза.

4) Чем выше внешнее давление, тем ниже температура таяния льда.

 

Ответ:

 

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов в со- ответствии с инструкцией по выполнению работы. Про- верьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с но- мером соответствующего задания.


Система оценивания















работы диагностического тестирования по физике

За правильный ответ на каждое из заданий 2, 3, 5–10, 15, 18, 19 ставится по 1 баллу. Эти задания считаются выполненными верно, если правильно указаны требуемые цифра, последовательность цифр или число. Ответ на каждое из заданий 1, 4, 11–14, 16, 17 оценивается 2 бал- лами, если верно указаны все элементы ответа; 0 баллов, если ответ от- сутствует или содержит ошибку.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: