ЗАДАНИЕ
Оценка степени суицидального риска
Цель – определение степени суицидального риска у клиента по стенограмме телефонного звонка с использованием «Шкалы угрозы суицида».
Описание: Для выполнения задания необходимо использовать Раздаточный материал «Стенограмма» и Раздаточный материал «Шкала оценки угрозы суицида».
Задания:
1. Выявить степень суицидального риска.
2. Письменно распишите структуру работы с суицидальным риском. Разработайте рекомендации клиенту.
3. Составьте план консультирования для проверки степени проявления суицидального риска, определите готовность к суициду. Определите структуру краткосрочной терапии для работы с суицидом.
Раздаточный материал 1
Стенограмма телефонной беседы (дистантная форма помощи в кризисной ситуации) (Приложение 4)
Материалы к упражнению: стенограмма представлена в литературном источнике: Ромек В.Г. и др. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Изд-во: Речь, 2004. – С.188-191.
Раздаточный материал 2
«Шкала оценки угрозы суицида»
Шкалы | Количество совпадений | Факторы суицидального риска |
Пол | Мужской | |
Возраст | 12-24, 45 и выше | |
Депрессия | Депрессивные состояния в прошлом, депрессия в настоящее время | |
Предыдущие попытки | Да | |
Зависимость от психоактивных веществ | Да | |
Потеря рационального мышления | Иррациональное мышление, психотическое состояние | |
Нехватка социальной поддержки | Нет семьи, друзей, суженный круг общения, отсутствие стабильной работы и финансовой стабильности | |
Концертный суицидальный план |
| Время, место, способ |
Степень летальности данного способа | ||
Легкость данного способа | ||
Отсутствие супруга | Одинокий, овдовевший, разведенный, живущий отдельно | |
Болезни | Хронические заболевания, сопровождающиеся сильными болями и/или утратой трудоспособности, подвижности, с плохим медицинским прогнозом | |
Итого совпадений: |
| |
Уровень 1 | 0-2 | Невысокая степень суицидального риска |
Уровень 2 | 3-4 | Средний уровень суицидального риска – необходимы интервенция и поддержка |
Уровень 3 | 5-6 | Высокая степень суицидального риска – необходима антисуицидальная интервенция |
Уровень 4 | 7-10 | Очень высокая степень суицидального риска – требуется неотложная интервенция |
Стенограмма представлена в литературном источнике: Ромек В.Г. и др. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Изд-во: Речь, 2004. – С.188-191.
Проведите анализ приведенного ниже отрывка из телефонной беседы с целью определения степени суицидального риска.
Телефонная беседа:
К. (консультант): Слушаю вас! Чем могу помочь?
С. (собеседница): Я... не знаю. Не знаю, что говорить... (плачет).
К.: Вы очень расстроены.
С: Со мной произошла ужасная вещь. Не знаю, с чего начать.
К.: Можете называть меня... А как к вам обращаться?
С:...
К.: Хорошо, что вы позвонили.
С.: Может... пусть... это у вас работа... А я уже дошла до... Понимаете,
я встретила одного человека. Все было просто здорово, а сегодня
все кончилось... не знаю, что это... Я никому не могу рассказать...
К.: Мне можете.
С: Я вела себя глупо... глупо... Мне так стыдно. Я себя ненавижу.
Все было неправдой. Не прошло двух недель, как все кончилось
(плачет).
Л.: Что же случилось?
С: Самое ужасное, что я не знаю! (плачет). Мы должны были
встретиться на дискотеке. Он с друзьями был. Я никого из них не
знаю. Сначала я думала, он меня не заметил в толпе, подошла... А он
так на меня посмотрел, как будто: «Ну, что там еще?» Я даже не сообразила,
что сказать. И потом... он был с девушкой, понимаете?..
И делал вид, что меня не знает! (плачет).
К.: Хм. Да уж.
С: Я не могу понять, как это может быть. У меня такое чувство,
что это сон какой-то! Я не могу поверить... я не знаю, ничего ведь не
было плохого!
К.: Давайте разберемся. Когда была эта дискотека?
С.: Сегодня вечером. Не знаю, сколько прошло времени. Мне хотелось
растерзать их в клочья. Потом мне стало плохо, натурально
тошнило, все внутри перевернулось, как будто бы я отравилась, я еле ушла. Не могла я там одна торчать! А теперь домой идти, а я не могу
(пауза). Вы не знаете, который час?
К.: Уже половина первого. А сейчас? Как сейчас вы себя чувствуете?
С.: Я чувствую себя обманутой дурой!
К.: Вы накануне не ссорились с вашим другом?
С.: Нет, просто мы не виделись несколько дней, он говорил, что
у него дела, проблемы всякие. Я во всем виновата! (плачет).
К.: В чем вы виноваты?
С.: В том, что доверяла, верила всему, дурочка, наивная идиотка.
Меня так воспитали, да! Что я не знаю, кому верить! То я сидела все
дома, потому что «до девяти - не позже»! И теперь такое... (пауза).
К.: Родители старались удержать вас дома?
С: Да, они вообще ничему меня не научили, только всего бояться.
А теперь скажут: «Вот! Мы были правы». Я не могу жить!
К.: Вам сейчас так плохо, что вы не хотите жить?
С.: Да! Я хочу, чтобы все кончилось! Всем было бы лучше, и родителям
спокойнее.
К.: И?
С.: Еще на дискотеке я подумала, что сейчас пойду на крышу
и спрыгну. Я была в одном подъезде. Там выход на крышу закрыт...
Потом... хотела... сначала пойти к подруге. Но ее не было дома.
К.: Слава Богу, что чердаки хоть у нас закрывают. Это в первый
раз у вас такое?
С.: Да нет. Я уже туда ходила... давно, два года назад, там открыто
было, но тогда из-за школы, дурочка. Маленькая еще была, в восьмом
классе.
К.: И в тот раз кто-то вам помешал?
С.: Да никто, я с собакой ходила, щенок у меня был. Его жалко
стало, не бросать же на крыше. Он-то ни в чем не виноват.
К.: И где он сейчас?
С.: А в деревню отдали. А мне, как обычно, ничего не сказали.
Прихожу домой, а его нет (пауза). Я не знаю, как мне домой идти.
Начнутся расспросы: «Где, что?» Они всегда пристают. Я не выдержу.
Они сейчас, наверное, в милицию звонят... или в морг. Это у моей
мамы привычка такая: чуть что - в морг звонить.
К.: Вы не хотите сейчас видеть родителей?
С.: А если уже ищут, отец начнет драться.
К.: Такое было?
С.: Он вообще любит руки прикладывать.
К.: Вы боитесь его?
С.: Вообще-то, нет, просто надоело, они мне надоели, понимаете,
из-за них все еще хуже...
К.: Но одной среди ночи... Знаете, когда случается что-то плохое,
лучше побыстрее оказаться в спокойном месте, и тогда обо всем подумать.
Где вы сейчас?
С.: Да ничего со мной не случится: закон подлости. Я звоню с улицы,
и дом мой на другой стороне. Даже окна наши вижу. Свет не горит
(пауза). Если сегодня отстанут, все равно я жить не смогу. Я не
смогу забыть, я буду всегда помнить, лучше умереть, чем думать про
это. Я уверена, что он надо мной издевался с самого начала. А я ничего
не понимала. Я думала, все по-настоящему. И что теперь все будет
по-другому. Это так противно, вы не можете понять, как мне сейчас
гадко. Мне хочется себя избить, уничтожить за глупость! Ведь все
смеялись, я уверена. Это же так потешно: девочку обманули и бросили!
Я бы и сама посмеялась (пауза). А они день и ночь будут меня
пилить.
К.: «Они» - это родители? За что?
С.: Что ходила гулять, что с парнем была. Нужно было сидеть дома,
никуда не ходить, слушать их.
К.: Ну, это невозможно: никуда не ходить, ни с кем не встречаться.
С.: Моя мама бы вам рассказала, что возможно, а что нет. Родителям
я... смешно... говорила, что иду к подруге (пауза). Хуже всего чувствовать
себя дурой, которую так просто бросили. Как они каркали, так и вышло!
К.: Это очень обидно. Но если они старались предостеречь, то,
скорее всего, не обрадуются. Я бы расстроилась, если бы узнала, что
у моей дочери неприятности. Но как бы я узнала? Только если бы она
захотела мне рассказать. А вы своим расскажете?
С.: Может так получиться, что не будет другого выхода. Я могла
забеременеть.
К.: Может быть или вы точно знаете?
С.: А у меня всегда все по полной программе. А что? Рожу ребенка.
Пусть все радуются.
К.: Сейчас у вас есть какие-нибудь признаки беременности?
С.: А какие они должны быть?