Фрагмент урока по методике преподавания математики

УМК «Школа России», М.И. Моро

Класс: 3 (1 ч.), стр.78 №19 

 

Тип урока: «Урок формирования умений»

Тема: «Задачи на нахождение остатка, уменьшаемого, вычитаемого»

 

Цель: Совершенствовать умение решать составные задачи.

Задачи:

1. Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.

2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи.

3. Формировать умения составлять план решения задачи;рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.

4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.

5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.

Оборудование: презентация

 

Задача:

Из 14 мотков шерсти бабушка связала носки, затратив на каждую пару по 2 мотка. Внукам она подарила 3 пары носков. Сколько ещё пар носков у неё осталось?

 

Ход урока:

Этап урока Содержание урока
1. Подготовительный этап (Обработка умения решать простые задачи) Задачи: -Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи. Вспомним задачу, которую выполняли недавно. С.68 №3. -Прочитайте задачу. -Что известно в задаче? (В корзине было 5 кг свеклы, а в одинаковых ящиках – 60 кг) -Что нужно узнать в задаче? (Во сколько раз больше свеклы было в одном ящике, чем в одной корзине) -Сколько килограммов свеклы в корзине? (5 кг.) -А в ящике? (Неизвестно) -Каким действием это можно узнать? (Делением) -Как узнать, во сколько раз одно число больше другого? (Большее число разделить на меньшее) Посмотрите на доску, и скажите мне, правильно ли составлена краткая запись к задаче? (Да, правильно) Корзина- 5 кг.                          Во сколько раз больше? 1 ящик-? 60 кг в 6 ящиках Какое будет решение? 1)60:6=10 (кг.) в каждом ящике 2) 10:5=2 (р.) в 2 раза больше. Ответ: в 2 раза больше Молодцы, вспомнили!
2. Решение задачи: · Чтение и осознание текста задачи. · Выделение структурных компонентов задачи. Задачи: o Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи. -Ребята, откройте учебник на странице 79 и прочитайте «про себя» задачу под № 19.  -Кто прочитает задачу вслух? -О чем идет речь в задаче? (Что бабушка взяла носки) -Что мы знаем ещё? (Бабушка на каждую пару тратила по 2 мотка) -А всего мотков сколько было? (14) -Что еще известно в этой задаче?(Что бабушка подарила внукам 3 пары носков) -Что нам нужно узнать? (Сколько ещё пар носков у неё осталось?) -Верно! Для того, чтобы лучше понять ситуацию, происходящую в задаче, нам нужно краткую запись к ней.     -Для начала вспомним, что значит «пара»? (Пара-это два) Устно повторить табличное деление на 2. -Первое, что нам надо записать, это сколько всего связала бабушка мотков.   Связала -14 м. Хорошо, сколько мотков пришлось на одну пару? (2) Записываем.   На 1 пару- 2 м Сколько бабушка подарила пар? (3) Верно, записываем.   Подарила -3 п  И осталось записать вопрос задачи, что нам надо узнать? (Сколько осталось пар)   Осталось –? п -Верно! А теперь попробуйте пересказать задачу по нашей краткой записи, сохраняя все существенные подробности. (Из 14 мотков шерсти бабушка связала носки, затратив на каждую пару по 2 мотка. Внукам она подарила 3 пары носков. Сколько ещё пар носков у неё осталось?)
3. Поиск пути решения задачи. Составление плана решения. Задачи: o Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключение;     o устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку. -Можем ли мы сразу же ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу же ответить на вопрос задачи). Давайте рассуждать. - Каков главный вопрос задачи? (Сколько пар носков осталось у бабушки) -Исходя, из чего мы можем начать решать задачу? (Мы знаем, сколько было всего мотков, и знаем, сколько тратила мотков на одну пару, и что подарила она 3 пары носков) - А какое число, мы пока что не знаем? (Сколько пар носков у неё было)  Сможем ли мы ответить на главный вопрос, если узнаем сколько пар было всего? (Да, мы сможем ответить на главный вопрос)   Построим «Дерево рассуждений»   Составим план рассуждения задач 1. Сначала найдем сколько пар носков связала бабушка. Какое действие и с какими величинами выполним? (14:2, так как из 14 мотков шерсти бабушка связала носки затратив на каждую пару по 2 мотка) 2. Затем, найдем сколько пар носков осталось. Что для этого сделали? (Кол-во пар носков, вычитаем 3, т.к бабушка подарила 3 пары носков внукам)   Одновременно заполняем дерево рассуждений    
4. Записи решения и ответа задачи. Задачи: o Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений. -Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 2 действия) -Почему? (Так как в задаче 2 неизвестных) -Давайте запишем первое действие. Какое оно будет? Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради. 1) 14:2=7 7 –чего? Пар связала 14:2=7(п.)- Связала бабушка всего. -Что мы нашли в первом действии? (Количество пар, которое связала бабушка) -Верно. После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию. -Какое будет второе действие? 2) 7-3=4(п.)- Осталось -Чему равно? (4) -Что мы нашли во втором действии? (Сколько пар у бабушки осталось после того, как она подарила внукам) -Запишем пояснение ко второму действию. -Мы записали решение по действиям. Как еще можно было записать решение? (Одним выражением) 14:2-3=4(п.) Верно, запишите его в тетрадь.
5. Проверка полученного решения. Исследование решения. Задачи: o Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной. - Выполним проверку, составив и решив задачу обратную данной. - Что нужно сделать, чтобы составить задачу, обратную данной?(Найденное искомое записать как данное, а одно из данных сделать искомым) Посмотрите краткую запись. Что изменилось? Кто скажет, как теперь будет звучать задача?   Потратила -? м. Подарила- 3п. Осталось – 4п. Бабушка подарила 3 пары носков внукам, у неё осталось 4 пары. Сколько мотков потратила бабушка, если на каждую пару она тратила по 2 мотка?   - Запишите эту краткую запись к себе в тетрадь - Что теперь нужно найти, чтобы ответить на вопрос задачи? (Сколько пар носков всего связала бабушка?) - Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Нет) - Почему? (Сначала нужно найти сколько пар у неё было до того, как она подарила 3 пары) Одновременно составляем «Дерево рассуждений»     - Что нужно сделать, чтобы найти сколько пар носков у бабушки было до того,как она подарила 3 пары? (4+3, так как подарила 3 пары) - Как найти сколько пар носков связала первоначально? (Полученное кол-во пар умножить на 2, так как она тратила на каждую пару по 2 мотка)   Одновременно дополняем«Дерево рассуждений» - Запишите решение у себя в тетрадях, не забудьте написать пояснение к каждому действию. - Какое у вас получилось первое действие? Что мы нашли первым действием? - Какое получилось второе действие? - Какое пояснение ко второму действию вы написали? 1)4+3=7(п.) было до того, как подарила 2) 7х2=14 (м) было всего Получаем 14 мотков, в ответе к обратной задаче мы получили данное исходной задачи? (Да) - Что это значит? (Задача решена верно) - Давайте запишем ответ задачи, для этого прочитаем вопрос задачи в учебнике. (Сколько еще пар носков у неё осталось?) - Как мы ответим на этот вопрос? (4 пары) Запишите ответ у себя в тетради. Ответ: 4 пары носков

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых”

(ВлГУ)

 

 

КОНСПЕКТ ФРАГМЕНТА УРОКА МАТЕМАТИКИ НА ТЕМУ:

«Решение задач на нахождение остатка, уменьшаемого, вычитаемого»

 

 

Составила:

Студентка гр. ЗНОЛу-117

Гребеньщикова О.С.

Проверила:

Болотова Т.В.

Оценка_________

Подпись_________

 

 

Владимир 2020


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: