Характер конституционно-правовых отношений определяется в первую очередь их социальной природой, местом и ролью в системе общественных отношений, а также спецификой конституционно-правовых норм.
Конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.
Конституционные правоотношения обладают основными признаками, которые присущи правоотношениям в целом. В то же время они по сравнению с другими видами правоотношений имеют свою специфику, им свойственна качественная обособленность, неповторимость, которая состоит в следующем:
1. Главная отличительная черта конституционно-правовых отношений – то, что они обладают высоким политическим потенциалом. По существу, они представляют собой особую, взятую в единстве наиболее обобщенных и социально-значимых характеристик форму политических отношений, существующих в обществе. Политические отношения выражают интересы различных социальных групп, коренные интересы общества в целом. Политика охватывает все сферы общества. Политические отношения касаются перспектив и путей общественного развития, участия в делах государства, задач, форм, содержания государственной деятельности как внутри страны, так и на международной арене.
|
|
2. Они отличаются своим содержанием, занимают особое место в системе правоотношений. Эти отношения являются ядром всех других правоотношений, так как в них выражаются основы устройства общества и государства. Они являются базовыми, системообразующими, играют ведущую, определяющую роль по отношению ко всем иным правоотношениям.
3. Им свойственен особый субъектный состав. Участниками конституционно-правовых отношений являются прежде всего социальные общности – народ, нации, слои, коллективы и личности. Наиболее крупные социальные общности (народ, нации) являются субъектами только конституционных правоотношений. Территориальные коллективы и личность в этих отношениях играют особую роль, они проявляют в них наиболее общие и значимые свои качества.
4. Многим конституционно-правовым отношениям присущи самый высокий уровень обобщения и наиболее абстрактная форма взаимодействия субъектов по сравнению с другими видами правовых отношений.
5. Конституционные нормы реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока, многоступенчато; поэтому возникает сложное переплетение конституционных и иных правоотношений. Так, в соответствии со статьей 37 Конституции РФ, предоставляющей каждому право на труд, между государством и, в частности, гражданами складываются конституционные правоотношения, когда государство принимает на себя обязательство обеспечить конкретному гражданину возможность трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, с вознаграждением за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Гражданин вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать себе род деятельности и профессию. Однако для реализации данной нормы необходимо продолжение, развитие конституционных правоотношений на отраслевом уровне.
|
|
Структура любого правоотношения, в т.ч. и конституционного складывается из следующих элементов: 1) субъекты; 2) объект; 3) содержание правоотношения.
1. Субъекты — это стороны-участники правоотношения, которые осуществляют свои права и несут соответствующие юридические обязанности. Необходимо разграничивать понятия «субъекты конституционного права» и «субъекты конституционно-правовых отношений». «Субъект конституционно-правовых отношений», - отмечает О.О. Миронов, - это субъект права, вступивший в конкретные правоотношения, а субъект права… есть возможный участник такого правоотношения».
Все субъекты конституционно-правовых отношений могут быть разделены на социальные и организационные. Социальные субъекты, в свою очередь делятся на индивидуальные (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и коллективные (многонациональный народ, национальные меньшинства, коренные и малочисленные народы). Организационные субъекты бывают публичные (государство, субъект Федерации, органы государственной власти и местного самоуправления) и общественные (общественные объединения, политические партии).
Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений. Такими особыми субъектами являются государство, народ, нации и народности, субъекты Федерации, муниципальные образования, коренные малочисленные народы, избирательные комиссии.
2. Объект правоотношений - это те предметы и объекты, явления реальной действительности, по поводу которых могут возникать правовые связи между участниками конституционно-правовых отношений.
Вступая в правоотношения, субъекты стремятся удовлетворить такие свои потребности или интересы, которые в одиночку недостижимы, но требуют содействия (или хотя бы непротиводействия) другой стороны. Таким образом, объектом любых правоотношений выступает правомерное поведение сторон. Это т.н. общий объект конституционно-правовых отношений.
К числу непосредственных объектов конституционно-правовых отношений относятся те реальные блага (ценности), к котором стремятся стороны правоотношения.
В качестве конкретных объектов конституционных правоотношений могут выступать:
а) материальные блага (явления материального мира): например, территория, отдельные природные ресурсы (земля, недра и т. д.), столица, деньги (в составе государственного бюджета, как объект запрета пополнять из иностранных источников фонды политических партий и др.), средства коммуникации, вооружения и т.п.;
б) личные нематериальные и духовные блага (нематериальные объекты): жизнь, свобода, честь, и достоинство личности, политическая власть, государственный язык, политическая символика, религия.
Объектами конституционно-правовых отношений являются главным образом высшие социальные ценности, которые обретают конституционный ранг и получают закрепление в конституционных принципах, общерегулятивных нормах, программных положениях. К таковым относятся, например, народовластие, федерализм.
|
|
3. Содержание правоотношения.
Поскольку правоотношение - это опосредованное правом общественное отношение, оно представляет собой своеобразный синтез юридического и фактического. Поэтому содержание правоотношения имеет двойственный характер: различают формально-юридический и материально-фактический аспекты содержания правоотношения, последовательно выступающие на первый план в процессе его реализации.
Юридическое содержание правоотношения составляют взаимные права и обязанности сторон.
Субъективное право — предоставленные управомоченному лицу вид и мера возможного (свободного) поведения, обеспеченного обязанностью другой стороны и гарантированного государством.
В основе субъективного права лежит обеспеченная правовая возможность, реализация которой зависит от собственного усмотрения лица.
Юридическая обязанность — возложенные на обязанное лицо вид и мера должного (требуемого) поведения, обеспечивающего право другой стороны и гарантированного государством.
Юридическая обязанность устанавливается как в интересах управомоченной стороны, так и государства в целом. Поэтому ее реализация имеет властный, императивный характер. Принудительный момент в юридической обязанности наиболее наглядно отличает ее от субъективного права, осуществить которое нельзя вопреки воле его носителя. Обязанности участников конституционных правоотношений неоднородны. Среди них можно выделить те, которые; а) имеют всеобщий характер и в равной мере касаются всех субъектов, например, обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15); б) свойственны определенному виду субъектов — обязанность субъектов законодательной инициативы иметь заключение Правительства Российской Федерации при внесении ими законопроектов о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета (часть 3 статьи 104); в) имеют конкретного адресата — обязанность Совета Федерации рассмотреть принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам, предусмотренным в статье 106 Конституции Российской Федерации.
|
|
Материальное содержание правоотношения – фактическое поведение участников общественных отношений.
Единство юридического и фактического содержания правоотношения особенно ясно прослеживается в случаях правомерного поведения субъектов. Если же реальное поведение участников правоотношения отклоняется от предусмотренного правами и обязанностями, то между юридическим и фактическим содержанием появляется противоречие. Такое поведение обретает качества нового правоотношения — становится правонарушением.
Юридическое и фактическое содержание правоотношения не совпадают по объему. Первое шире и богаче второго, ибо включает в себя целый "веер" правовых возможностей, из которых реально реализуется субъектами лишь одна. (Например, обладая правом на образование, субъект поступает в один определенный вуз).
4. Основание конституционно-правового отношения.
Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация конституционно-правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного конституционно-правового отношения.
Юридический факт - это конкретные жизненные обстоятельства, влекущие за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения.
Основанием возникновения общих конституционных правоотношений служит появление соответствующего субъекта, его конституирование, особое юридическое состояние, в котором он находится. Это также факты обобщающего свойства, сущностного порядка. Например, провозглашение Российской Федерации демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (статья 1), установление ее светского характера и отделение религиозных объединений от государства (статья 14). То обстоятельство, что в составе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, перечисленные в части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, также является юридическим фактом и влечет установление определенных связей между ними, проявляющихся в системе общих конституционных правоотношений.
В этом же ряду юридических фактов необходимо отметить явления и процессы, протекающие в различных сферах общественной и государственной жизни, и получившие отражение в Конституции: разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10), признание политического многообразия и многопартийности (часть 3 статьи 13). Подобные юридические факты не только порождают общие конституционные правоотношения, но ориентируют соответствующих субъектов на решение возникающих проблем и задач. Конкретные конституционные правоотношения нуждаются в фиксированных, более точно очерченных юридических фактах.
Разнообразие юридических фактов создает предпосылки для их классификации. В зависимости от характера связи с индивидуальной волей лиц они обычно подразделяются на юридические события и юридические действия. Наступление событий не зависит от воли людей, однако указание на них в конституционных нормах придает им юридическую значимость, связывает с ними меру возможного и должного поведения людей, государственных и общественных органов, иных субъектов (в конкретной форме, в виде варианта, масштаба мер, направления деятельности). Среди юридических событий, помимо уже перечисленных, отметим рождение (часть 2 статьи 17) или смерть физического лица (часть 4 статьи 35), достижение установленного возраста (статьи: 60; 81, часть 2; 97, часть 1); наступление или истечение определенного срока (статьи: 81, части 2 и 3; 99, часть 4); стойкая неспособность Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (часть 2 статьи 92).
Как правило, возникновение, функционирование и развитие конституционных правоотношений происходит в результате целой системы юридических фактов, которая называется юридическим составом. Например, для возникновения правоотношений по реализации гражданами пассивного избирательного права, кроме достижения предусмотренного Конституцией возраста, в установленном порядке требуется выдвижение гражданина кандидатом в депутаты, согласие выдвинутого лица баллотироваться по данному избирательному округу, регистрация его окружной избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты.
Среди интересующих нас юридических фактов наибольшее распространение получили действия, выражающие волевое поведение субъектов и их соотносимость с требованиями конституционных норм. Это могут быть — правомерные действия, т.е. соответствующее праву поведение субъекта, влекущее позитивные правовые последствия. Вместе с тем это могут быть и неправомерные действия, совершаемые вопреки конституционным предписаниям, и поэтому осуждаемые обществом и государством.
В свою очередь правомерные деяния делятся на юридические акты и юридические поступки.
Юридические акты - такие правомерные действия, которые направлены на достижение определенного правового результата. Совершая юридические акты, субъекты целенаправленно создают, изменяют, прекращают правоотношения для себя либо для других субъектов. В системе конституционных правоотношений их роль весьма значительна. С изданием, например, юридических актов связано возникновение подавляющего большинства конституционных правоотношений с участием органов государственной власти и их должностных лиц (напр., Президент издает указ о назначении выборов в Государственную Думу РФ, назначении референдума). Реализация ими своей компетенции, как правило, требует принятия соответствующих юридических актов. Аналогичные свойства юридических фактов приобретают решения таких специфических субъектов, как народ, нация. Это должным образом оформленные результаты выборов, референдума; акты, конституирующие волю нации при решении ею вопроса о форме национальной государственности либо изменении ее, при реализации прав, предоставленных нации, уже самоопределившейся в той или иной форме.
Юридические поступки - это такие правомерные действия, которые совершаются без определенной юридической цели, однако юридические последствия возникают в силу указаний закона. Для юридического поступка неважно - сознавал ли субъект его правовое значение, желал или нет правовых последствий. Например, гражданин, приобретая в собственность какое-либо имущество, получает право на неприкосновенность этого имущества, защиту со стороны закона.
К числу юридических поступков можно отнести также индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33); обжалование гражданами в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественныхобъединений и государственной власти или их должностных лиц (статья 53), обращения управомоченных субъектов в Конституционный Суд Российской Федерации и т.д.
Неправомерные деяния – поведение субъекта, противоречащее праву и влекущее негативные юридические последствия. Например, в случае совершения Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления должна производиться процедура импичмента, т.е. отрешения его от должности (ст.93 Конституции).
Прямое указание на неправомерные действия содержится в Конституции сравнительно редко, это задача главным образом текущего законодательства. Однако фактически перечень конституционных деликтов значительно шире: он включает издание актов, противоречащих Конституции Российской Федерации либо нарушающих установленную иерархию между ними (статьи: 15; 76; 85, часть 2; 90, часть 3; 115, часть 3), а также все действия, противоположные тем, которые признаны Конституцией правомерными, несоблюдение конституционных запретов и т.д.