Конституционно-правовые отношения (субъект, объект, содержание, основание)

Характер конституционно-правовых отношений определяется в первую очередь их социальной природой, местом и ролью в системе общественных отношений, а также спецификой конституционно-правовых норм.

Конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституцион­ного права, содержанием которого является юридическая связь ме­жду субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмот­ренных данной правовой нормой.

Конституционные правоотношения обладают основными признаками, которые присущи правоотношениям в целом. В то же время они по сравнению с другими видами правоотношений имеют свою специфику, им свойственна качественная обособленность, неповторимость, которая состоит в следующем:

1.    Главная отличительная черта конституционно-правовых отношений – то, что они обладают высоким политическим потенциалом. По существу, они представляют собой особую, взятую в единстве наиболее обобщенных и социально-значимых характеристик форму политических отношений, существующих в обществе. Политические отношения выражают интересы различных социальных групп, коренные интересы общества в целом. Политика охватывает все сферы общества. Политические отношения касаются перспектив и путей общественного развития, участия в делах государства, задач, форм, содержания государственной деятельности как внутри страны, так и на международной арене.

2. Они отличаются своим содержанием, занимают особое место в системе правоотношений. Эти отношения являются ядром всех других правоотношений, так как в них выражаются основы устройства общества и государства. Они являются базовыми, системообразующими, играют ведущую, определяющую роль по отношению ко всем иным правоотношениям.

3. Им свойственен особый субъектный состав. Участниками конституционно-правовых отношений являются прежде всего социальные общности – народ, нации, слои, коллективы и личности. Наиболее крупные социальные общности (народ, нации) являются субъектами только конституционных правоотношений. Территориальные коллективы и личность в этих отношениях играют особую роль, они проявляют в них наиболее общие и значимые свои качества.

4. Многим конституционно-правовым отношениям присущи самый высокий уровень обобщения и наиболее абстрактная форма взаимодействия субъектов по сравнению с другими видами правовых отношений.

5. Конституционные нормы реализуются обычно не изо­лированно, а в составе связки, блока, многоступенчато; поэтому воз­никает сложное переплетение конституционных и иных правоотно­шений. Так, в соответствии со статьей 37 Конституции РФ, предоставляющей каждому право на труд, между госу­дарством и, в частности, гражданами складываются конституцион­ные правоотношения, когда государство принимает на себя обяза­тельство обеспечить конкретному гражданину возможность трудить­ся в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, с вознаграждением за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального раз­мера оплаты труда. Гражданин вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать себе род деятельности и профессию. Однако для реализации данной нормы необходимо про­должение, развитие конституционных правоотношений на отрасле­вом уровне.

Структура любого правоотношения, в т.ч. и конституционного складывается из следующих элементов: 1) субъекты; 2) объект; 3) содержание правоотношения.

1. Субъекты — это стороны-участники правоотношения, которые осуществляют свои права и несут соответствующие юридические обязанности. Необходимо разграничивать понятия «субъекты конституционного права» и «субъекты конституционно-правовых отношений». «Субъект конституционно-правовых отношений», - отмечает О.О. Миронов, - это субъект права, вступивший в конкретные правоотношения, а субъект права… есть возможный участник такого правоотношения».

Все субъекты конституционно-правовых отношений могут быть разделены на социальные и организационные. Социальные субъекты, в свою очередь делятся на индивидуальные (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и коллективные (многонациональный народ, национальные меньшинства, коренные и малочисленные народы). Организационные субъекты бывают публичные (государство, субъект Федерации, органы государственной власти и местного самоуправления) и общественные (общественные объединения, политические партии).

Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений. Такими особыми субъектами являются государство, народ, нации и народности, субъекты Федерации, муниципальные образования, коренные малочисленные народы, избирательные комиссии.

2. Объект правоотношений - это те предметы и объекты, явления реальной действительности, по поводу которых могут возникать правовые связи между участниками конституционно-правовых отношений.

Вступая в правоотношения, субъекты стремятся удовлетворить такие свои потребности или интересы, которые в одиночку недостижимы, но требуют содействия (или хотя бы непротиводействия) другой стороны. Таким образом, объектом любых правоотношений выступает правомерное поведение сторон. Это т.н. общий объект конституционно-правовых отношений.

К числу непосредственных объектов конституционно-правовых отношений относятся те реальные блага (ценности), к котором стремятся стороны правоотношения.

В качестве конкретных объектов конституционных правоотношений могут выступать:

а) материальные блага (явления материального мира): например, территория, отдельные природные ресурсы (земля, недра и т. д.), столица, деньги (в составе государственного бюджета, как объект запрета пополнять из иностранных источников фонды политических партий и др.), средства коммуникации, вооружения и т.п.;

б) личные нематериальные и духовные блага (нематериальные объекты): жизнь, свобода, честь, и достоинство личности, политическая власть, государственный язык, политическая символика, религия.

Объектами конституционно-правовых отношений являются главным образом высшие социальные ценности, которые обретают конституционный ранг и получают закрепление в конституционных принципах, общерегулятивных нормах, программных положениях. К таковым относятся, например, народовластие, федерализм.

3. Содержание правоотношения.

Поскольку правоотношение - это опосредованное правом общественное отношение, оно представляет собой своеобразный синтез юридического и фактического. Поэтому содержание правоотношения имеет двойственный характер: различают формально-юридический и материально-фактический аспекты содержания правоотношения, последовательно выступающие на первый план в процессе его реализации.

Юридическое содержание правоотношения составляют взаимные права и обязанности сторон.

Субъективное право — предоставленные управомоченному лицу вид и мера возможного (свободного) поведения, обеспеченного обязанностью другой стороны и гарантированного государством.

В основе субъективного права лежит обеспеченная правовая возможность, реализация которой зависит от собственного усмотрения лица.

Юридическая обязанность — возложенные на обязанное лицо вид и мера должного (требуемого) поведения, обеспечивающего право другой стороны и гарантированного государством.

Юридическая обязанность устанавливается как в интересах управомоченной стороны, так и государства в целом. Поэтому ее реализация имеет властный, императивный характер. Принудительный момент в юридической обязанности наиболее наглядно отличает ее от субъективного права, осуществить которое нельзя вопреки воле его носителя. Обязанности участников конституционных правоотношений не­однородны. Среди них можно выделить те, которые; а) имеют все­общий характер и в равной мере касаются всех субъектов, например, обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и за­коны (часть 2 статьи 15); б) свойственны определенному виду субъ­ектов — обязанность субъектов законодательной инициативы иметь заключение Правительства Российской Федерации при внесении ими законопроектов о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении фи­нансовых обязательств государства, других законопроектов, преду­сматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета (часть 3 статьи 104); в) имеют конкретного адресата — обязанность Совета Федерации рассмотреть принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам, предусмотренным в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Материальное содержание правоотношения – фактическое поведение участников общественных отношений.

Единство юридического и фактического содержания правоотношения особенно ясно прослеживается в случаях правомерного поведения субъектов. Если же реальное поведение участников правоотношения отклоняется от предусмотренного правами и обязанностями, то между юридическим и фактическим содержанием появляется противоречие. Такое поведение обретает качества нового правоотношения — становится правонарушением.

Юридическое и фактическое содержание правоотношения не совпадают по объему. Первое шире и богаче второго, ибо включает в себя целый "веер" правовых возможностей, из которых реально реализуется субъектами лишь одна. (Например, обладая правом на образование, субъект поступает в один определенный вуз).

4. Основание конституционно-правового отношения.

Возникновению конкретного конституционно-правового отно­шения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация конституционно-правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного конституционно-правового отношения.

Юридический факт - это конкретные жизненные обстоятельства, влекущие за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Основанием возникновения общих конституционных правоотно­шений служит появление соответствующего субъекта, его конституирование, особое юридическое состояние, в котором он находится. Это также факты обобщающего свойства, сущностного порядка. Например, провозглашение Российской Федерации демократическим федератив­ным правовым государством с республиканской формой правления (статья 1), установление ее светского характера и отделение религиоз­ных объединений от государства (статья 14). То обстоятельство, что в составе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, перечисленные в части 1 статьи 65 Конституции Российской Федера­ции, также является юридическим фактом и влечет установление определенных связей между ними, проявляющихся в системе общих конституционных правоотношений.

В этом же ряду юридических фактов необходимо отметить явле­ния и процессы, протекающие в различных сферах общественной и государственной жизни, и получившие отражение в Конституции: разделение государственной власти на законодательную, исполни­тельную и судебную (статья 10), признание политического многооб­разия и многопартийности (часть 3 статьи 13). Подобные юридиче­ские факты не только порождают общие конституционные правоот­ношения, но ориентируют соответствующих субъектов на решение возникающих проблем и задач. Конкретные конституционные пра­воотношения нуждаются в фиксированных, более точно очерченных юридических фактах.

Разнообразие юридических фактов создает предпосылки для их классификации. В зависимости от характера связи с индивидуальной волей лиц они обычно подразделяются на юридические события и юридические действия. Наступление событий не зависит от воли людей, однако указание на них в конституционных нормах придает им юридическую значимость, связывает с ними меру возможного и должного поведения людей, государственных и общественных органов, иных субъектов (в конкретной форме, в виде варианта, масштаба мер, направления деятельности). Среди юридических событий, помимо уже перечисленных, отметим рождение (часть 2 статьи 17) или смерть фи­зического лица (часть 4 статьи 35), достижение установленного возрас­та (статьи: 60; 81, часть 2; 97, часть 1); наступление или истечение оп­ределенного срока (статьи: 81, части 2 и 3; 99, часть 4); стойкая неспо­собность Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (часть 2 статьи 92).

Как правило, возникновение, функционирование и развитие конституционных правоотношений происходит в результате целой системы юридических фактов, которая называется юридическим составом. Например, для возникновения правоотношений по реализации гражданами пассивного избиратель­ного права, кроме достижения предусмотренного Конституцией возраста, в установленном порядке требуется выдвижение гражданина кандидатом в депутаты, согласие выдвинутого лица баллотироваться по данному избирательному округу, регистрация его окружной из­бирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты.

Среди интересующих нас юридических фактов наибольшее распространение получили действия, выражающие воле­вое поведение субъектов и их соотносимость с требованиями консти­туционных норм. Это могут быть — правомерные действия, т.е. соответствующее праву поведение субъекта, влекущее позитивные правовые последствия. Вместе с тем это могут быть и непра­вомерные действия, совершаемые вопреки конституционным предпи­саниям, и поэтому осуждаемые обществом и государством.

В свою очередь правомерные деяния делятся на юридические акты и юридические поступки.

Юридические акты - такие правомерные действия, которые направлены на достижение определенного правового результата. Совершая юридические акты, субъекты целенаправленно создают, изменяют, прекращают правоотношения для себя либо для других субъектов. В системе конститу­ционных правоотношений их роль весьма значительна. С изданием, например, юридических актов связано возникновение подавляющего большинства конституционных правоотношений с участием органов государственной власти и их должностных лиц (напр., Президент издает указ о назначении выборов в Государственную Думу РФ, назначении референдума). Реализация ими своей компетенции, как правило, требует принятия соответствую­щих юридических актов. Аналогичные свойства юридических фак­тов приобретают решения таких специфических субъектов, как на­род, нация. Это должным образом оформленные результаты выбо­ров, референдума; акты, конституирующие волю нации при решении ею вопроса о форме национальной государственности либо измене­нии ее, при реализации прав, предоставленных нации, уже самооп­ределившейся в той или иной форме.

Юридические поступки - это такие правомерные действия, которые совершаются без определенной юридической цели, однако юридические последствия возникают в силу указаний закона. Для юридического поступка неважно - сознавал ли субъект его правовое значение, желал или нет правовых последствий. Например, гражданин, приобретая в собственность какое-либо имущество, получает право на неприкосновенность этого имущества, защиту со стороны закона.

К числу юридических поступков можно отнести также индиви­дуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33); обжалование гражданами в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественныхобъединений и государственной власти или их должностных лиц (статья 53), обращения управомоченных субъектов в Конститу­ционный Суд Российской Федерации и т.д.

Неправомерные деяния – поведение субъекта, противоречащее праву и влекущее негативные юридические последствия. Например, в случае совершения Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления должна производиться процедура импичмента, т.е. отрешения его от должности (ст.93 Конституции).

Прямое указание на неправомерные действия содержится в Кон­ституции сравнительно редко, это задача главным образом текущего законодательства. Однако фактически перечень конституционных деликтов значительно шире: он включает издание актов, противоре­чащих Конституции Российской Федерации либо нарушающих ус­тановленную иерархию между ними (статьи: 15; 76; 85, часть 2; 90, часть 3; 115, часть 3), а также все действия, противоположные тем, которые признаны Конституцией правомерными, несоблюдение конституционных запретов и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: