Речевая практика
2 класс
№ | Раздел Тема урока | К-во часов | Аудирование | Речевая ситуация | Культура общения | Дата | ||||
Характеристика учебной деятельности обучающегося | ||||||||||
Школьная жизнь.Добро пожаловать! | 6 1 |
| Поздравление с началом учебного года. | Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. | 02.09 | |||||
У нас новый ученик | 1 | Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). | Знакомство с новым учеником. | Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. | 04.09 | |||||
Кто нас лечит и кормит | 1 | Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). | Экскурсия по школе: посещение медицнского кабинета, столовой. Знакомство с персоналом. | Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. | 09.09 | |||||
Правила для школьника. | 1 | Конструирование реплик по теме. | Введение детей в ситуацию знакомства Развитие умения участвовать в вопросно-ответном диалоге.
| Расширение представления детей о правилах поведения при знакомстве. | 11.09 | |||||
5 | «Ура! Перемена!» | 1 | Чтение учителем стихотворения «Перемена» | Обсуждение ситуации по вопросам учителя. | Познакомить школьников с основными правилами поведения на перемене. | 16.09 | ||||
6 | Обобщение по теме «Школьная жизнь» | 1 |
|
| 18.09 | |||||
7 | Игры детей.Истории о лете | 7 1 | Отгадывание загадки о лете | Моделирование диалогов на основе изображенной на картинке ситуации | Познакомить с правилами участия в полилоге | 23.09 | ||||
8 | Игры детей летом | 1 |
|
| 25.09 | |||||
9 | Я расскажу вам, где отдыхал | 1 | Разучивание считалок | Моделирование диалогов на основе изображенной на картинке ситуации и по собственному опыту | Познакомить с правилами участия в полилоге | 29.09 | ||||
10 | Настольные игры | 1 | Разучивание чистоговорки То-то-то – у Антона лото. | Обогащать лексический запас учащихся словами, называющими игрушки, их основные признаки и действия с ними | 02.10 | |||||
11 | Моя любимая игра | 1 | Чтение учителем стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку» | Описание игрушки по картинно-графическому плану. | Игра «Назови ласково» | 07.10 | ||||
12 | Подвижные игры | 1 | Разучивание слов |
| 09.10 | |||||
13 | Обобщение по теме «Игры детей» | 1 |
|
| 14.10 | |||||
14 | Играем в сказку.Знакомство со сказкой «Три поросенка» | 6
1 | «Звуковое письмо». Разучивание песенки из сказки. Выбор из нескольких, близких по содержанию картинок, той, которая соответствует услышанной сказке. | Познакомить учащихся со сказкой «Три поросенка» | Формирование навыков взаимопомощи на примере героев сказки. | 16.10 | ||||
15 | Подготовка к инсценировке сказки «Три поросенка» | 1
| Прослушивание аудиозаписи отдельных эпизодов | Инсценирование отдельных эпизодов сказки | 21.10 | |||||
16 | Инсценировка сказки «Три поросенка» | 1 | Прослушивание аудиозаписи сказки «Три поросенка» | Инсценирование сказки и использование элементов костюмов | Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки | 23.10 | ||||
17 | Знакомство со сказкой «Три медведя» | 1 | «Звуковое письмо» Прослушивание аудиозаписи | Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Три медведя» | Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве. | 06.11 | ||||
18 | Подготовка к инсценировке сказки «Три медведя» | 1 | Прослушивание аудиозаписи отдельных эпизодов | Инсценирование отдельных эпизодов сказки | 11.11 | |||||
19 | Инсценировка сказки «Три медведя» | 1 | Коллективное рассказывание сказки. | Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов | Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки | 13.11 | ||||
20 | Я и мои товарищи. Расскажи мне о школе | 7
1 | Слушание стихотворения о школе | Моделирование диалога между учениками. Конструирование уточняющих вопросов. | 18.11 | |||||
21 | Не надо больше ссориться | 1 | Слушание стихотворения Э. Мошковская «Не надо больше ссориться» | Моделирование спорных ситуации и способы их решения | Формировать доброжелательное отношение друг к другу | 20.11 | ||||
22 | Про дружбу | 1 | Чтение литературных произведений. Слушание песен |
| 25.11 | |||||
23 | Мы - дежурные | 1 | Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы из песни | Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал | Закреплять умение строить высказывание-просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом | 27.11 | ||||
24 | Мы - дежурные | 1 |
| 02.12 | ||||||
25 | Наш товарищ заболел | 1 | Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Если друг попал в беду, помоги ему» | Выявление представлений детей по теме «Опасные ситуации» с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал | Закреплять умение строить высказывание-просьбу, обращенную к учителю. | 04.12 | ||||
26 | Обобщение по теме «Я и мои товарищи» | 1 |
| 09.12 | ||||||
27 | Зимняя прогулка. Мы катаемся с горы | 3
1 | Н. Некрасов «Детство» (отрывок) | Закреплять умение составлять рассказы из личного опыта | Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией | 11.12 | ||||
28 | Мы лепим снеговика | 1 | Давай, дружок, Смелей, дружок. Кати по снегу Свой снежок. | Закреплять умение составлять рассказы из личного опыта | Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией | 16.12 | ||||
29 | Зимние забавы | 1 | Моделирование возможных диалогов между героями картинки | Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией | 18.12 | |||||
30 | Новый год.Готовимся к празднику | 4
1 | Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя. | Составление письма Деду Морозу с опорой на условно-графические схемы предложений | Учить отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение | 23.12 | ||||
31 | Новогодние чудеса | 1 | Слушание песенки «В лесу родилась елочка» | Моделирование ситуации знакомства на карнавале | Развивать у школьников жестово-мимическую и интонационную выразительность | 25.12 | ||||
32 | Новогодние поздравления | 1 | Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем | Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков. | реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков | 13.01 | ||||
33 | Рождественские истории | 1
|
| 15.01 | ||||||
34 | Я дома.В воскресенье все дома | 6 1 | Слушание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» | Понимание прямых родственных отношений: мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры. Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братьев и сестёр, их занятий. «Кто старше, кто младше?». | Формировать уважительное отношение к старшим | 20.01 | ||||
35 | Расскажи о себе | 1 | Знание своего имени, отчества, фамилии, адреса. | 22.01 | ||||||
36 | Алло! Алло! Введение в ситуацию | 1 | Разучивание чистоговорки | Моделирование телефонных разговоров | Познакомить с правилами общения по телефону | 27.01 | ||||
37 | Алло! Алло! Я звоню маме (папе) | 1 | Разучивание чистоговорки | Моделирование телефонных разговоров с мамой. | Познакомить с правилами общения по телефону | 29.01 | ||||
38 | Я звоню в экстренные службы | 1 | Слушание и воспроизведение чистоговорки | Конструирование диалога с диспетчером «Скорой помощи» | Познакомить с правилами общения по телефону | 03.02 | ||||
39 | Обобщение по теме «Я дома» | 1 |
| 05.02 | ||||||
40 | Я за порогом дома. Я - пешеход | 14
1 |
| 10.02 | ||||||
41 | Моя дорога в школу | 1 | Отгадывание загадок | Моделирование ситуации «В школу я иду таким путем» | 12.02 | |||||
42 | Садитесь, пожалуйста! (Поведение в автобусе) | 1 | Слушание песенки «Мы едем, едем, едем» | Расширить словарный запас школьников, обозначающие общественный транспорт | Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста. | 17.02 | ||||
43 | Мы не знаем, как пройти - как быть? | 1 | Отгадывание загадок. | Моделирование ситуации «Я забыл дорогу». Обратить внимание учащихся на значение интонационного выделения слов | Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста. | 19.02 | ||||
44 | Где я живу | 1 | Отгадывание загадок | Запоминание своего адреса | 24.02 | |||||
45 | За покупками в магазин | 1 | Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине с опорой на содержание картинки | Помочь первоклассникам перенести полученные знания о ситуации «Покупка в магазине» в новые условия
| Повторить основные правила поведения в магазине. | 26.02 | ||||
46 | Я записался в кружок! | 1 | Конструирование реплик-обращений в ситуации записи в кружок | Ролевая ситуация «Я записываюсь в кружок» | Познакомить с основными моделями поведения в ситуации записи в кружок | 03.03 | ||||
47 | Я записался в кружок! | 1 |
| 05.03 | ||||||
48 | Поздравляем маму | 1 | Заучивание стихотворения к 8 Марта по выбору учащихся | Составление поздравления маме с опорой на условно-графические схемы предложений | Учить строить реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков | 10.03 | ||||
49 | С днем рождения! Введение в ситуацию | 1 | Разучивание скороговорки | Конструирование возможных поздравлений с торжественной интонацией
| Учить строить реплики-поздравления | 12.03 | ||||
50 | Я дарю подарок | 1 | Моделирование диалога при вручении подарка | Учить строить реплики-поздравления и ответные реплики | 17.03 | |||||
51 | С Днем рождения! Встречаем и провожаем гостей | 1 | Драматизация песни «К нам гости пришли» Отрывок из сказки А. Милна «Вини-Пух и все, все, все…» | Расширять представления учащихся о правилах поведения при встрече и проводах гостей Моделирование диалогов | Учить школьников правильно вести себя при встрече и прощании | 19.03 | ||||
52 | С Днем рождения! Ролевая игра | 1 |
| 31.03 | ||||||
53 | Обобщение по теме «Я за порогом дома» | 1 |
| 02.04 | ||||||
54 | Играем в сказку.Знакомство со сказкой «Красная Шапочка» | 6
1 | Прослушивание загадки в форме «звукового письма» | Познакомить учащихся со сказкой | Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве. | 07.04 | ||||
55 | Подготовка к инсценировке сказки «Красная Шапочка» | 1 | Прослушивание аудиозаписи отдельных эпизодов | Инсценирование отдельных эпизодов сказки | 09.04 | |||||
56 | Инсценировка сказки «Красная Шапочка» | 1 | Прослушивание аудиозаписи сказки | Инсценирование сказки и использование элементов костюмов | Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки | 14.04 | ||||
57 | Знакомство со сказкой «Маша и медведь» | 3
1 | Прослушивание загадки в форме «звукового письма» | Познакомить учащихся со сказкой | Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве. | 16.04 | ||||
58 | Подготовка к инсценировке сказки «Маша и медведь» | 1 | Прослушивание аудиозаписи отдельных эпизодов | Инсценирование отдельных эпизодов сказки | 21.04 | |||||
59 | Инсценировка сказки «Маша и медведь» | 1 | Прослушивание аудиозаписи сказки | Инсценирование сказки и использование элементов костюмов | Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки | 23.04 | ||||
60 | Мое любимое занятие. | 1 |
| 28.04 | ||||||
61 | Мое любимое занятие. | 1 |
| 30.04 | ||||||
62 | Мир природыВесенняя прогулка. | 6
1 | Отгадывание загадок Слушание стихов | Экскурсия на школьный двор. Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки весны | 05.05 | |||||
63 | У меня есть щенок! | 1 | Прослушивание песни «Мой щенок» | Моделирование телефонного разговора | 07.05 | |||||
64 | У меня есть щенок! | 1 | Проигрывание стихотворения А. Прокофьева «Тузик» | Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта | Называние ласково | 12.05 | ||||
65 | У меня есть щенок! | 1 | Слушание стихотворения С. Михалкова «Мой щенок» |
| Воспитывать у детей любовь к животным. | 14.05 | ||||
66 | Здравствуй, лето! | 1 | Слушание стихотворения И. Гуриной «Здравствуй, лето!» Отгадывание загадок, доскажи словечко | Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки лета. Экскурсия на школьный двор | 18.05 | |||||
67 | Обобщение по теме «Мир природы» | 1 |
| 20.05 | ||||||
68 | Итоговый урок | 1 |
| 26.05 | ||||||
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
На уроках используются:
1. Карточки с заданиями.
2. Карточки – схемы.
3. Сюжетные картинки.
4. Открытки – поздравления.
5. Открытки – приглашения.
6. Маски для театрализованных игр.
7. Фотографии
8. Технические средства обучения (презентации, обучающие фильмы, аудиозаписи).
9. Учебник
Литература
Основная
1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.Учебник для специальной коррекционной школы 8 вида «Устная речь» для 1 класса С.В. Комарова. Москва, «Просвещение» 2016
Дополнительная
1.Методика обучения русскому языку в коррекционной школе А.К.Аксёнова «ВЛАДОС» 2000
2..Речевые пятиминутки автор Н.И.Гридчина. КАРО Санкт-Петербург 2005г
3.«Развитие речи» Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук. «Просвещение»2007
4.«Речевое развитие» Л.Д.Мали, О.С.Арямова, С.А.Климова. Н.С.Пескова. Пенза 1997.
5.Игры по обучению грамоте и чтению Н.Н.Максимук. Москва «ВАКО» 2007