Л. Пантелеев «На ялике»

Анализ рассказов периода войны.

1. Б. Лавренев "Разведчик Вихров".

Книга Б. Лавренева «Разведчик Вихров» предназначена для изучения в 5 классе. В книге представлен контраст «сурового мира взрослых, опалённых порохом людей и хрупкого мира ребёнка войны» лежит в основе произведения.

Когда и где происходят события?

Зима: метафора – железная от мороза степь, «потянуло колючим холодком зимнего ветра», в районе совхоза «Новый путь».

Каким перед нами предстает Коля Вихров?

Тринадцатилетний гость, курносый, скуластый, в куцем пальтишке с рыжим воротником из шерстяного бобрика, обут в серые парусиновые туфли, потёртые на носках обшелушенные, посинелые губы неудержимо дрожали, грустные глаза смотрели пристально и строго. «Мальчик сбросил пальтишко, аккуратно свернул подкладкой наружу… оказался головастым и худым», «Я по-немецки могу, я в школе хорошо учился», «Папа…- геодезист, сам карты чертить могу, папа теперь в армии, у саперов командир», мама «по ночам у немецкой кухни картофельные ошурки подбирает», часовой застал, ударил прикладом, рука до сих пор не гнется.

Капитан Коля Вихров владеет многими сведениями: «Сколько, по-твоему, немцев в районе совхоза? Рота автоматчиков, взвод средних танков, танковое вооружение-калибр примерно 50 миллиметров, 10 дней грузовики цемент таскали, 109 грузовиков ввалили». Умеет работать с картой: «Ты нарисовать это сумел бы? Карта у вас какая хорошая. Подробная, как план. Сам карты чертить могу, не очень чисто, конечно».

Черты характера у главного героя:
- аккуратно свернул пальтишко подкладкой наружу, капитану понравилась бережливость к одежде;
- отношение к еде: испуганно смотрел на гигантский бутерброд, выбрал кусочек поменьше и положил рядом с чашкой;
- беспокойство о маме (худенькое лицо неожиданно сморщилось, и на стол закапали огромные, неудержимые слезы… Я стойкий. А вот маму вспомнил. Глаза его засветились: «Только голодно у нас. Немцы никому не позволяют уходить из совхоза. Нагрянут случайно для проверки – меня нет, они на маме выместят», - в его голосе слышалась недетская тоска).

 

Анализ эпизода.

Со слов «Перед рассветом пошел на наблюдательный пункт» до слов «Взрыв тряхнул почву, как землетрясение, и капитан с тревогой подумал о том, что он натворил в совхозе».

Данный отрывок является повествованием. Чтобы показать действие, автор использует глаголы, их – 20. Автор показывает признаки действия, используя наречия: висел долго, увидел ясно, полетели кверху, обрушился туда.

В этом отрывке образность создается при помощи олицетворений (залп прокатился, гром висел, пронеслась полоса бледного пламени, встал дым, взрыв тряхнул, скворечня вела разговор), сравнение (как землетрясение), метафору (могучей, курчавящейся шапкой). Средств выразительности мало, но они создают страшную картину боя, и кажется, что сам становишься очевидцем этих событий.

 

Зачем автор так подробно описывает картину боя?

Без этого эпизода мы бы не смогли понять, что чувствовал Коля, сидя на чердаке. Ведь капитан наблюдал происходящий бой издалека, а Коля находился в непосредственной близости. Это вокруг него рвались снаряды, летали вверх обломки бетона и бревен.

Рисунки нелёгкого времени: «суровый мир взрослых, опаленных порохом людей»; «грустные глаза пристально и почти строго смотрели в лицо капитана, лицо его потемнело, он заговорил настойчиво и торопясь (беспокоится о матери)», «почувствовав непосредственную сердечность ласки, мальчик, на мгновенье вернувшись в детство, по-ребячьи нежно прижался щекой к капитанской ладони».

 

Сюжет.

Продолжение темы о подростках-разведчиках можно найти в книге Бориса Лавренёва «Разведчик Вихров». Это рассказ о добровольце-разведчике Коле Вихрове, о его встрече с флотскими артиллеристами и их совместной борьбе против гитлеровских оккупантов.

Маленький герой, тринадцатилетний мальчик Коля Вихров, проявивший отвагу, смелость, мужество, спас односельчан и мать от фашистов, захвативших его деревню. Он почти босиком, «в парусиновых туфлях, протёртых на носках», пришёл к русским солдатам и принёс ценные сведения, которые собирал в течение двух недель, о том, сколько в совхозе «Новый путь» немцев, какого они полка, где у них расположены дзоты и другие укрепления. Краснофлотцы, опалённые порохом люди, удивлялись мужеству подростка: непогода, студёный суховей, степь, железная от мороза, а Коля шёл всю ночь в летних туфлях да ещё докладывал капитану как взрослый спокойно, изо всех сил держался бодро. «Курносый, скуластый, в куцем пальтишке с рыжим воротником из шерстяного бобрика. Его круглый носик побагровел от студёного суховея. Обшелушенные, посиневшие губы неудержимо дрожали, но тёмные грустные глаза строго смотрели в лицо капитана».

Коля не мальчик, а клад для разведки. В его голосе звучит накал упорства, поэтому он стремится к выполнению поставленных перед собой задач. Отвечает обстоятельно, точно, подкрепляет сказанное фактами. «Капитан понял, что перед ним сидит не обыкновенный мальчик, от которого можно узнать только самые общие сведения, а очень зоркий, сознательный и точный разведчик». К тому же разведчик Вихров прекрасно разбирался в картах.

Кульминационной сценой в рассказе является прицельный огонь по деревне, разговор со скворечней, который придумал для артиллеристов маленький разведчик. В момент огня Коля должен был сидеть на чердаке дома и подавать сигналы. Конечно, ему было страшно, но долг, чувство ответственности заставили пересилить страх. Он преодолел его ради любви к своей Родине, к людям, к жизни. Разведчик батареи Николай Вихров боевое задание выполнил: «Немцы, ошеломлённые мощью и меткостью огневого удара батареи, потеряв опорные точки, сопротивлялись слабо и отходили».

Борис Лавренёв показал нам в своём рассказе маленького русского человека, тринадцатилетнего героя-разведчика с большим сердцем, сердцем своего народа, ради которого он находит в себе силы, преодолевает страх, рискует жизнью, совершает подвиг, так как подвиг не может быть бессмысленным.

 




Л. Пантелеев «На ялике».

Впервые рассказ опубликован в газете «Комсомольская правда» 26 мая 1943 года.

Сюжет

Рассказ Пантелеева Алексея Ивановича описывает события, происходившие во время Великой отечественной войны в Ленинграде.

Автор описывает, как он ждал ялика, чтобы добраться до Каменного острова по делам. Когда ялик, которого ждало уже довольно много народа, причалил, оказалось, что на веслах сидит мальчик лет одиннадцати.

Стоявшие на пристани работницы разговаривали с мальчиком, как со старым знакомым, и называли его Мотенькой.

Ялик отчалил. Мотя спокойно и уверенно греб. Вдруг раздался звук канонады, пролетел вражеский самолет-разведчик, посыпались осколки. Женщины в лодке были перепуганы. Мотя воспринимал все происходящее невозмутимо и спокойно.

Автор сошел на берег на Каменном острове и пошел на зенитную батарею. Артиллеристы рассказали ему историю гребца Моти. Отец Матвея Капитон тоже был перевозчиком, его убило осколком. На смену отцу пришел Матвей, которого зенитчики называют адмиралом Нахимовым.

Обратно рассказчику пришлось опять возвращаться на ялике. Он разговорился с Матвеем и поинтересовался, не страшно ли ему перевозить людей под осколками. На что маленький мужчина ответил ему: «Воды бояться – в море не бывать».

Матвей не по-детски серьезно сказал, что если его убьет осколком, то на весла сядет Манька, его сестра.

Ялик причалил к пристани. Мотя пошел обедать, а его место на ялике заняла та самая Манька, умело и уверенно отчалившая от берега.

Герой в системе образов.

Отца Моти, перевозчика через Неву, убило осколком снаряда. Двенадцатилетний сын занял место отца. Теперь он бес­страшно под дождем осколков снарядов перевозит пассажи­ров на лодке через реку. Его точность в работе, как и бес­страшие, проявляются как закономерная норма поведения. А сам Матвей не по-детски, но вполне оправданно характером, с нескрываемой иронией реагирует на вопрос: «Неужели ты не боишься?».

Матвеем Константиновичем величают его взрос­лые пассажиры, знающие, что он «и днем и ночью, и в дождь и в бурю», и «под осколками снарядов — всегда на посту: «... Как может этот маленький человек держать в руках эти страш­ные весла? Как может он спокойно сидеть на скамейке, на которой еще, небось, не высохла кровь его отца? Ведь, каза­лось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертель­ным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к веслам, и к черной невской воде. Даже отдаленный орудий­ный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тос­кой его маленькое сердце. А ведь он улыбался. Вы подумайте только — он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий!..» — рассуждает рассказчик, профес­сиональный военный.

Двенадцатилетний Матвей Константинович не позволяет усомниться, что он не знаком с чувством жертвенности. «Воды бояться — в море не бывать», — отвечает он своему собесед­нику на повторный вопрос: как же это может быть не страш­но работать, если каждую минуту убить могут. «Ну что же! Конечно, могут. Всякое бывает. Могут и убить. Тогда что ж... Тогда, значит, придется Маньке за весла садиться.

Маньке еще не было и десяти лет, хотя и она так же уверенно, ловко, привычно работала тяжелыми веслами. Суть, конечно, не в физической нагрузке. В силе духа! В силе внут­ренней абсолютной преданности делу, чести, памяти отца своего. В силе нравственной преемственности. В естествен­ности и закономерности диктата сердца, который, одновре­менно, — диктат жизни в ее бессмертии.

Матвей, заменивший погибшего отца на переправе, каж­додневно осознанно совершает взятый на себя долг сына своих родителей и матери-Родины. Такова норма бытия. Таков зов души.

 

Главная мысль.

Главная мысль рассказа Пантелеева «На ялике» заключается в том, что чувство долга и ответственности присуще не только взрослым, но и детям. Мальчик Мотя понимал, что такое ответственность, и когда погиб его отец, занимавшийся перевозом людей через Неву, Мотя продолжил его дело.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: