Японская школа качества

Рис. 2.10. Пирамида А. Фейгенбаума

1 – выбор методов контроля; 2 – оценка поставщика; 3 – разработка планов приемки материалов и оборудования; 4 – контроль измерительных приборов; 5 – оптимизация стоимости качества; 6 – организация системы обеспечения качества; 7 – испытание изделий, определение их надежности; 8 – исследование эффективности различных методов контроля; 9 – анализ стоимости качества; 10 – разработка технологии контроля качества; 11 – обратная связь и контроль качества; 12 – разработка системы сбора информации о качестве; 13 – контроль новых проектов; 14 – осуществление входного контроля материалов; 15 – осуществление контроля производственных процессов и изделий; 16 – анализ производственных процессов; 17 – комплексный контроль качества

Слово «контроль» в словосочетании «контроль качества» подразумевает инструмент качества, который включает следующие шаги: установление стандартов качества; оценку соответствия этим стандартам; реакцию на превышение стандартов; планирование улучшения стандартов.

В середине 1980-х гг. А. Фейгенбаум рассматривает качество как основу стратегии деловой активности. На основании вышеизложенного Фейгенбаум определяет комплексную систему качества как «согласованную рабочую структуру, действующую в фирме и включающую эффективные технические и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин, с целью удовлетворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество».

5) Джон Рэббит и Питер Бергх на основе сопоставления подходов Деминга, Джурана и Кросби выделили 7 факторов всеобщего качества:

1. Ориентация на потребителя.

2. Ориентация на процесс и его результаты.

3. Управление участием в работе и ответственностью.

4. Непрерывное совершенствование.

5. Проблемы, зависящие от рабочих, должны составлять не более 20%.

6. Проведение измерений.

7. Командная организация работ по улучшению качества (постоянно действующие сквозные функциональные Советы).

Выводы: несмотря на различия в отраженных подходах, можно выделить основные положения управления качеством, объединяющие взгляды американскихученых:

- определение качества как соответствие требованиям;

- четкая ориентация на потребителя;

- системный и процессный подходы к управлению качеством;

- использование статистических методов.

Развитие этой школы управления качеством связано со следующими именами.

1) Каору Исикава ( 1915 – 1989 гг.), Он уделял особое внимание внедрению статистических методов контроля качества. В 1943 году им была, в частности, разработана первая причинно-следственная диаграмма. Она служит для объяснения определенных факторов качества, ее также используют как системный метод нахождения, сортировки и документирования причин изменчивости качества продукции и установления взаимосвязей этих причин.

Помимо диаграммы «причина-следствие» Исикава выделяет и другие инструменты контроля качества, подразделяя их на три группы: элементарные, промежуточные и передовые статистические методы. Наибольшее распространение получили так называемые семь инструментовконтроля качества: 1.Контрольные листы. 2. Диаграмма Парето. 3. Причинно-следственная диаграмма Исикавы. 4. Стратификация. 5. Гистограмма. 6. Корреляционные диаграммы. 7. Контрольные листы Шухарта.

Исикава известен также как активный участник и создатель движения «Управление качеством в рамках всей компании, как пионер движения кружков качества в Японии начала 60-х годов XX-го века.

Кружки качества – это добровольные объединения работников организации различного уровня и разных областей деятельности, собирающиеся в свободное от работы время с целью поиска мероприятий по совершенствованию качества. Обычно такие кружки имеют девизы: «Думай о качестве ежеминутно», «Качество решает судьбу фирмы» и действуют на основе следующих принципов:

- добровольности участия;

- регулярности собраний;

- конкретности решаемых проблем;

- выявления, изучения и оценки проблем качества в ходе обсуждения.

Значимость деятельности кружков качества для фирмы состоит в том, что они обеспечивают:

· проведение причинно-следственного анализа;

· укрепление связей между сотрудниками фирмы;

· самообучение членов кружка;

· выявление мероприятий по сокращению затрат на качество.

О популярности кружков качества говорят следующие данные: первый кружок был зарегистрирован в 1962 г., к началу 1965 г. В Японии было 3700 кружков, а в настоящее время их насчитывается более 300 тысяч.

Резюмируя основные идеи, положенные К. Исикавой в процесс управления качеством, необходимо выделит следующие положения:

- внедрение комплексного управления качеством в организации;

- управление качеством – одна из первостепенных задач фирмы, она означает перестройку мышления в области управления;

- ориентация всех без исключения подразделений на достижение конечной цели;

- человек в системе управления – основа комплексного управления качеством;

- управление качеством – это сочетание высокого профессионализма и четкой организации.

2) Генити Тагути ( род.1924 г .). Методология Тагути значительно больше ориентирована на целенаправленную оптимизацию продукции и процессов до начала производства, чем на достижение качества посредством контроля. Она позволяет планировать эксперименты с проектируемой продукцией до начала фазы производства.

Г. Тагути разбивает управление на предпроизводственном этапе на три стадии:

1. Проектирование конструкции. 2. Определение эталонных показателей. 3. Определение полей допусков для этих параметров.

В начале 1970-х годов Тагути разработал концепцию функции потерикачества. Он определял, в связи с этим, качество как потери, которое несет общество с момента ее выпуска.

Таким образом, основные элементы, составляющие философию качества Г.Тагути, можно коротко обозначить следующими положениями:

- важнейшей мерой качества произведенного продукта являются суммарные потери общества, порождаемые этим продуктом;

- чтобы в условиях конкурентной экономики оставаться в бизнесе, необходимо постоянное улучшение качества и снижение затрат;

- программа постоянного улучшения качества включает в себя непрерывное уменьшение отклонений рабочих характеристик продукта относительно заданных величин;

- потери потребителей, связанные с отклонениями при функционировании продукта, приблизительно равны квадрату отклонения рабочих характеристик от заданных значений;

- качество и стоимость готового продукта определяются в большей степени процессами разработки и изготовления;

- для идентификации параметров продукта (или процесса), влияющих на снижение отклонения в функционировании, могут использоваться статистические планируемые эксперименты.

3) Сигео Синго (род. 1909 т.). Его подход к управлению качеством больший акцент делает на организацию производственного процесса, а не на менеджмент. Один из его девизов гласит: «Тот, кто удовлетворен, не совершит ничего прогрессивного».

Основной вклад С. Синго в решение проблемы качества связан с концепцией, выдвинутой им в 1961 – 1964 годах, которая получила название «Пока-Екэ» или «Защищенность от ошибок». Главная идея состоит в остановке процесса, как только обнаруживается дефект, в определении причины и предотвращении возобновления источника дефекта. Поэтому не надо никаких статистических выборок. Эта концепция, названная концепцией «нуль дефектов», отличается от той, которая обычно связывается с именем американского ученого Ф.Кросби. С. Синго делает упор на достижение бездефектности путем использования хорошей инженерной подготовки производства и исследования производственных процессов, а не с помощью призывов и лозунгов, которые ассоциируются с кампаниями качества, проводимыми американскими и западноевропейскими фирмами.

Обобщая взгляды японских специалистов в области управления качеством, можно выделить следующие основные положения:

- ориентация на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях;

- акцент на контроль качества процессов, а не качество продукции;

- создание необходимых условий для предотвращения возможности появления дефектов;

- тщательное исследование и анализ возникающих проблем по принципу восходящего потока, т.е. от последующей операции к предыдущей;

- полное закрепление ответственности за качество результатов труда за непосредственным исполнителем;

- развитие творческого потенциала рабочих и служащих, культивирование принципа: нормальному человеку стыдно плохо работать; нужна ориентация, прежде всего, на качество, а не на кратковременные прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: