Система методов анализа качества продукции. Социологический и комплексные методы анализа качества

Тема 8. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ: МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

Рис. 7.2. Пример диаграммы Исикавы

Факторы, влияющие на качество продукции: 1 - вяжущие вещества; 2 - заполнители для бетона; 3 – технологический процесс; 4 - контрольные приборы; 5 - квалификация работников; 6 - мотивация работников; 7 - автоматическая; 8 - марка машины.

- сохранять анонимность высказываний;

- ограничить время экспертизы;

- обязательно наградить автора найденного решения;

- разделить каждую причину на составляющие ее причины и для каждой из них определить экспертным путем весовой показатель. Например, в факторе «материал» на долю вяжущего средства приходится 0,7, а на долю заполнителей бетона оставшиеся 0,3. Итого в сумме 1.

Проблематика: Система методов анализа качества продукции. Социологический и комплексные методы анализа качества. Графические методы анализа качества. Диаграмма сродства. Древовидная или системная диаграмма. Стрелочная диаграмма. Диаграмма процесса осуществления программы качества. Диаграмма дискретных данных. Столбиковая диаграмма. Гистограмма и полигон как вид диаграммы. Гистограмма площадей. Круговая диаграмма. График «минимакс». Диаграмма Парето и ее виды. Диаграмма разброса. Z - образный график. Схема потоков и ее построение.

8.1. Система методов анализа качества продукции. Социологический и комплексные методы анализа качества.

8.2. Графические методы анализа качества.

Основными методами сбора информации, анализа и решения проблем в области качества являются: методы обеспечения качества; методы стимулирования качества; методы контроля результатов управления качеством; социально-психологические методы; графические методы; групповые методы; методы анализа приоритетов в управлении качеством; схемы потоков; организационно-технологические методы; экономические методы и др.

Ряд названных методов были рассмотрены в других разделах курса как методы управления качеством: организационные; социально-психологические; экономические.

Теперь рассмотрим ряд других методов.

Напомним, что в предыдущих лекциях были рассмотрены методы определения значений показателей качества продукции. В свою очередь они подразделяются на две группы:

А) По способам получения информации: измерительный; регистрационный; органолептический и расчетный.

Б) По источникам получения информации о качестве: традиционный; экспертный и социологический. Рассмотрим их по порядку.

Измерительный метод – основан на информации, получаемой с обязательным использованием технических измерительных средств, предусмотренных конструкцией изделия или дополнительных (амперметры, вольтметры, тахометры, спидометры и т.д.)

Регистрационный метод - в нем используется информация, получаемая путем подсчета (регистрации) определенных событий, предметов или затрат. Например, регистрация количества отказов изделия при испытаниях и т.п.

Органолептический метод – в нем используется информация о качестве продукции, объекта, получаемая в результате восприятия органов чувств: зрения; слуха; обоняния; осязания и вкуса. Этот метод особенно широко применяется при проверке продуктов питания, в том числе их эргономичности, экологичности, эстетичности и т.д.

Расчетный метод основан на использовании теоретических или эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров. Это метод применяют, например, при проектировании продукции, когда отсутствует еще испытательный образец.

Традиционный метод – в нем показатели качества определяются должностными лицами (работниками) специализированных экспериментальных лабораторий, полигонов, стендов и расчетных подразделений предприятия, конструкторских отделов, вычислительных стендов, служб надежности. Информация о показателях качества формируется в процессе испытаний продукции, предельно приближенных к рабочим условиям функционирования продукции.

Экспертный метод – он основан на определении показателей качества путем работы специалистов-экспертов. В такие группы объединяются специалисты различных направлений знаний и практических навыков в зависимости от вида оцениваемой продукции. Каждый из членов обладает правом решающего голоса. Этим методом пользуются в тех случаях, когда показатели качества продукции не могут быть определены более объективными методами.

Социологический метод анализа качества основан на сборе и анализе информации о мнении фактических или возможных, например, потребителей продукции. Сбор информации осуществляется в ходе устного опроса или с помощью распространения анкет, а также путем организации конференций, выставок, аукционов и т.п.

Этот метод применяется на стадии выполнения маркетинговых исследований. В качестве экспертов используются потенциальные покупатели продукции или покупатели, которые давно используют конкретную продукцию и имеют большой объем знаний о ней.Такой метод нашел широкое распространение в Японии, в частности, при проектировании автомобилей, предназначенных для определенных слоев общества, к примеру, для среднего класса. Для этого используется опросный лист в котором указываются ряд параметров о которых надо узнать мнение покупателей в торговых точках (для автомобиля это: мощность двигателя, вес, цвет, габариты, тормозной путь, время достижения определенной скорости и т. д.).

Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей, чтобы определить, по каким достигнут уровень базового образца и значения каких наиболее отличаются от базовых. Расчет относительных показателей качества продукции (Q) ведется по формуле:

Qi = Рi / Рib, (1)

где Рi - значение i – го показателя качества оцениваемой продукции;

Pib - значение i – го базового показателя;

i = 1;

В результате расчетов, произведенных по формуле (1), улучшению качества может соответствовать как увеличение, так и уменьшение относительного показателя, например, уменьшение относительного показателя для единичной мощности (производительности) либо его уменьшение для материалоемкости. При наличии нормативных (проектных) ограничений для показателей качества относительный показатель вычисляют по формуле:

Pi – Pin

Qi = ————,

Pib – Pin

где Pin - нормативное (проектное) значение i – го показателя.

Если одни относительные показатели по результатам расчетов оказались лучше, а другие хуже, применяют комплексный или смешанный метод анализа качества.

Комплексный метод анализа качества. Он основан на применении обобщенных методов анализа качества, который представляет собой функцию от единичных (комплексных) показателей качества. Комплексные показатели могут быть связаны с единичными показателями через функциональные зависимости, отражающими законы природы, процессов, действий и т.п. Примером такого метода является формула для определения качества работы, например, автобусного парка:

П = 365 · КПа · КИап · КВ · ЭС · Свр,

где П – показатель, характеризующий работу автобусного парка – это комплексный показатель анализа качества работы автобусного парка. Остальные показатели являются единичными показателями из числа параметров работы автопарка. Это:

365 – количество дней в году;

КПа – коэффициент пробега автобуса;

КИап – коэффициент использования автобусного парка;

КВ – коэффициент вместимости автобусов;

ЭС – эксплуатационная скорость автобусов;

Свр – средняя продолжительность времени работы автобусов.

Интегральный метод анализа качества используется тогда, когда можно установить суммарный эффект от эксплуатации или потребления продукции и суммарные затраты на создание и эксплуатацию продукции. Это связано с тем, что функциональные зависимости при значительном числе влияющих параметров получать трудно. Данный метод опирается на различные средневзвешенные показатели, которые были ранее рассмотрены (арифметические, квадратические, геометрические, гармонические).

Главная особенность обобщенных, интегральных методов в том, что они являются субъективными по логике усреднения, а сам же комплексный показатель представляет объективную характеристику объекта.

Смешанный метод анализа качества продукции основан на одновременном использовании единичных и комплексных показателей (обобщенных) оценки качества продукции. Он применяется в тех случаях, когда совокупность единичных показателей является достаточно обширной и анализ значений каждого из них дифференциальным методом не позволяет получить обобщающих выводов или когда обобщенный показатель при комплексном методе недостаточно полно учитывает все существенные свойства продукции и не позволяет получить выводы о группах свойств.

При смешанном методе необходимо часть единичных показателей объединить в группы и для каждой определить соответствующий комплексный показатель, при этом отдельные важные показатели можно не объединять, а применять как единичные.

На основе полученной совокупности комплексных и единичных показателей можно оценивать уровень качества продукции уже дифференциальным методом.

Для оценки качества совокупности видов разнородной продукции используются индексы качества и индексы дефектности.

Индекс качества (Ик) – это комплексный показатель качества, применяемый при анализе качества разнородной продукции (выпущенной за рассматриваемый период времени), который равен среднему взвешенному относительных значений показателей качества этой продукции. Он определяется по формуле:

s Кi

Ик = ∑ Bi —,

i=1 Kib

где Вi – коэффициент весомости i – го вида продукции; Кi – комплексный показатель качества i – го вида продукции; Кib – комплексный показатель качества i – го вида продукции; i = 1, …, s – количество видов продукции.

Индекс дефектностид) – это комплексный показатель качества разнородной продукции, выпущенной за рассматриваемый период, равный среднему взвешенному коэффициентов дефектности этой продукции (он определяется как среде взвешенное количество дефектов, приходящееся на единицу продукции). Этот индекс определяется по формуле:

s

Ид = ∑ Bi Qi,

i=1

где Qi – относительный коэффициент дефектности продукции i – го вида, являющийся показателем качества изготовления продукции.

Коэффициент дефектности (Q) можно вычислить по формуле:

Q = Д / Дб,

Где Д – значение коэффициента дефектности продукции, произведенной в рассматриваемом периоде; Дб – базовое значение коэффициента дефектности продукции, произведенной в базовом периоде.

Индексы качества и дефектности являются универсальными показателями, которыми можно оценить качество продукции предприятия в целом и проанализировать его изменения за ряд лет.

Статистические методы анализа качества продукции. Это так называемые «семь инструментов качества»: гистограммы, временные ряды; диаграммы Парето, причинно-следственные диаграммы Исикавы, контрольные карты, контрольные листы, диаграммы рассеивания. Ряд из них мы уже рассматривали в общем виде ранее. Другие будут рассмотрены в теме: «Статистические методы регулирования качеством».

Ряд этих методов рассмотрим как графическиеметоды анализакачествапродукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: