Анализ творческий деятельности журналиста

Исследуется при помощи методов контент-анализа + (если есть возможность) интервью (самого журналиста, его коллег, редактора).

1. История творческой деятельности журналиста (какое образование, стаж работы, места работы, этапы профессиональной деятельности, занимаемые должности, награды и звания).

2. Анализ деятельности:

- активность (умение находить и разрабатывать новые темы, интересные для аудитории);

- владение методами сбора информации (наблюдение, интервью, эксперимент, работа с документами);

- с какими источниками работает (документы, люди, предметно-вещественная среда) + сколько источников использует в среднем в одном материале;

- умение работать в различных жанрах (информационных, аналитических, художественно-публицистических);

- владение методами анализа информации (общенаучные методы + процедуры: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, обобщение и др. + систематизация, классификация, группировка, типологизация);

- владение методами предъявления фактов (описание, повествование, характеристика, объяснение, рассуждение, типизация).

3. Анализ результатов деятельности (созданных материалов):

Для начала отметим, что главными критериями творчества (по М.Киму) являются оригинальность результата, его новизна и актуальность.

- объекты журналистского творчества (какие проблемы и темы разрабатывал, его тематическая специализация);

- актуальность и социальная значимость разрабатываемой тематики, исследуемых проблем;

- новизна и конструктивность идеи материала;

- особенности публицистического стиля автора (по Е.Дорощук: аналитичность/художественность, эвристичность/репродуктивность, дифференцированность/интеграция);

- владение образными и выразительными средствами при построении текста;

- текстовые характеристики творческого стиля (особенности композиции, предпочтительный вид сюжета, особенности архитектоники[1], предпочтительная структурная модель текста);

- тип текста с точки зрения творчества: эвристический (открытие есть), качественный продукт, массовый продукт.

В 1997 году лаборатория функционирования СМИ факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета провела опрос среди 30 руководящих сотрудников петербургских изданий. В ходе исследования им был задан вопрос: «Какой квалификацией (какими знаниями, умениями, навыками) должен обладать журналист, работающий в Вашем издании?». Среди ответов были выделены следующие:

— специализация в соответствующей отрасли, теме, проблеме, вопросе;

— умение работать с людьми, информацией, словом;

— умение формулировать мысли;

— знание социальных проблем города, умение всесторонне рассматривать их;

— умение находить и разрабатывать новые темы, интересные читательской аудитории;

— знание языка и принципов построения материала; умение извлекать информацию, излагать ее, строить обобщения;

— умение выявлять и анализировать сложные социально-экономические тенденции и процессы;

— коммуникативность, умение разбираться в психологии общения.


[1] Архитектоника (по М.Киму) — не только структоро-определяющая, но также и важнейшая эстетическая категория. Она подразумевает и определяет уровень искусства построения, соотношения элементов в системе с позиции эстетического значения, обращает внимание на общий эстетический план единого целого,.. Архитектоника журналистского текста — соразмерность его частей, эстетический уровень построения произведения как законченного целого, оправданность сочетания различных формообразующих элементов с целью достижения гармонии, это общий эстетический план материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: